Как и многие сейчас, очень интересуюсь вопросами раннего воспитания и развития детей. Много уже прочла по этому поводу, кое-что воплощаю в жизнь, многое ещё ждёт своего часа. Педагогического образования у меня нет, и до рождения первого ребёнка такие темы меня не интересовали вовсе. А сейчас читаю массу литературы по вопросам беременности, родов, детской психологии и психологии отношений, по вопросам методик раннего развития. Поскольку информация накапливается, ей нужен выход, так что буду вести здесь книгоблог с конспектами прочитанных книг, своими впечатлениями и навеянными мыслями: может, кому они на что сгодятся.
Итак, Никитины. Моя мама как-то в молодости прочла именно эту книгу и до сих пор вспоминает из неё одну вещь: Лена Алексеевна даёт советы по питанию, и советует мандарины заменить салатом из свежей капусты с горошком. Мол, витаминов столько же, но намного дешевле. Естественно, мне с детства было интересно, что же это за Никитины такие, которые так впечатлили мою маму. И вот я наконец добралась и до них.
Сразу скажу, что книга мне понравилась намного больше, чем, скажем, творения Гленна Домана. Во-первых, честностью: авторы описывают, какие ошибки они допустили в воспитании, как это поняли, как исправляли. Очень располагает, особенно в свете количества «специалистов» на форумах, которые всё делают правильно и даже не сомневаются в этом. Во-вторых, они много внимания уделяют воспитанию личности — нравственным, моральным качествам характера. И тоже очень честно пишут об этом. И это тоже редкость в современных методиках раннего развития.
Если вкратце по сути, то она такова.
1.Здоровье.
1.1.Раннее закаливание. И это не Комаровский, скажу я вам. У меня тоже ребёнок с рождения в квартире в трусах и я стараюсь его не кутать. Но у меня квартира с централизованным отоплением. На балкон зимой я дитё выносила, но как минимум в одеяле. Попу подмывала только тёплой водой. Никитины жили в достаточно сложных бытовых условиях: дом без водопровода и с печным отоплением. Подмывали холодной водой, дети бегали в трусах, младенцев регулярно выносили на улицу на мороз просто в пелёнках. И, кстати, таким методом вылечили какую-то очень сложную форму диатеза. Одежду носили в режиме «минус сезон» и взрослые, и дети. Т.е. присутствует закаливание как образ жизни. И опять же: они очень честные. Когда стали закаливать детей, стали и сами вести аналогичный образ жизни. А то я как-то в Ялте в ноябре видела картину: ребёнок плещется голенький в море, а мама стоит рядом, укутанная до бровей. Ну, вот как-то оно неправильно. Если уж учить детей чему-то, то и самим нужно учиться тому же, коль не умеешь.… Для меня, например, даже летом проблема холодной водой помыться, без носков ходить тоже очень некомфортно бывает. Короче, отложим пока закаливание в таком формате.
1.2.Физкультура. Здесь, конечно, без активной помощи папы обойтись сложновато будет. О необходимости движения и взаимосвязи физической и умственной активности говорят многие, и это уже не секрет. Никитины начинают с беременной мамы: чем больше она двигается, тем больше двигается малыш, и тем более физиологически сформированным он рождается. Выбора у Лены Алексеевны не было, кроме как много двигаться: с таким-то хозяйством! Хотя вот не знаю: у меня вторая беременность, и я просто тюленем становлюсь – энергии хватает только на самые необходимые действия. Некоторые мои знакомые рассказывали о всплесках творческой деятельной энергии во время беременности, но лично я этого состояния так и не дождалась. Затем с рождения младенцы подтягиваются на пальцах родителей, сначала взрослые просто поднимают и опускают мелкое тельце, потом тельце можно уже на пальцах вытащить из кроватки, потом устанавливается перекладина в кроватку и дитё самостоятельно поднимается на ней и раскачивается. Такая же перекладина ставится и в коляску. По своему опыту с первым ребёнком замечу, что всё это имеет смысл. Моей дочери с рождения было скучно просто лежать, и она не лежала ни в кровати, ни в коляске. Слинги были нашим всем – дочь хотела и хочет участвовать во всём происходящем. То, что дети Никитиных свободно передвигались по дому, как только могли это сделать, — вполне уже логично и естественно. Далее у них была целая спортивная комната со свободным доступом в любое время. Следующим постом выложу нашу спортивную комнату и расскажу, что умеем.
2.Развивающая среда. Об этом говорят многие корифеи раннего развития: Монтессори, например. Также большое внимание такому окружению уделяет вальдорфская педагогика, так что не буду на этом особо останавливаться. Здесь и опережающие развитие занятия, и развивающие игрушки в свободном доступе, и наглядные пособия, и книги, и уход за растениями на подоконнике, и кукольные кухни с инструментами.… Сейчас много материалов по теме, и безграничное поле для экспериментов. Кроме того, если вовлекать ребёнка в жизнь семьи, то это уже будет отличной развивающей средой, как по мне.
3.Трудовое воспитание. Здесь многое перекликается с А.С. Макаренко. Всё, что ребёнок может сделать сам, он делает сам. С раннего детства у ребёнка есть свои обязанности в семье, плюс Борис Павлович говорит о семейных трудовых десантах: где-то кому-то помочь, поволонтёрить и т.д. В принципе, последние три пункта (трудовое воспитание, человеческие отношения и искусство) являются хорошими способами формирования именно Личности. Никитины акцентируют внимание на том, как важно не просто распределить трудовые обязанности внутри семьи, а подчеркнуть для ребёнка, насколько важна его работа и как сильно он помогает родителям.
4.Человеческие отношения. Речь в основном о чуткости и уважении. Ребёнок с самого начала – личность. И это важно понимать нам, родителям. Что ещё для меня важно, это что Никитины ставят своей целью вырастить не гениев, а свободных людей, которые в состоянии самостоятельно принимать решения и оценивать обстановку. Без уважения это вряд ли получится, наверное.
5.Искусство. О важности подборки правильных произведений, наверное, говорить излишне. У Никитиных также был свой домашний театр. Единственный смутивший меня момент. Семья смотрела «Муму» по телевизору, и дети рыдали над судьбой несчастной собачки. Лена Алексеевна возмущается, что знакомый сказал о том, что это кино, и собачка выжила. Вроде как испортил педагогический момент. Я, может, сухарь, но тоже говорю, что это только мультик, например. И что игрушке не может быть больно. Конечно, учу игрушки не ломать и не швырять, но не потому же, что им больно. Не знаю, может, я и не права.
Вот, вкратце, и всё. В конце есть ещё интервью с Аршавским о вреде комфортной жизни. Что она расслабляет и всячески тормозит развитие. Но, как и все специалисты, Илья Аркадьевич рекомендует очень осторожно следовать методикам раннего развития, т.к. человечество очень многого ещё не знает, а люди всё же не роботы. Что одному хорошо, другому, как известно, — и смерть.
В принципе, не так уж сложно. Единственное, чего я так и не поняла (хотя надеялась), это как Никитины всё успевали. Оба работали в школе, плюс работа по хозяйству, плюс подработки, плюс ещё столько внимания детям. Железные люди, чесслово. Ну и эти советские идеализм и вера в светлое будущее… наше поколение многое потеряло в этом, да.
О Никитиных много сейчас пишут, и немного хорошего. Но они единственные, результаты чьей методики можно отследить. По Доману, например, я ничего не нашла. Да и вообще вопрос, кто чего ожидает в результате раннего развития. Уже разделяют понятия раннего развития и раннего обучения. Вроде как первое полезно, второе – вредно. В вальдорфской педагогике, например, считают вредными любые интеллектуальные занятия до семи лет. Читала как-то биографию Агаты Кристи, её мать тоже придерживалась взглядов, что до восьми лет читать вредно, но Агата сама научилась читать в пять лет. Так что тут всё очень индивидуально, думаю. Для меня лично крайне важно, чтобы мои дети росли счастливыми, здоровыми и гармоничными. Надеюсь, мы с мужем сможем им в этом помочь.
И ещё я думаю, что каждый ребёнок приходит со своим багажом (судьбой). То есть родители и окружение могут влиять лишь до определённой степени. Решать всё равно ребёнку. И родителям нужно учиться спокойно относиться к этому факту. До первой беременности я занималась ведической астрологией, и данные занятия утвердили меня в этой мысли.
Ну и напоследок пара ссылок о детях Никитиных сегодня. К вопросу о приоритетах в воспитании детей, и не только.
https://nikitiny.ru/Deti-Nikitinyh
И вот ещё ссылка о том, как важно не переборщить с ранним обучением:
Спасибо всем, кто дочитал. Буду рада отзывам.
Интересная выкладка
.Сынок испугался жучка, плакал, я думала, что ударился.Сказала мужу, чтобы просто отпустил жучка на волю, нельзя убивать на глазах у ребёнка.Хорошо, что муж понимает эти моменты.
О закаливании не скажу ничего, я боюсь это делать.Просто одеваю детей по погоде, чтобы комфортно было.
Это не моя статья)
А мне вот очень интересен данный вопрос))
все не читала. долго)
не маюсь всякими чушами. ребенка не кутаю. занимаюсь с ним тем, что ему нравится. и по фигу на никитиных, васиных и петровичей
все должно быть в меру