Никитины. Мы и наши дети

Как и многие сейчас, очень интересуюсь вопросами раннего воспитания и развития детей. Много уже прочла по этому поводу, кое-что воплощаю в жизнь, многое ещё ждёт своего часа. Педагогического образования у меня нет, и до рождения первого ребёнка такие темы меня не интересовали вовсе. А сейчас читаю массу литературы по вопросам беременности, родов, детской психологии и психологии отношений, по вопросам методик раннего развития. Поскольку информация накапливается, ей нужен выход, так что буду вести здесь книгоблог с конспектами прочитанных книг, своими впечатлениями и навеянными мыслями: может, кому они на что сгодятся.

Итак, Никитины. Моя мама как-то в молодости прочла именно эту книгу и до сих пор вспоминает из неё одну вещь: Лена Алексеевна даёт советы по питанию, и советует мандарины заменить салатом из свежей капусты с горошком. Мол, витаминов столько же, но намного дешевле. Естественно, мне с детства было интересно, что же это за Никитины такие, которые так впечатлили мою маму. И вот я наконец добралась и до них.

Сразу скажу, что книга мне понравилась намного больше, чем, скажем, творения Гленна Домана. Во-первых, честностью: авторы описывают, какие ошибки они допустили в воспитании, как это поняли, как исправляли. Очень располагает, особенно в свете количества «специалистов» на форумах, которые всё делают правильно и даже не сомневаются в этом. Во-вторых, они много внимания уделяют воспитанию личности — нравственным, моральным качествам характера. И тоже очень честно пишут об этом. И это тоже редкость в современных методиках раннего развития.

Если вкратце по сути, то она такова.

1.Здоровье.

1.1.Раннее закаливание. И это не Комаровский, скажу я вам. У меня тоже ребёнок с рождения в квартире в трусах и я стараюсь его не кутать. Но у меня квартира с централизованным отоплением. На балкон зимой я дитё выносила, но как минимум в одеяле. Попу подмывала только тёплой водой. Никитины жили в достаточно сложных бытовых условиях: дом без водопровода и с печным отоплением. Подмывали холодной водой, дети бегали в трусах, младенцев регулярно выносили на улицу на мороз просто в пелёнках. И, кстати, таким методом вылечили какую-то очень сложную форму диатеза. Одежду носили в режиме «минус сезон» и взрослые, и дети. Т.е. присутствует закаливание как образ жизни. И опять же: они очень честные. Когда стали закаливать детей, стали и сами вести аналогичный образ жизни. А то я как-то в Ялте в ноябре видела картину: ребёнок плещется голенький в море, а мама стоит рядом, укутанная до бровей. Ну, вот как-то оно неправильно. Если уж учить детей чему-то, то и самим нужно учиться тому же, коль не умеешь.… Для меня, например, даже летом проблема холодной водой помыться, без носков ходить тоже очень некомфортно бывает. Короче, отложим пока закаливание в таком формате.

1.2.Физкультура. Здесь, конечно, без активной помощи папы обойтись сложновато будет. О необходимости движения и взаимосвязи физической и умственной активности говорят многие, и это уже не секрет. Никитины начинают с беременной мамы: чем больше она двигается, тем больше двигается малыш, и тем более физиологически сформированным он рождается. Выбора у Лены Алексеевны не было, кроме как много двигаться: с таким-то хозяйством! Хотя вот не знаю: у меня вторая беременность, и я просто тюленем становлюсь – энергии хватает только на самые необходимые действия. Некоторые мои знакомые рассказывали о всплесках творческой деятельной энергии во время беременности, но лично я этого состояния так и не дождалась. Затем с рождения младенцы подтягиваются на пальцах родителей, сначала взрослые просто поднимают и опускают мелкое тельце, потом тельце можно уже на пальцах вытащить из кроватки, потом устанавливается перекладина в кроватку и дитё самостоятельно поднимается на ней и раскачивается. Такая же перекладина ставится и в коляску. По своему опыту с первым ребёнком замечу, что всё это имеет смысл. Моей дочери с рождения было скучно просто лежать, и она не лежала ни в кровати, ни в коляске. Слинги были нашим всем – дочь хотела и хочет участвовать во всём происходящем. То, что дети Никитиных свободно передвигались по дому, как только могли это сделать, — вполне уже логично и естественно. Далее у них была целая спортивная комната со свободным доступом в любое время. Следующим постом выложу нашу спортивную комнату и расскажу, что умеем.

2.Развивающая среда. Об этом говорят многие корифеи раннего развития: Монтессори, например. Также большое внимание такому окружению уделяет вальдорфская педагогика, так что не буду на этом особо останавливаться. Здесь и опережающие развитие занятия, и развивающие игрушки в свободном доступе, и наглядные пособия, и книги, и уход за растениями на подоконнике, и кукольные кухни с инструментами.… Сейчас много материалов по теме, и безграничное поле для экспериментов. Кроме того, если вовлекать ребёнка в жизнь семьи, то это уже будет отличной развивающей средой, как по мне.

3.Трудовое воспитание. Здесь многое перекликается с А.С. Макаренко. Всё, что ребёнок может сделать сам, он делает сам. С раннего детства у ребёнка есть свои обязанности в семье, плюс Борис Павлович говорит о семейных трудовых десантах: где-то кому-то помочь, поволонтёрить и т.д. В принципе, последние три пункта (трудовое воспитание, человеческие отношения и искусство) являются хорошими способами формирования именно Личности. Никитины акцентируют внимание на том, как важно не просто распределить трудовые обязанности внутри семьи, а подчеркнуть для ребёнка, насколько важна его работа и как сильно он помогает родителям.

4.Человеческие отношения. Речь в основном о чуткости и уважении. Ребёнок с самого начала – личность. И это важно понимать нам, родителям. Что ещё для меня важно, это что Никитины ставят своей целью вырастить не гениев, а свободных людей, которые в состоянии самостоятельно принимать решения и оценивать обстановку. Без уважения это вряд ли получится, наверное.

5.Искусство. О важности подборки правильных произведений, наверное, говорить излишне. У Никитиных также был свой домашний театр. Единственный смутивший меня момент. Семья смотрела «Муму» по телевизору, и дети рыдали над судьбой несчастной собачки. Лена Алексеевна возмущается, что знакомый сказал о том, что это кино, и собачка выжила. Вроде как испортил педагогический момент. Я, может, сухарь, но тоже говорю, что это только мультик, например. И что игрушке не может быть больно. Конечно, учу игрушки не ломать и не швырять, но не потому же, что им больно. Не знаю, может, я и не права.

Вот, вкратце, и всё. В конце есть ещё интервью с Аршавским о вреде комфортной жизни. Что она расслабляет и всячески тормозит развитие. Но, как и все специалисты, Илья Аркадьевич рекомендует очень осторожно следовать методикам раннего развития, т.к. человечество очень многого ещё не знает, а люди всё же не роботы. Что одному хорошо, другому, как известно, — и смерть.

В принципе, не так уж сложно. Единственное, чего я так и не поняла (хотя надеялась), это как Никитины всё успевали. Оба работали в школе, плюс работа по хозяйству, плюс подработки, плюс ещё столько внимания детям. Железные люди, чесслово. Ну и эти советские идеализм и вера в светлое будущее… наше поколение многое потеряло в этом, да.

О Никитиных много сейчас пишут, и немного хорошего. Но они единственные, результаты чьей методики можно отследить. По Доману, например, я ничего не нашла. Да и вообще вопрос, кто чего ожидает в результате раннего развития. Уже разделяют понятия раннего развития и раннего обучения. Вроде как первое полезно, второе – вредно. В вальдорфской педагогике, например, считают вредными любые интеллектуальные занятия до семи лет. Читала как-то биографию Агаты Кристи, её мать тоже придерживалась взглядов, что до восьми лет читать вредно, но Агата сама научилась читать в пять лет. Так что тут всё очень индивидуально, думаю. Для меня лично крайне важно, чтобы мои дети росли счастливыми, здоровыми и гармоничными. Надеюсь, мы с мужем сможем им в этом помочь.

И ещё я думаю, что каждый ребёнок приходит со своим багажом (судьбой). То есть родители и окружение могут влиять лишь до определённой степени. Решать всё равно ребёнку. И родителям нужно учиться спокойно относиться к этому факту. До первой беременности я занималась ведической астрологией, и данные занятия утвердили меня в этой мысли.

Ну и напоследок пара ссылок о детях Никитиных сегодня. К вопросу о приоритетах в воспитании детей, и не только.

https://nikitiny.ru/Deti-Nikitinyh

И вот ещё ссылка о том, как важно не переборщить с ранним обучением:

Спасибо всем, кто дочитал. Буду рада отзывам.


Анна
571593
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ялюблюморе

Интересная выкладка

Пожаловаться
Xenia
Не знаю этой методики.Согласна во многом с тем, что Вы пишете.Но учу детей жалеть друг друга, родителей и игрушки.Игрушкам тоже больно.Поэтому ничего не разбрасываем, не ломаем.Куклу обнимаем, также мягкие игрушки, гладим и целуем.

.Сынок испугался жучка, плакал, я думала, что ударился.Сказала мужу, чтобы просто отпустил жучка на волю, нельзя убивать на глазах у ребёнка.Хорошо, что муж понимает эти моменты.

О закаливании не скажу ничего, я боюсь это делать.Просто одеваю детей по погоде, чтобы комфортно было.

Пожаловаться
Анна
МамаДоченьки, Спасибо, это приятно))
Пожаловаться
МамуляСынули
МамаДоченьки, Спасибо, было интересно)
Пожаловаться
МамаДевочек
МамуляСынули 

Это не моя статья)

Пожаловаться
МамаДевочек

А мне вот очень интересен данный вопрос))

Пожаловаться
Рыжик Лапкович

все не читала. долго)

не маюсь всякими чушами. ребенка не кутаю. занимаюсь с ним тем, что ему нравится. и по фигу на никитиных, васиных и петровичей

все должно быть в меру