!
Если вы споткнулись об очередную брошенную игрушку, поскользнулись на луже непонятного происхождения, наступили на недоеденную баранку или печенюшку, а свой мобильник обнаружили, например, в мусорном ведре или стиральной машине…Все в порядке! Просто у вас растет очаровательный малыш! С чего же нужно начать, что бы потом с гордостью хвастаться, как ваш трехлетний карапуз сам убирает свои игрушки, заправляет свою постель и поливает цветы?
С чего начать?
Не секрет, что малыш словно губка, впитывает в себя все, что происходит вокруг. И основное влияние в первые годы жизни на него, конечно же, оказывает семья. Для того чтобы маленький человечек понимал, что такое порядок, он должен наблюдать его изо дня в день.
Приучение к порядку с раннего детства должно происходит в совместной деятельности с взрослым! Не стоит тешить себя надеждой, что однажды малыш, вдруг ни с того ни с сего, воспылает страстью к чистоте. С другой стороны, если неустанно твердить ему: «Ты должен убраться!», «Убери игрушки!», «Ты – будущая хозяйка! Ты должна помогать маме!», «Как тебе не стыдно?», «Ты меня не любишь, если бы любил – вымыл бы посуду!» и т.п., у ребенка не только выработается стойкая неприязнь к уборке в частности и к порядку вообще, но он также рискует заполучить на свою голову увесистый комплекс вины, который будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь. А это, в свою очередь, уже серьезная психологическая проблема.
Так как же грамотно построить процесс приучения крохи к домашним делам?
На самом деле все относительно просто, для того, что бы малыш принимал активное участие в процессе уборки, ему надо показать, как именно надо действовать. Ведь для детей единственный доступный способ познания – это наблюдение за тем, как ведем себя мы – взрослые. Подражание является основой социального поведения ребенка.
«Ваш карапуз рассыпал что-нибудь или пролил? Не ругайте его, он наверняка сделал это не специально. Вместо этого объясните, что мусору на полу не место, покажите ему веник, дайте за него подержаться, растолкуйте – для чего он нужен, или позвольте вместе с вами повозить по полу мокрой тряпкой – ведь это такое удовольствие! Расскажите, почему вы складываете разбросанную по дому одежду на полки в гардероб и зачем убираете разложенные на кухонном полу кастрюли, сковородки и половники обратно в шкаф, или что за странная штуковина – утюг.» Разумеется, подобные «беседы» не научат вашего кроху в одночасье стирать, подметать и гладить, однако они позволят ему воспринимать заботы по дому как неотъемлемую часть повседневной жизни, понятную не только «Всемогущим Взрослым», но и ему тоже. К тому же, давно известно, что чем раньше мы начинаем общаться с малышами, чем богаче и насыщеннее это общение, тем благоприятнее это сказывается на дальнейшем развитии маленького человека. Начав вместе с ребенком убирать его разбросанные игрушки, вы однажды заметите, что у него неплохо получаться. Тогда попробуйте под каким-либо предлогом ненадолго отлучиться и понаблюдайте за ребенком. Если кроха не растерялся и продолжает заниматься совместно начатым делом, значит он уже вполне готов к тому, чтобы уборка игрушек стала его полноценной обязанностью. Теперь ваша задача заключается в том, чтобы постепенно и незаметно для малыша отстраниться от этого занятия. И когда, наконец, он от начала и до конца уберет свои игрушки – похвалите его, подчеркните, какой он стал самостоятельный и взрослый. Торжественно объявите ему, что отныне это его почетная обязанность.
Возраст помощника?
Конечно, всех родителей волнует вопрос о том, когда же лучше всего начинать приучать ребенка к порядку? Вы можете понемногу заниматься с малышом уже с того момента, как он научился хорошо сидеть. То есть уже в 7-9 месяцев. Сядьте рядом с ним. Вооружитесь коробкой и несколькими небольшими предметами, знакомыми малышу, что б он не отвлекался на них. Покажите как это здорово и весело – бросать их в коробку. Пока еще ребенок не способен активно участвовать в уборке, пусть каждый вечер становится свидетелем того, как его игрушки убираете вы. Не торопясь, показывайте ему, как и что вы делаете, при этом, комментируя каждое свое действие, повторяя ключевые слова, такие как «убираю», «порядок», «игрушки», «ящик» и т.д. Обучение можно считать успешным, когда ребенок сам, без посторонней помощи справится с заданием. Приблизительно к концу первого года жизни у малыша появляется интерес к складыванию и доставанию различных предметов. Этот период и можно считать оптимальным для того, чтобы перейти к активной фазе приучения ребенка к порядку. Попробуйте вместе с ним собрать разбросанные на полу игрушки в коробку, сложить в стопку газеты и журналы. В полтора года или чуть раньше малыш, несомненно, придет в восторг, если вы позволите ему выбросить что-нибудь в мусорное ведро считавшееся неприкосновенным. Только не забудьте учесть несколько моментов, во-первых, мусор не должен быть слишком привлекательным для малыша, а во-вторых, надо следить, что бы ребенок ничего не доставал из ведра. Регулировать действия малыша вам поможет интонация: например, как только ребенок опустил в ведро, ненужный обрывок газеты – щедро похвалите его, обнимите, погладьте по головке; однако, если его хитрые глазки заблестели, а ручки потянулись обратно – строго скажите, что так поступать нельзя, мягко, но настойчиво отведите его в сторону. Используйте простые слова-антонимы «хорошо»/«плохо», «можно»/«нельзя». Покажите, что вы недовольны. К полутора годам вы можете научить малыша относить свои мокрые штанишки в ванную или доставать из стиральной машинки выстиранное белье. Как раз от таких милых и забавных мелочей, в конечном счете, и будет зависеть то, насколько опрятным вырастет ваш ребенок. В два года ребенок уже способен не просто убирать вещи на свои места, но и, например, складывать свою одежду или развешивать ее на детском стульчике. В этом возрасте вы также можете доверить ему мытье своей тарелочки и кружки. Большинство детей любят возиться в воде, и вашему малышу это занятие наверняка придется по вкусу. В 2,5 года маленький помощник вытрет пыль и польет из лейки комнатные растения, а если нечаянно прольет воду на пол, то самостоятельно возьмет тряпку и вытрет лужу. Мечта, скажете вы? Нет, вполне реальная действительность! Просто не бойтесь привлекать ребенка к работе по дому, дайте ему почувствовать, что без него вам никак не обойтись.
Да, допустим посадили на стульчик (если такой вид наказания), ребенок вырывается и орет. Вы спокойно придерживая его на стульчике отсчитываете время наказания и отпускаете (начинать можно с 30 секунд и не больше 5 минут, для малышей сложно сидеть неподвижно столько), потом когда ребенок успокоится начинаете объяснять почему так произошло, что он был наказан. Например: ребенок балуется, лезет куда не надо, объяснения не помогли, пришлось наказать. Отсидел наказание, перестал рыдать и вы начинаете разговор. -Спрашиваете, понравилось ему быть наказанным? Ребенок соответственно отвечает, что нет. -Говорите, что и вам не нравится наказывать, но он вас вынудил, т.к. не послушался предупреждений. Объясняете ему манеру поведения. Говорите, что у вас самый замечательный малыш, как вы его любите, и что вас очень растраивает когда он не слушается. Обычно дети все понимают и пока помнят ведут себя хорошо)
и машинку стиральную мы вместе ставим, потом долго сидит перед ней пялится как она стирает, и белье вешаем даже пару носков скинули с балкона, а пылесос любимое дело! приходится часть трубы ей выдавать чтобы тоже пылесосила
оооо актуальная тема для меня! Вечный вопрос: «А кто будет собирать игрушки????» и дети бегут в рассыпную по разным комнатам
Правда теперь уже приучаю к порядку и убираемся вместе с детьми. А Настюшка помогает мне на кухне готовить)
А с кубиками и коробками мы пока просто играем. То все в коробочку (или кастрюлю, если на кухне) складывает, то тут же достает и разбрасывает!) )
Только где это все сейчас, фиг упросишь…