Сегодня хочу поделиться нашим опытом погружения в удивительный мир математики... дома. Да-да, мы обходимся без детского сада, и это осознанный выбор (почему – писала здесь https://forum.baby.ru/community/view/44180/forum/post/2631861225 , но в двух словах: нам так комфортнее, глубже, наше). И математика здесь – не просто счет до десяти. Для нас это целая вселенная форм, цветов, сравнений и логических игр!
Многие думают, что математика для малышей – это только цифры. Математика – это и сенсорика в чистом виде: умение различать цвета, узнавать и называть формы, сравнивать "больше-меньше", "выше-ниже". Это основа основ! И в этом плане дома можно развернуться даже шире, чем в саду (конечно, при желании и капельке маминой фантазии).
Наша "математическая кладовая": пособия и подходы
Перепробовали многое, но со временем сформировался костяк, на который мы опираемся:
1. Рабочие конспекты "ФЭМП" (3-4 года) из серии "От рождения до школы". Моя палочка-выручалочка! Честно? Это не полноценные конспекты, скорее, набор идей – "раз, два и апчхи!", как я говорю. НО! Они невероятно экономят время и мозги. Не надо ломать голову: "А что вообще должен знать ребенок в 3-4 года? О чем говорить?". Книга дает темы (цвета, формы, величина, количество, ориентировка в пространстве/времени), а я уже разворачиваю их в игру. Незаменимая отправная точка!
2. "Игралочка" (Считалочка) Петерсон Л.Г. – Наше основное "блюдо"! 🔥 Очень системный, продуманный курс. Математика подается через сказку, игру, действие. Задания разнообразные, на развитие логики и мышления, а не просто механическое запоминание. Вера занимается с удовольствием!
3. Тетради Колесниковой и Шевелева. Хорошие, добротные рабочие тетради. Мне кажется, они немного проигрывают Петерсон в глубине и "игривости" подачи, но как дополнительный материал – отличны! Часто распечатываю конкретные страницы на отработку навыка или просто для смены деятельности.
4. Настольные игры – наши верные помощники! Лото на цвета и формы, "ходилки" с кубиком, мемори, сортеры, конструкторы – все идет в ход! Учимся соблюдать правила, считать, сравнивать, ждать своего хода – сплошная математика в действии.
5. Математика в быту – это святое! "Сколько чашек поставим на стол?", "Давай посчитаем ступеньки!", "Ой, смотри, красная машина поехала!", "Дай мне, пожалуйста, БОЛЬШУЮ ложку". Постоянно ненавязчиво вплетаем математические понятия в жизнь. Это работает лучше любого учебника!
6. Количественные карточки (точки, Доман/Шичида). Используем периодически. Методики мощные, но... не панацея и работают не на 100% у всех и не вечно (особенно после дошкольного возраста). Я рассматриваю их как отличный тренажер для зрительного восприятия количества и памяти. Вижу, что Вере нравится, она быстро схватывает образ числа – и на этом пока остановимся.
А как это выглядит на практике? Один день из жизни!
Вчера, например, к нам в гости пришла кукла Маша (любимая игрушка-компаньонка). Она принесла волшебный мешочек, а в нем... кубик и шарик! Вот и повод поговорить о формах (шар и куб – чем они отличаются? Что катится, а что нет?).
Достали еще кубики и шарики – разных размеров. Стали строить башни, сравнивать: "Этот кубик БОЛЬШОЙ, этот СРЕДНИЙ, а этот совсем МАЛЕНЬКИЙ!". Потом взяли тетрадь Петерсон – там было задание раскрасить предметы определенного цвета. Закрепили цвета и аккуратность.
А финал дня – настольные игры! "Зайка купай-ка"и "Каркуша". Счет, цвета, азарт, умение проигрывать и радоваться за других – все в одном флаконе! И главное – весело!
Всем, кто тоже на семейном обучении или просто ищет идеи для занятий с малышом дома – желаю вдохновения! Не бойтесь экспериментировать, используйте то, что вам и вашему ребенку откликается. Математика – она повсюду, стоит только оглянуться! 😉
Многие думают, что математика для малышей – это только цифры. Математика – это и сенсорика в чистом виде: умение различать цвета, узнавать и называть формы, сравнивать "больше-меньше", "выше-ниже". Это основа основ! И в этом плане дома можно развернуться даже шире, чем в саду (конечно, при желании и капельке маминой фантазии).
Наша "математическая кладовая": пособия и подходы
Перепробовали многое, но со временем сформировался костяк, на который мы опираемся:
1. Рабочие конспекты "ФЭМП" (3-4 года) из серии "От рождения до школы". Моя палочка-выручалочка! Честно? Это не полноценные конспекты, скорее, набор идей – "раз, два и апчхи!", как я говорю. НО! Они невероятно экономят время и мозги. Не надо ломать голову: "А что вообще должен знать ребенок в 3-4 года? О чем говорить?". Книга дает темы (цвета, формы, величина, количество, ориентировка в пространстве/времени), а я уже разворачиваю их в игру. Незаменимая отправная точка!
2. "Игралочка" (Считалочка) Петерсон Л.Г. – Наше основное "блюдо"! 🔥 Очень системный, продуманный курс. Математика подается через сказку, игру, действие. Задания разнообразные, на развитие логики и мышления, а не просто механическое запоминание. Вера занимается с удовольствием!
3. Тетради Колесниковой и Шевелева. Хорошие, добротные рабочие тетради. Мне кажется, они немного проигрывают Петерсон в глубине и "игривости" подачи, но как дополнительный материал – отличны! Часто распечатываю конкретные страницы на отработку навыка или просто для смены деятельности.
4. Настольные игры – наши верные помощники! Лото на цвета и формы, "ходилки" с кубиком, мемори, сортеры, конструкторы – все идет в ход! Учимся соблюдать правила, считать, сравнивать, ждать своего хода – сплошная математика в действии.
5. Математика в быту – это святое! "Сколько чашек поставим на стол?", "Давай посчитаем ступеньки!", "Ой, смотри, красная машина поехала!", "Дай мне, пожалуйста, БОЛЬШУЮ ложку". Постоянно ненавязчиво вплетаем математические понятия в жизнь. Это работает лучше любого учебника!
6. Количественные карточки (точки, Доман/Шичида). Используем периодически. Методики мощные, но... не панацея и работают не на 100% у всех и не вечно (особенно после дошкольного возраста). Я рассматриваю их как отличный тренажер для зрительного восприятия количества и памяти. Вижу, что Вере нравится, она быстро схватывает образ числа – и на этом пока остановимся.
А как это выглядит на практике? Один день из жизни!
Вчера, например, к нам в гости пришла кукла Маша (любимая игрушка-компаньонка). Она принесла волшебный мешочек, а в нем... кубик и шарик! Вот и повод поговорить о формах (шар и куб – чем они отличаются? Что катится, а что нет?).
Достали еще кубики и шарики – разных размеров. Стали строить башни, сравнивать: "Этот кубик БОЛЬШОЙ, этот СРЕДНИЙ, а этот совсем МАЛЕНЬКИЙ!". Потом взяли тетрадь Петерсон – там было задание раскрасить предметы определенного цвета. Закрепили цвета и аккуратность.
А финал дня – настольные игры! "Зайка купай-ка"и "Каркуша". Счет, цвета, азарт, умение проигрывать и радоваться за других – все в одном флаконе! И главное – весело!
Всем, кто тоже на семейном обучении или просто ищет идеи для занятий с малышом дома – желаю вдохновения! Не бойтесь экспериментировать, используйте то, что вам и вашему ребенку откликается. Математика – она повсюду, стоит только оглянуться! 😉
Мы много чего делали, можете дневник почитать, все не опишу и не вспомню в одном сообщении) Умные книжки-тетрадки от Земцовой, Доман, комплекты от Умницы, альбомы Это может ваш малыш для творчества, плей до, Лего дупло, первые настолки, много книжек для малышей, ролевые игры. Это основное) Если будут вопросы спрашивайте
Учились Катамино собирать )
Ну когда делать ***, то да, осознано😁
Я работаю и параллельно учусь на 3 высшее заочно. Детьми занимаются не только когда делать нечего
Конечно конечно😁
Моим это не требуется они в сад ходят😁