ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо — новая и трудная для ребенка деятельность, — делать это гораздо труднее.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения: Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.

Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.

Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа — ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

— показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

— поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;

— после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в двадцатые годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.


НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
1382174
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Василиса
9 лет
Севастополь

Отличная статья! возьму в закладки.

Пожаловаться
Марина Кугаевских
Марина Кугаевских
Екатеринбург

Добрый день! Хорошо, когда много советчиков, вот только как правильно отреагировать на каждого. Ведь каждый считает себя правым. Самое главное — не покупайте ребенку много игрушек и развивайте у него любознательность, чаще читайте ему, совместно рисуйте, живите с ним и тогда он всему научится быстрее и правильнее, подражая вам. Не «бросайте» ребенка компьютеру, телевизору и планшету, иначе всему научить будет очень сложно+разные неврологические состояния. Поверьте опыту педагога.

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск

Спасибо)))

Пожаловаться
Нюша
Нюша
Доча
9 лет

эх, а мой не писать, не раскрашивать не любит, а в сентябре в школу.

Пожаловаться
Нюша
Нюша
Доча
9 лет
но читает бегло давно уже.



Пожаловаться
Светлана
Светлана
Доченька
21 год
Донецк

я вообще за обучение тогда, когда ребенок сам захочет. дочка в возрасте 4,4 захотела выучить буквы, а раньше никак не хотела — итог, за две недели азбуку знала полностью. сын пока никак не хочет учиться, я не парюсь — пусть пока играет, успеет еще основному научиться. а упражнения возьму на заметку

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Доченька
21 год
Донецк
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Валерий
24 года
Артём
11 лет
Томилино

Хорошие упражнения. Дорастём — попробуем.

Пожаловаться
Елена Подшивалова
Елена Подшивалова
Данила
20 лет
Никита
22 года
Клавдия
24 года
Михаил
27 лет
Янгель
Главное не заставлять ребёнка. Всё через игру и если у ребёнка есть желание.
Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский
В закладки на заметку.



Пожаловаться
СчастливаяВолька
СчастливаяВолька
СамыйЛюбимый
10 лет
Минск

мы рано читать начали, родители учителя, сказали обязательно. Тем более мы идем в гимназию, а там экзамен, мы прошли, так как читаем

Пожаловаться
АнютиныГлазки
АнютиныГлазки
Захаряша
9 лет
Екатеринбург
О, нам полезно это. Тяжело моему дается держать карандаш или ручку и рисование вцелом. Он и неусидчивый очень, вот 3 мин учимся, 2 часа играем)

Мама прилетела, с ней модет 10 мин заниматься, наверное чувствует заслуженного педагога))) с чтением и счетом Толе сказала, что б я к нему не лезла, ему сейчас не надо это. Хотя меня как раз в 4-4,5 научила оч хорошо читать, но я сама тянулась. А. Вот в 1-2 классе мне было откровенно скучно, тк я все знала и делала вперед

Пожаловаться
АнютиныГлазки
АнютиныГлазки
Захаряша
9 лет
Екатеринбург

*тоже

Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск

А еще в нейропсихологической коррекции есть замечательные упражнения на крупную моторику под ритм детских стихов (Маршак, Барто и прочие с четким ритмом).

Пользу переоценить невозможно. Этим следует заниматься в группах раннего развития. Но, видимо, они ориентированы на запрос родителя и быстрый наглядный результат.

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
Я — за))) я видела результат))
Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск
Я про грустное писала. Про то, что родители хотят получить читающего дошкольника, и получают его. В ущерб остального развития.

А в следующем посте как раз про моторику. Эх, почему же так сложно, научить критичному мышлению некоторых родителей? (((

Наверное упущены сензитивные периоды(((

Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск
Ага, а что такое велосипед объяснить не могут)))! Понятийный аппарат не развивается, мозг занят запоминанием бешеных объемов ненужной информации(((
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск

результат развития крупной моторики имела ввиду))

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Лидия
14 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
а можете поделиться этими упражнениями? или хотя бы поисковые слова как в нете искать?
Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск
Следующий пост у этого же автора))))))
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Севок
24 года
Влада
11 лет
Барнаул

моя любит пластилин отщипывать. такие мелкие кусочки … разумеется, что это не в одном месте рассыпается… муж ругается, а я отношусь, как к этапу развития

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
и мой любил в таком возрасте))
Пожаловаться
ЛихоОдноглазое
ЛихоОдноглазое
Оренбург

Брехня это всё — про вред и невроз. Мы с братом читали в четыре года. и никаких неврозов. Только на пользу.

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
Я рада, что вы с братом читали в четыре года. Только это не научило вас сдерживать эмоции и смотреть на проблему с нескольких ракурсов))
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
здесь речь идет о необходимости учитывать психологическую готовность ребенка
Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск
Пожаловаться
ЛихоОдноглазое
ЛихоОдноглазое
Оренбург

Эмоций никаких. Вот именно, что надо учитывать готовность. А тут так пишут, будто до пяти с половиной — это чрезмерно рано для всех и чревато неврозом в любом случае. А ведь именно в первые годы лучше всего это всё усваивается — и языки, и музыка, да и читать легче научиться до пяти, чем после. Это если силком заставлять — тогда будет стресс, да. А играючи — всё легко усвоится, без неврозов.

Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск
Объясните мне ЗАЧЕМ?
Пожаловаться
ЛихоОдноглазое
ЛихоОдноглазое
Оренбург

Читать пораньше зачем? Ну, конечно, это не обязательно. Но это здорово помогает усвоить правильное написание слов, например. Помогает привить любовь к чтению. В конце концов, в книгах — знание. Раньше начал читать — будет легче учиться. Всё закладывается именно в первые годы. И привычка заниматься — тоже.

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
Ли, извините, что отреагировала на слово бред, мне симпатична Ваша позиция))
Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск
Простите, это Вы сами придумали? Я по профессии много курсов повышения получила. Маститые педагоги. Так никто такого не сказал. Читать нужно больше, но не раньше. Иначе есть риск пропустить нормальные и нужные этапы развития, направив усилия не в ту сторону. А любовь к чтению не зависит от возраста овладения навыком. Простите, что я пытаюсь переубедить. Почитайте первоисточники. Пока нет произвольности, не будет ни мотивации, ни усидчивости. Возраст 3-5 лет хорош для овладения языком, по причине развития в это время фонематического слуха. Но это только речь, чтение и письмо будут позже и быстрее усвоены на базе хорошо сформированного фонематического восприятия.
Пожаловаться
ЛихоОдноглазое
ЛихоОдноглазое
Оренбург
Нет, не сама. Книги Никитиных не читали? Они были профессиональными педагогами, и на своём опыте — в том числе с собственными детьми пришли к выводу, что чем раньше начать, тем легче научиться всему. А чем позже начинают одолевать грамоту — тем дольше её усваивают. Да и не только они об этом писали.
Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
ЙолкА ЙагА
Старшая
28 лет
Новомосковск

Никитины — это логика и творчество. Про раннее чтение там где?

Пожаловаться
ЛихоОдноглазое
ЛихоОдноглазое
Оренбург

В книге «Мы, наши дети и внуки».

Пожаловаться
ПтицаБелаяСивилла
ПтицаБелаяСивилла
Железнодорожный
Я научилась читать в 4 года. За 4 дня (с папой лежали в больнице). По обрывкам газет. Никто меня не натаскивал. Я просто очень хотела научиться читать. И читала запойно, хотя была уличным и шкодливым ребенком.
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
21 год
Андрей
11 лет
Челябинск
Я только в школе — это очень, очень поздно!!! Но последний абзац не стала удалять)))
Пожаловаться
ПтицаБелаяСивилла
ПтицаБелаяСивилла
Железнодорожный
учиться никогда не поздно ))) И не рано. Все индивидуальны.