+«У него совсем нет аппетита», «За целый день ничего так и не съел!», «Совсем плохо ест!» — каких только слов не услышишь в адрес маленького привередливого едока. Когда же мы начинаем разбирать более подробно – когда конкретно, и сколько именно ребенок съедает, то выясняется…
…Выясняется, что объем реально съедаемой пищи ребенком и тем, как представляет себе это мама (папа, бабушка, дедушка) – это две совершенно разных цифры. Так, по описаниям родственников, вообще странно, как еще ребенок жив и дышит. Мама или бабушка порой вообще не считают за еду съедаемые ребенком между приемами пищи яблоко или кефир. А то, что он съел аж 8 ложек каши сводится к «ничего не съел» — и это уже становится привычной ситуацией. И к чему мы приходим в результате? К тому, что на самом деле ребенок порой потребляет намного больше (с мамиными усилиями – «за папу — за маму»), чем ему нужно. Что казалось бы тут плохого? Главное чтобы ел! Но для кого это главное? Для ребенка…или все же для мамы?
Ребенок (как и любой человек) должен есть в соответствии со своим чувством голода (его ощущение мы чувствуем в желудке), а вот аппетит (мы чувствуем его на языке) связан с внешними раздражителями, с эмоциями («заесть тревоги», «покушать от тоски»), не выполняет физиологически обоснованной функции, и не идет во благо здоровью ребенка. Так что для того, чтобы накормить ребенка, его можно СПРОСИТЬ: «Ты голоден?». И предоставить ему максимум продуктов для выбора того, что ему сейчас нужно. (Вспомните эксперимент из статьи №1).
Ваша задача – давать ему выбирать, его задача – кушать. Не хочет есть котлету с пюре, может съесть огурец. Не хочет огурец – может съесть яблоко. Если больше на сегодняшний обед ничего нет, значит, ребенок не голоден и поест тогда, когда проголодается, и выберет из тех продуктов, которые будут в тот момент на столе. Поверьте, мамы, еще ни один ребенок не довел себя до голодной смерти! И доверьтесь своим детям – они действительно способны сами выбрать, что для них сейчас важно съесть, и в каком количестве. Ваша родительская самооценка не должна приравниваться к количеству съеденной пищи вашим ребенком.
Ребенок также имеет право не хотеть в данный момент есть какой-то продукт (рыбу, мясо, яблочко), так же как и взрослый. И, так же как и взрослый, он имеет право на свои предпочтения в еде. Вспомните, какие продукты вы ну очень не любите, и признаете за собой право не любить и не есть их, а также уважаете его в других людях – друзьях и близких. Другое дело – в вашу родительскую задачу входит обеспечение ребенка необходимыми питательными веществами (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), а все это, к счастью, можно восполнить взаимозаменяемыми продуктами. То есть: не любит ребенок рыбу? Давайте мясо (белок), авокадо и масло (жиры). Не любит кефир? Дайте ряженку, творог, сыр! Или все же дело в принципах и родительском авторитете?.. Задумайтесь.
Автор статьи: психолог Анастасия Гусева.
Ссылки на предыдущие статьи:
Часть 1.
Часть 2. forum.baby.ru/community/view/22622/forum/post/83465730/
В следующей статье я расскажу об особенностях детского поведения за столом.