Присказки, потешки для наших ножек

  *

Родители очень часто с умилением наблюдают, как их пятимесячный кроха, лежа на спинке в своей кроватке или на пеленальнике, упорно тянет в рот свою собственную ножку. Да как же ловко это у него получается!

С не меньшим успехом младенец пытается стягивать с себя пинетки и носочки. Игры с ножками — любимое времяпрепровождение малютки. Подрастая, ребенок подолгу забавляет себя, экспериментируя с обувью. Малыш находит для нее самое, на наш взгляд, неожиданное применение. Домашние тапочки удивительным образом превращаются в машины, а мамины туфельки — в кораблики. А вы-то думали: для чего это он бросает их в ванну с водой?

1. ВЫПЛЕСКИВАЕМ ЭМОЦИИ

Годовичок уже пытается самостоятельно надеть тапочки или ботинки. Малыш кряхтит, пыхтит, а что в результате? Попробуем изобразить это с помощью выразительной мимики. Она сродни артикуляционной гимнастике, а значит, очень важна для появления правильных звуков.

Ботинки

Что случилось у  Маринки?

(Удивленно вскинуть брови.)

Перессорились ботинки...

(Грустное выражение лица.)

Друг от  друга отвернулись

(соответственно),

Рассердились и  надулись.

(Рассерженно надуть губы.)

Поменяли  их местами

(радостное выражение лица)  —

Перестали дуться сами!

(Улыбнуться.)

(В. Бардарым)

Все девочки, едва встав на  ножки, норовят примерить мамины туфли. Этакие маленькие модницы! Эту забавную ситуацию также можно обыграть.

Мамины туфли

Мамины туфли Маша надела.

(Нахмурить брови, укоризненно покачать головой.)

В них в детский  сад

(развести руки в  стороны)

Пойти захотела.

(Удивленное выражение лица.)

Вы посмотрите на Машины ноги!

(Вскинуть удивленно брови.)

Еле идут они по  дороге!

(Улыбнуться или засмеяться.)

(Е. Г.  Карельская)

2. ТЕПЛОЕ ДЫХАНИЕ

Помните фильм «Двое и одна»? Там герой Георгия Буркова, прежде чем надеть на ножки маленькой девочки тапочки, согревает их своим дыханием. Пусть ваш малыш проделает то же самое со своей обувкой. И ножкам тепло, и для тренировки дыхания — то, что нужно. Особенно это актуально в холодную зимнюю пору.

Теплые сапожки

Сапожки согреем и  выйдем гулять,

В  теплых сапожках удобно шагать!

(Е. Г.  Карельская)

На улице идет снег. Снежинки падают всюду, в том числе и на сапожки вашей крошки. Сделайте еще одно дыхательное упражнение. В нем отрабатывается сила и направленность воздушной струи. Выдыхайте воздух тонкой холодной струйкой, вытянув вперед губы.

Сдуй снежинку с  сапожка

Села снежинка на  сапожок.

Эту снежинку сдуем, дружок?

(Е. Г.  Карельская)

3. ГОЛОС И  АРТИКУЛЯЦИЯ

Даже если малыш практически не говорит, вызвать у него какую-то голосовую реакцию вполне возможно. Наиболее легко это сделать, используя гласные звуки. В  плане артикуляционной тренировки они также подходят идеально.

Сапожки

О! — В сапожках тепло!

У!  — Обуем детвору.

А!  — Обута детвора!

И! — На улицу беги!

Э! — Мы пройдем везде!

(Е. Г.  Карельская)

Произнесение гласных может быть длительным и  кратким:

И_________ — тянется длинный шнурочек у ботинка.

И, и, и,… — продеваем шнурочек в дырочки на  ботинке.

А_________!  — Какие красивые сапоги!

А, а, а,… — Какой теплый мех в сапогах!

О_________! — Какой пушистый мех!

О, о, о,...  — Хвастаемся новыми сапожками!

Неплохо было бы закрепить у ребенка умение воспроизводить ряд гласных на одном выдохе в чистоговорках.

И — а -  у: туфельку держу.

И — о -  а: туфелька мала.

И — а — и: у Маши сапоги.

И — а — э: ножка в сапоге.

И — у — а: каблук у сапога.

Вернувшись однажды с очередной совместной прогулки, спросите своего кроху, что такое ЯЗЫЧОК. Не сомневаемся, он тут же с удовольствием высунет из ротика свой. И это будет правильно. А знает ли малыш, что у ботиночка тоже есть свой ЯЗЫЧОК?

Язычок у  ботинка

У  ботинка есть язык...

Ты не веришь все  же?

Я  язык тот покажу:

Сделан он из кожи.

(Е. Г.  Карельская)

А вот какой язычок длиннее? Пусть ребенок на деле докажет, что его язычок самый длинный!

4. В ЧЕМ МЫ ХОДИМ ПО  ДОРОЖКАМ?

Словарь по теме «Обувь» достаточно обширный. У малыша он может быть в пассиве (кроха все понимает, но сам пока не говорит). Или в активе (он не только понимает, но и говорит). Сможет ли ваш ребенок назвать или показать обувь (туфли, сапоги, тапочки, ботинки и так далее), а также ее детали (кнопку, молнию, ремешок, каблук, пряжку, липучку и так далее)? Знает ли кроха цвета: черный, коричневый, серый, красный, желтый, зеленый, синий? Для проверки предлагаем использовать не только какую-токонкретную обувь, но и картинки. Неплохо, если ваш малыш окажется способен образовать уменьшительно-ласкательные формы слов: сапожок, каблучок, туфелька, ремешок и использует в речи глаголы: обуваем, надеваем, вытираем, моем, чистим, ставим, складываем, сушим. Попробуйте объединить ваши с малышом усилия, чтобы дать описание различных видов обуви. Туфельки — они какие? Красивые, новые, чистые, яркие, удобные, маленькие, кожаные и так далее. Вспомним, из каких материалов делают обувь? Из кожи, замши, войлока, из вельвета и резины. Если обувь предназначена для детей, она — детская, для взрослых — мужская и женская. Дальше можно будет поговорить о том, где делают обувь, кто ее делает. Поход в ближайший обувной магазин станет своего рода познавательной экскурсией для вашего ребенка. Здесь же, непосредственно во время примерки, прекрасно закрепляются слова-антонимы: сними — надень, завяжи — развяжи, застегни — расстегни, обувай — снимай, новые — старые, свободно — тесно, большие — маленькие.

5. ПАЛЬЧИКИ  — ТРУЖЕНИКИ

Не так часто можно встретить взрослого человека, который не погрешит против истины, признавшись, что мыть и чистить обувь для него — одно удовольствие. А вот любой двухгодовалый карапуз просто обожает такое занятие. Кроха как будто бы понимает на подсознательном уровне: там, где в работу включаются крошечные пальчики, одновременно происходит и  работа над речью.

Обувь — в порядке!

Моем, моем мы  сапожки,

Что ходили по  дорожке.

Мы  их тряпочкой протрем

И  опять гулять пойдем!

А  ботинки щеткой трем:

Я и папа — мы вдвоем.

Будут чистыми ботинки

У сестренки, у Маринки.

(Е. Г.  Карельская)

Вы, наверное, не раз имели случай убедиться в том, что не меньший интерес у годовалого или двухгодовалого ребенка вызывают всевозможные цветные шнурочки от ботинок или кроссовок. Малыш готов в течение долгого времени без устали продевать эти самые шнурочки в  дырочки.

Шнурочек

Длинный, длинный червячок

Заползает в  башмачок.

Для него там норки есть.

В  них шнурку поможем влезть.

(Е. Г.  Карельская)

Не возбраняется применять шнурки и не по прямому назначению. Пусть малыш подумает и скажет, на что они похожи? На тропинку, на дорожку. Указательный и средний пальчики малыша шагают по шнуркам, словно маленькие ножки: топ-топ, топ-топ.

Шаги-шажочки

Раз шажок, два шажок

(пальцы «шагают» по  шнурочку),

Левый, правый сапожок.

Я  учу Алешку

Топать понемножку.

(П. Лагздинь)

Вы и сами наверняка догадываетесь, что с помощью шнурков можно выкладывать различные геометрические фигуры. Это и круг, и овал, и квадрат, и ромб, и прямоугольник. Правда, подобная забава больше подойдет для детишек постарше. А теперь, если папа возьмет гладкую деревянную дощечку размером 30×30 см и на ее поверхности аккуратно набьет ровными рядами гвоздики со шляпками (так, чтобы они расположились на расстоянии 2 см друг от друга), то с помощью разноцветных шнурочков можно будет изобразить даже более сложные предметы. Например, такие как флажок, рыбка, домик, лодочка, кораблик, звезда. Что ж, ваш малыш совсем неплохо потрудился. Если занятия были веселыми, интересными, они наверняка были полезными для ребенка. А теперь хорошо бы и отдохнуть. Здесь как нельзя более уместной окажется веселая игра для пальчиков.

Чижик

У чижа, у чижика

(две кисти рук выполняют движение  — «птичка машет крыльями»)

Хохолочек рыженький.

(Ладонь к  ладони, пальцы растопырить, чтобы получился «хохолок».)

А на лапке маленькой

(пошевелить мизинчиками, остальные пальцы собрать в  кулачок)

Лапоточек аленький.

(Крошечные мизинчики дробно стучат по  поверхности стола.)

(Н. Венгеров)

6. АХ, КАКИЕ ВАЛЕНКИ!

Во время занятий с детьми не раз приходилось убеждаться, что не меньший восторг у малышей вызывают потешки и приговорки об  обуви.

Сыночек

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка.

В  сапожки обуется,

Как пузырь надуется!

Валенки

Баиньки, баиньки,

Купим сыну валенки.

Наденем на  ножки,

Пустим по  дорожке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки.

Лапти у  совы

Сова-совушка,

Белая головушка.

Сова умывалась,

В  лапти обувалась.

В лапти, в тряпички,

В  теплы черевички.

Галка ножку наколола

Галки, вороны,

Все  ли здоровы?

Одна галка нездорова,

Себе ножку наколола.

Мы поедем в Торжок,

Купим галке сапожок.

Елена Германовна Карельская, логопед высшей категории


Наташа Воронова
Наташа Воронова
Маргарита
12 лет
Вероника
25 лет
Максим
10 лет
Владислав
29 лет
Дмитрий
28 лет
Ногинск
133680
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Иринка
Иринка
Астрахань
спасибо! учтем!
Пожаловаться
мадам-Мари
мадам-Мари
Алиса
7 лет
Благовещенск (Амурская обл.)
Круто, заложу себе, спасибо)
Пожаловаться
анастасия
анастасия
Юрга
спасибо! в закладки!