%
Многодетная семья — это многоярусное по образу и складу жизни сообщество. Вот рядом снизу ползают младенцы, только начавшие ползать и изучающие мир, они еще не знают, что можно попортить или сломать, а вот рядом бегают дети чуть постарше, они уже пытаются это делать, и у многих это неплохо получается. Чуть выше рядом с маленькими сидят дошколята, они любят лепить, играть в настольные игры, рисовать картинки, пытаются читать. И каждому хочется, чтобы те, кто рядом ползает или бегает не мешал. Рядом неподалеку сидят уже школьники, они делают домашние задания для школы, учатся, а когда отдыхают, то занимаются своими играми по возрасту. Еще выше, на верхних ярусах кроватей располагаются и живут младшие подростки, которым вообще все всегда мешают, и не любят, чтобы в их мирок «врывались» как взрослые, так и дети — у них свои занятия и увлечения. Ведь они уже «взрослые». От родителей требуется каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать и ладить все дети.
Достаточно игр, не требующих участия взрослых. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Этим могут заняться и старшие дети для младших. Почти в любой семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети играют в коллективе.
Проблема многодетных семей в том, что в своих первенцев, старших детей родители еще стараются дать как можно больше интеллектуального развития, иногда даже больше, чем нужно, то все последующие родившиеся дети могут, к сожалению, из-за отсутствия достаточного количества свободного времени, недополучать этого развития от родителей. Сложно в одну реку войти дважды, как говорится в одной поговорке. Если мама учила первого ребенка, к примеру, по кубикам Зайцева, то заново все это проходить со вторым и пятым захочется далеко не всем. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. Либо считают, что что-то в воспитании старших детей по их мнению было не верным, и пытаются другими методиками улучшить, по их опять же мнению, воспитание и развитие ребенка.
Родители часто не достаточно много обращают внимания на средних и младших детей и на их развитие. Как раз настольные и дидактические игры — это прекрасный повод и отличная возможность развить интеллектуально как и средних, так и младших, и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст, где присутствуют плотно телевизоры, компьютеры и интернет с сомнительной зачастую информацией. Настольные игры — это хорошая замена и альтернатива компьютерным играм.
Дидактическая игра — это обучающее занятие. Она поможет не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в «нететрадной» форме. Такие игры помогают развитию логики, мелкой моторики, мышления, спокойствия. Самые известные из этих игр —разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика. Замечательные разработки, развивающие мышление, есть в играх Никитиных: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех». Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.
В многодетных семьях родители считаются профессионалами в развитии детей, ведь из раза в раз они все лучше и лучше понимают, как и что лучше дать своим деткам. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, желательно, чтобы набор дидактических игр был большим. Маме сложно заниматься с 3–4-летним ребенком, учить его формам и цветам, если только она не профессионал воспитатель детского сада, или имеет высшее педагогическое дошкольное образование. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти тому, кто не связан с этими профессиями.
Интерес к обучающим играм может пропадать у детей достаточно быстро. Навыки приобретены, игры освоены, движения отработаны, смысл игры понят, интерес снизился или совсем исчез, нужно предлагать игру другого уровня. Дети очень любят играть со своими куклами в игры, где они сами выступают в роли учителей, но это уже происходит без участия старших или родителей.
Трудно с неусидчивыми детками. Они ни во что не играют хорошо. Игра для них должна иметь форму тренинга. Сегодня на пять минут сконцентрировались, завтра чуть подольше, через один-два месяца вдвое дольше ребенок уже может сконцентрироваться. Противоположность гиперактивным — заторможенные дети, они тоже будут учиться работать со своим темпом, у них другая школьная проблема — они все осваивают, но медленнее чем остальные. Из-за этого их оценки ниже. К сожалению, школа задает и темп в обучении и освоении материалов.
Среди настольных игр есть знакомые всем с детства ходилки, кубики. Ходилки тоже могут быть обучающими. В них учат действовать по правилам — не как хочется ребенку, а как договорились. Для дошкольника — это задача. Перед тем, как сесть за игру, правила надо объяснить так, чтобы понял даже самый маленький. Настольные игры-ходилки состоят из коробки с игровым полем, с деревянной или пластиковой основой, игровыми аксессуарами, правилами.
Игры зарубежных разработчиков дороже, но интереснее и крепче. А в многодетной семье игры должны быть крепкими, неломающимися, чтобы хватало не на один раз поиграть.
Лото и домино — первые настольные игры во все века и времена. Их знают все родители, помнят все поколения детей, но не все в курсе, что можно играть в них с двух с половиной лет, а не с четырех, как у нас обычно пишут на коробках. С четырех лет игровые горизонты ребенка очень сильно расширяются. Он взрослеет, растет интеллект, усидчивость, внимание, он начинает больше понимать.
Еще хорошая для разновозрастного коллектива игра — «бирюльки». Фигурки собирают небольшими крючками, чтобы кучка не рассыпалась. Это и развивает внимание, ловкость, и в то же время очень весело всем участникам игры, независимо от возраста. Помимо того, что нужно руководствоваться правилами и концентрировать внимание, сразу видно, сочувствуют проигравшему или радуются. В настольных дидактических играх хорошо видна реакция ребенка на неудачи. Проигрывать надо уметь, а не воспринимать проигрыш как катастрофу и провал. Моя дочка часто опрокидывает и расшвыривает игры и кричит: «Я хочу только выигрывать!». Не так давно мне объяснили, в этой ситуации игра должна стать тренингом и обучением. Важен процесс: кого-то можно и утешить, но, ни в коем случае не поддаваться. Надо дать возможность ребенку избавиться от гневной и панической реакции на поражение.
Дети, способные, целеустремленные очень мотивированы на успех. Эту мотивацию можно немного сдвинуть. Если игра на умелость, то разновозрастных детей посадить за игровое поле очень сложно. 12-летний и 5-летний никогда не смогут быть равными. Поэтому в большой семье наиболее удачные игры – комбинированные игры. Многим известна игра в течении многих лет — Монополия, или Менеджер, как изначально она появилась у нас в продаже в свое время. Монополия считается игрой экономической. В нее с огромным удовольствием играют и младшие школьники, и подростки и мамы и папы, правда совсем младшим вашим домочадцам будет возможно скучно, но их можно привлекать их в подмогу, карточки и фишки раздавать.
Для подростков хорошо подходит Манджонг — классическая китайская игра. Она была популярна в российских дворянских семьях в начале века. Это китайское домино со сложными правилами. Дженка — игра на ловкость: деревянная башня на брусочках, эти брусочки нужно определенным образом выдвигать и складывать в более высокую башню. Это игра на контроль себя, пространственное соотнесение и выдержку, она очень полезна для нервных детей.
В составление кроссвордов, это игра «Эрудит», можно играть вчетвером и больше. В этой игре тренируется речевое мышление, грамотность и пространственное мышление. Из фишек, на которых написаны буквы, нужно составить максимальное количество слов. Она очень полезна и для ребенка который учится читать, и для ребенка, у которого есть проблемы с грамотностью. Не обязательно даже порой и очки считать, и без этого бывает интересно и увлекательно.
Парные игры дают многодетной маме возможность небольшой отрезок времени посвятить конкретному ребенку, показать свою любовь младшим, найти подход к старшим. Сюда относятся крестики-нолики, морской бой… В них есть момент логического развития и общения. Морской бой можно устраивать как и просто рисованный, так и купить в магазинах эту игру.
Ну и наконец, для всех семей важны игры для праздника, а для многодетных в первую очередь. Ведь дней рождения одних только сколько у этих счастливых людей! И у каждого ребенка есть друзья, и они разновозрастные. К таким праздникам могут подойти такие игры, как шарады, контакт, ассоциации, все это командные и речевые игры, и очень полезны. В эти игру можно играть где угодно: в машине или поезде во время путешествия, дома в процессе уборки или при приготовлении еды. В шарадах надо изобразить движение, фразу, они прекрасно разнообразят игровое наполнение семейного праздника.
В любом случае, что бы вы не придумали, в этом есть один важный момент — единение! Общение всех членов вашей прекрасной, многочисленной семьи! А это очень важно, и нужно всем. Ведь нет ничего печальнее, когда в толпе человек, особенно ребенок, у кого видение мира только формируется, чувствует себя одиноким. Это плохо и страшно независимо от возраста. Не допускайте этого, и ваши дети будут вам благодарны! Все-все!))
Ну монополия одна из распространенных. Можно бродилки всяческие попробовать
Дженга
Есть, почему не так зашла, как лото, от лото дети вообще в восторге
Эль Базар
Спасибо, посмотрю что это за игра)
Мемори
Спасибо 😉 посмотрю)
В монополию надо жульничать0?)))
У нас именно Монополия большая афера, там идут доп.карточки с различными махинациями, например поменять местами фишки собственности или поменять карту собственности другого игрока на свою, взять в банке 200 р. Если афера удалась, получаешь разные бонусы, если заметили мухлеж другие игроки "садишься в тюрьму"- пропускаешь два хода. Наручники идут в комплекте))
Блин) спасибо)))
Да не за что) сейчас куча целая разновидностей монополии
Имаджинариум, есть наборы для детей по младше.
Коварный лис, каркасон, 10свинок( с целью обучить считать, но интересная), есть еще несколько мини настолок( кафе для чудищ, верю не верю)
Уно, ётта, день сырка. Ну вообще много их у нас, это те, которые быстрые, ненапряжные и дольше всего не надоедали.
Спасибо 😉
У нас хорошо идут Свинтус, Зомби гоча, Доббль, Бургер, Соображариум и взрослым интересно, и пятилетке понятно
Спасибо 😉
А, ну и когда у бабушки в гостях, карты и домино тоже увлекают, не оторвать)
Монополия и любая другая бродилка
Спасибо 😉
Экивоки
иманджариум детство(для себя и взрослой компании можно потом купить карточки для взрослых), клуэдо джуниур, спящие королевы
Спасибо 😉
Иманджинариум, активити, монополия, покер 🤣
Эволюция, Активити, пандемия
Мафия, Шпион, Монополия, Дженга
Уно
Найди дубль
Всякие бродили дочка очень любит
Свинтус, монополия, если ретро то лото или домино. Уно вам уже советовали.
Спасибо за статью!
У меня двое, и то не знаю, как спланировать это игровое пространство. А когда еще кумовья с детьми приходят, вообще...