1.Развитие сенсорного опыта.
Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаково важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Я о них рассказывала в сообществе «особый ребенок» в статье о сенсорной интеграции (если кому-то будет интересно). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Она питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, используются сенсорные игры и упражнения.
Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения.
Виды сенсорных игр:
— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.
— Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.
— Игры с бытовыми предметами: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек
можно поставить в стакан» и др. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам.
-Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.
— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.
-Игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.
-Игры с движением: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.
-Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.
-Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.
— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды), происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
В приложение несколько фото для образца, что вы можете сделать дома.
Просто трогать...
Можно смастерить вот такую коробочку из старого свитера (точнее, его рукава)
Для растирания...
Аналогичное видео:
Мастерицы могут сшить вот такой мешок, в который можно прятать разные предметы, трогать и называть, потом доставать и оценивать результат.
Отличное приспособление для ткани разной фактуры — пяльца (колечки для вышивки)
Все просто из подручных средств…
2.Стимуляция речевой активности:
Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Кроме стандартных игровых упражнений для гимнастики, можно использовать «пищевые игры». Итак, гастрономическая логопедия:
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
*Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
*Длинную мармеладку нужно зажать губами и тянуть рукой. Надо стараться удержать мармеладку губами!
*Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
*Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
*А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
*Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
*Облизывай чупа-чупс сбоку, сверху, снизу.
Девочки, на фото уже взрослые детки, малышей сложно фотографировать. И необходимо было показать точность выполнения. А так эти упражнения для малышей.
Не забываем про дыхание:
Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья, дуть на метелочки из елочного «дождика», на свечу....
Живая речь.
Постоянно рассказываем ребенку, что мы сейчас делаем, что видим вокруг. Ваш монолог складывается по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Старайтесь говорить медленно и простыми предложениями. Мамы — «тороторки» должны следить за собой. Возможно ребенок не успевает за вашим потоком речи. Инструкции от простого к сложному.
Игры — «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться чего-либо, взрослый изображает непонимание и вынуждает ребенка произносить хоть какие-то звуки.
Конечно, ребенок будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводиться регулярно.
Использование фольклора.
Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный
эмоциональный заряд, стимулирует формирование аффективного воображения и речи. Это и народные игры, потешки, сказки. Содержащийся в них фольклорный материал способствует
овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.
Мелодичность нашего языка начинается со слов из двух слогов и ударением на 1 слог. (типа: мама, баба, папа, каша, маша, бусы, шуба, дыня, кеды, вата и т.д.) С таких слов и следует начинать (методика Т.Н. Новиковой — Ианцовой), посмотрите на ее сайте. Я прилагаю музыку для пения таких слов, они как раз укладываются в нее. Но начинать надо просто со звуков и слогов (ААААА, потом МАМАМАМА и т.д.)
Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание.
Оно осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д.
А это можно придумать дома: (тоже стимулятор речи)
И в заключении несколько простых рецептов для сенсорных игр:
❄ ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ- СУПЕР РЕЦЕПТ! ❄
Невероятно воздушный, мягкий и шелковистый, а самое главное — холодный на ощупь снег. И что очень понравится вашим деткам, что из него можно лепить! Например, попробуйте слепить маленького снеговика!
Рецепт очень простой: берете соду и добавляете в нее пену для бритья. Все смешиваете и в результате химической реакции получается самодельный снег, с которым интересно играть. Кроме того, такое занятие полезно для развития тактильной чувствительности у детей.
«Снег» хранится неограниченное время, если хранить его в емкости с крышкой. Кстати, соду можно заменить крахмалом, а пену для бритья — пеной для волос.
Расход ингредиентов приблизительно такой: пачка соды на балончик крема для бритья. Постепенно примешивайте соду к пене и перед Вами эти два обычных ингредиента будут превращаться в фантастический снег. По ощущениям он воздушный, мягкий, шелковистый и пахнет свежестью, а самое главное — холодный на ощупь. При желании можно добавить немного блесток, ведь снег искрится на солнце.
Пальчиковые краски, Которые можно облизывать
3 стакана муки
2-2,5 стакана воды
5 столовых ложек соли
2 столовые ложки растительного масла
пищевые красители или фруктово-ягодно-овощные соки
баночки, например, из-под детского питания
Смешать муку с солью.
Постепенно влить воду, перемешивать миксером, чтобы не было комков, добавляя воду, следите за консистенцией.
Добавляем растительное масло.
Разливаем тесто в баночки, добавляем красители.
Кстати, рисовать гораздо интереснее, если помимо пальцев и кисточек, использовать: разные губки и мочалки, бигуди-липучки, половинки овощей и фруктов, одноразовые вилки и пр.
Снежно-лунный песок
Крахмал+растительное масло. В пропорции примерно 6:1. Можно взять как детское масло для кожи, так и обычное растительное для еды. Можно добавить хвойное эфирное масло.
Сода +пена для бритья. Одна пачка на 1 флакон пены. Получится влажный холодный искусственный снег.
Мука+масло. 2 стакана на 1/4 масла. Все тоже самое что с крахмалом. Масса отлично лепится, а также ее можно пробовать на вкус.
В каждую из смесей можно добавить эфирное масло, конфетти в виде снежинок, блестки или красители.
Вариант — лавандовый песок: 8 стаканов муки, 1 стакан растительного масла, эфирное масло лаванды, сухая темперная краска или измельченный сиреневый мел.
Кинетический песок:
4 стакана просеянного песка
2 стакана крахмала
1 стакан воды.
Если засох, перетереть, снова добавить воды.
Безопасные краски для ванной
200 гр геля для душа
100 гр кукурузного крахмала
100 мл теплой воды
емкости для красок
1) Смешать крахмал с небольшим количеством воды, размешать, добавить остальную воду, размешать
2) Добавить гель для душа, размешать, без пены.
3) Довести до кипения смесь на маленьком огне, должна загустеть.
4) Разливаем по емкостям, добавляем краситель
Тянучка
200 гр. свежего белого ПВА
200 мл. жидкого крахмала (продается в отделах бытовой химии)
несколько капель пищевого красителя, блестки.
Все смешать.
взято для себя отсюда https://forum.baby.ru/community/view/44180/forum/post/461089434/
Учим куклу говорить
Возраст: от 10 месяцев до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем активную речь
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас.
Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить.
Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу».
Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь.
Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».
Ежик – потеряшка
Возраст: от 1 года до 2 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем мелкую моторику
• Тренируем пинцетный захват
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Вырежьте из белого или цветного картона силуэт ежика без иголок. Нарисуйте ему глазки и носик.
Скажите малышу: «Ах, какой ежик! Потерял все свои иголочки!»
Попросите малыша помочь ежику и нацепить иголочки на место. Принесите 6 – 10 разноцветных прищепок. Покажите ребенку, что нужно сделать, чтобы прищепки раскрылись.
Помогите малышу прицепить прищепки на спинку ежику.
Покажите, какой красивый, сказочный ежик у вас получился.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Для использования прищепок малышу приходится действовать большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Моторика пальцев в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с речевым развитием, а пинцетный захват, безусловно, поможет ребенку с большей легкостью освоить навыки рисования и письма.
Покажи да расскажи!
Возраст: от 1,5 до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Расширяем словарный запас
• Развиваем коммуникативную функцию речи
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик.
Возьмите в руки куклу и расскажите про нее:
«Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!»
Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу.
Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В нашей игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.
Мы поэты
Возраст: от 2 до 5 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем фонематический слух
• Развиваем словесно-логическую память
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
По дороге в детский сад или в транспорте сочиняйте с малышом стишки из двух строчек.
Сначала придумывайте двустишие целиком сами, только не договаривайте последнее слово, пусть его скажет ребенок. Например:
Дождик капает с утра,
Значит, нам домой (пора)!
Детский сад идет гулять,
Будут весело (играть!)
Вот машина, вот мой дом!
Вот мы с мамочкой (идем!).
Потом можете поменяться ролями. Пусть теперь он начинает любую фразу, а вы придумываете продолжение.
После 3 лет ребенок уже сможет сам придумать целиком вторую строчку стишка. Не поправляйте его, если рифма или ритм будут нарушены. Постепенно вы заметите, как стишки малыша будут все более интересными!
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Надо отметить, что сложение стихов очень увлекательный творческий процесс. Детям в возрасте от 2 до 5 нравится создавать новые слова и словесные конструкции, в словотворчестве активно происходит освоение родного языка.
Чтобы правильно зарифмовать окончание двустишия, ребенку необходимо удерживать в памяти все уже прозвучавшие слова и смысл фразы – то есть активно использовать свою словесно-логическую память.
При сочинении рифмы важно соблюсти стихотворный размер, звуковую согласованность окончаний – это отличный тренинг для фонематического слуха.
Волшебные слова
Возраст: от 3 до 7 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем концентрацию внимания и фонематический слух
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Скажите малышу, что вы знаете волшебные слова, которые начинаются на букву «М»: мама, мир, молоко, машина, мороженое, мы, малыш, мишка.
Теперь попросите ребенка внимательно выслушать один интересный рассказ. Но с одним условием: когда он услышит волшебное слово на букву «М», пусть хлопнет в ладошки.
Начинайте рассказ: «Жила на свете добрая мама. У нее был прелестный малыш.
крутецкий пост!