Рада видеть Вас!!!
Мое мнение, мой взгляд.
Совсем недавно я посетила вебинар Лены Даниловой «Как учить ребенка читать»-обзор методик. Это один из вебинаров «Марафона СуперМама».
Начну с того, что благоприятный возраст для начала обучения чтению- 3 года. Но это наверное даже не самый главный ориентир, что готов ребенок, готовы вы. Залог успешного начала-это доверительные отношения с вашим ребенком. Если у вас такой мотив — " я должна срочно научить", «наши сверстники уже читают», «а в интернете пишут, а в садике это а у соседей то»-можете смело НЕ начинать!
Это неслучайный возраст, именно после трёх лет ребёнок переходит в ту стадию, когда линии развития мышления и речи сближаются настолько, что позволяют ребёнку соединить речь и мышление в своих действиях, и в итоге понять — что же он сделал? А когда он понял, что результатом СВОИХ действий у него вышло слово, то можете считать, что вы добились самого главного — ребёнок понял, как человек читает!
В первую очередь нужно ориентироваться на своего собственного, неповторимого ребенка) За своей дочерью я заметила тягу к буквам, к словам, письму-примерно полгода назад. Сейчас мы как раз на том уровне, когда занятия принесут максимум пользы. Есть живой интерес ребенка, у меня уже сформировался «вкус» на методики, есть необходимая база знаний и навыков.
Вот и обзор методик:
1. Кубики Зайцева-
Я называю ее «звенящая методика»))
это уникальное пособие, разработанное Николаем Александровичем Зайцевым для обучения чтению маленьких детей. Николай Александрович выдвинул теорию о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Как показала практика, детей действительно гораздо легче научить читать, используя слоги, а не буквы. Кубики Зайцева и отличаются тем, что на их гранях написаны слоги.
Методика дает хорошие результаты также в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими и слабослышащими и глухими.
Кубики различаются по цвету ( золотые, железные, белые с зелеными знаками препинания), объему ( большие, маленькие, двойные), весу ( заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя раздающемуся при их встряхивании. Цель-обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
Более подробно про эту методику можно почитать на специализированных сайтах. Есть так же пост на бэби.ру о том, как изготовить данный комплект своими руками!
Сумма данного комплекта от 2000 до 3500 тысяч рублей.
Если кто-то из моего города захочет приобрести, пишите мне в личные сообщения ВК, т.к я тоже хочу этот комплект) Поделим доставку)
2.
Методика Глена Домана ( а в наше время еще и Маниченко).
Основная идея-обучение чтению целыми словами. Важное условие-систематичность.
Комплекты для обучения «Чтение с пеленок», «Букварь с пеленок»
Занятия основываются на показе карточек со словами. Как я уже писала важное условие-систематичность, я бы сказала-строгий режим! Каждый день, определенное время.
Эти комплекты есть у меня дома уже давно. Я использую карточки на свое усмотрение. Мне нравится «Букварь с пеленок»- отлично подходит для чтения, для разучивания народного фольклора.
Девочки из моего города, кому интересно-жду в гости) Можете пощупать, потрогать, посмотреть комплекты)
Лично я в этой методики разочаровалась. Изучала я ее два года. Конечно, я не делала глубокого анализа ( практика с большим количеством детей), но мне претит это условие-с пеленок! Кажется, что это «навязывание» знаний. Ну и склад моего характера… мне не нравилось это программирование.
3. Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.
На вебинаре Лена Данилова говорила, что данная методика для дома.
Отступлю немного.
По данной методике со мной занималась моя мама, до сих пор помню изготовленные ею комплекты вручную, шершавые буквы, бархатную бумагу, разные карточки и кубики. Тестировала она методику на мне, а уже заниматься с детьми шла в школу. Эта методика дала потрясающее результаты! Мы тогда жили на Севере и там это было большим открытием для педагогов. Дети с большим удовольствием занимались, огонек в из глазах горел всегда!
В данной методике есть все, что нужно каждому родителю, ребенку. Для того, чтобы понять мою любовь к этой методики-нужно прочитать о самой Марии. Сейчас у меня есть книга, которая может вас познакомить с автором. Так же в этой книге есть 100 упражнений по данной методики.
Прочитав эту книгу, вы найдете ответы на все ваши вопросы о порядке в доме, о сотрудничестве, об уважении. Вы сможете организовать занятия по чтению сами- очень просто и не принужденно.
4. Кубики Чаплыгина.
Секрет методики — в особых кубиках, называемых динамическими. Это два деревянных кубика, соединённых между собой специальными платформами — малышу очень легко их крутить и вертеть. Просто вращая кубики, ребёнок САМ получает всё новые склады, а значит, и новые слова.
5. Методика Лены Даниловой
6. А так же, методики Бураковой, В. ВОСКОБОВИЧА.
Буквари: Жукова, Соболева и т.д
Нельзя выделить самые лучшие. Что-то лучше, что-то хуже.
Вот нам многих букварях пишут от 2х лет-это не так. Оптимальный возраст для них-5-6 лет. Раннее это не нужно.
Хорошо, когда есть возможность какие-то комплекты купить, какие-то сделать своими руками. В готовых-уже есть хорошие методички, инструкции. Информации сейчас более чем достаточно, остается только поставить свой собственный фильтр и понять, что лучше всего подходит именно вам.
Не бойтесь своего непрофессионализма, ведь только вы точно можете знать, что хорошо для вашего малыша, а что нет.
Вот в принципе и все! Готова к вашим вопросам и предложениям)
Буду рада, если поделитесь своими секретами по данной теме. Каковы Ваши предпочтения? Интересна ли Вам эта тема?
меня мама научила читать по обычному советскому букварю… я попросила ее научить, она научила… в 4 года я читала уже… и никаких кубиков за 5 тыщ не потребовалось… во времена щас..
А кто просит покупать кубики за 5 тысяч ( тем более и цены такой нет)? Их вполне можно сделать самому)
Спастбо большое за обзор. Тоже думала-гадала, что подобрать ребенку. Решила пойти традиционным путем, выбрала букварь Жуковой, не пожалела. Сейчас читает небольшие рассказы, стишки сам. По слогам еще, но уже неплохо. Закончили букварь читать в мае этого года. Но и сейчас можем им иногда пользоваться.)
Здорово)) Продолжаете сами читать ребенку?
А младшую учу по букварю Жуковой. Ну как учу — сама притащит книжку, почитаем с ней пару страничек, недельку так позанимаемся вечерами и на пару месяцев забросим… Потом она снова тащит букварь. Слог открытый сливает с 2,5 лет, но дальше пока дело не идёт. Да и буквы ещё не все знает, половину примерно.
А так я учитель начальных классов, работаем Азбуке Горецкого. 7-летки тоже часто встречаются нечитающие, некоторые дети и в 7 не готовы к чтению. Во 2 классе уже доходит до них.
А по какой вы учились?))
Поделитесь вашим опытом)
Во сколько начали и в каком возрасте ребенок вышел в самостоятельное чтение?
Здорово!!! Мне наверное нужно переписать пост… 3 года благоприятный возраст, не более. Вы не поздно начали, а тогда когда были готовы!