Сегодня в одном из журналов была поднята тема о пользе и бесполезности родов с мужем:
По моему мнению, это личное дело каждой отдельной семьи, поэтому стопроцентно ответить «Да, нужно рожать с мужем» или наоборот «Нет, ни в коем случае не рожайте с мужем» нельзя.
Единственное, что мне не нравится, как человеку с историческим образованием, это когда пытаются в споре приводить какие-то сомнительные сведения из жизни предков. Не могу терпеть подобную несправедливость в отношении древности.
Итак, небольшой экскурс в Древнюю Русь на роды:
«В обычном крестьянском быту считалось: „не место мужикам быть, где бабы свои дела делают“. Но к родам это не относилось: присутствие мужа было желательным, а иногда и обязательным. Люди верили, что часть мук роженицы он возьмет на себя. Нередко перед самыми родами мужу полагалось жаловаться на боли внизу живота и ломоту спины: казалось, что мужнины „муки“ снимают часть психологического напряжения жены. Этот обычай известен и в Западной Сибири, и у некоторых европейских народов, в частности у французов. В этнографических описаниях он назван „кувад“ (от фр. couvade ), что значит „высиживание яиц“.
В наиболее полном виде у нас „кувад“ сохранялся на Смоленщине: едва жена начнет разрешаться от бремени, мужу полагается стонать, кричать — изображать родовые муки. Некоторые мужья так входили в роль, что „бледнели, аки полотно, или чернели, аки чугун“.
Если невесте во время венчания не возбранялось сказать: „Мне приносы, а мужу мучиться“, то уж во время родов повитуха тем более могла заставить мужа страдать вовсю. В иных местностях особенно тяжелые роды „облегчали“ тем, что мужа потягивали за половые органы, обвязанные шелковым шнурком. Иногда мужа обряжали в одежду и головной убор жены — это должно было слить мужское естество с женским; требовали, чтобы он изо всех сил дул в пустую бутылку — имитировал потуги. Полагалось также поить роженицу водой изо рта в рот: муж садился в изголовье и держал голову жены у себя на коленях, крепко и долго целовал ее во время продолжительных схваток, обнимая сзади за плечи. Так он обучался и эмоциональному сопереживанию, и некоторым акушерским навыкам. В дворянском сословии мужья доверяли это „дохторам“, предпочитая не слышать стонов жен и появляться, „когда все уже позади“. Дворянки рожали, как правило, лежа, а крестьянки на коленях, на корточках или даже стоя (чтобы „не закатился“ и „не застоялся“). Умелые повитухи водили их, не давая прилечь, а случалось, заставляли приседать или попрыгать, пока не показывалась головка ребенка. Некоторые знахарки требовали тужиться, опершись на стол или лавку, делали массаж живота и поясницы (»Расступитеся, расстворитеся, косточки!") или ставили мужа на колени в ногах жены, упирали ее ступни в его бедра, а руки вкладывали в руки друг друга: «Сильнее поддай, — приговаривала повитуха. — Вон уж весь на воротах стоит. Отдохни, да поддай! Матерь Божия, ослобони мою касатку!»
По материалу статьи доктора исторических наук
Натальи Пушкаревой
P.S: Неправда ли в какой-то степени жутковатые традиции? Особенно, что касается перевязывания и потягиваний мужских органов. И какое счастье, что наши мужчины могут теперь более спокойно пережить период родов. Хотя бы держа нас за руку в этот удивительный момент.