Умные ладошки(статья)

*

Способность мастерски управлять своими руками приходит не сразу. Прежде чем малыш научится целенаправленным движениям, то есть сможет брать то, что нужно, когда ему это потребуется, а потом и  выполнять руками более сложные действия, предстоит серьезная работа.

Хотя хватательный рефлекс дается крохе еще при рождении. Этот рефлекс знаком любой маме новорожденного. Если дотронуться пальцем или каким-либо предметом до внутренней стороны ладошки, малютка тут же сожмет кулачок так сильно, что сможеткакое-то время висеть, держась за палец или предмет, который схватил. В течение последующих трех месяцев жизни малыша хватательный рефлекс начнет постепенно ослабевать, уступая место все более совершенствующимся двигательным навыкам и умениям. В  их развитии главная роль принадлежит мозгу.

Командующий  — мозг

Каждому участку головного мозга присущи свои особые функции. Правое полушарие мозга отвечает за нашу ориентацию в пространстве. Именно оно помогает малышу определять свое положение по отношению к предметам и осознавать, что находится впереди, а что сзади, что справа, а что слева от него. Левое полушарие отвечает за точность движений, а следовательно, обеспечивает более тонкий процесс анализа информации. Именно работа левого полушария помогает крохе осваивать и совершен­ствовать мелкую моторику. Но чтобы пользоваться руками, для начала младенцу необходимо, как это ни странно, эти руки у себя элементарно обнаружить!

Великое открытие

Представьте себя на месте новорожденного. То и дело перед вашим взором появляются улыбающиеся лица родных и близких, ваши же собственные руки остаются вне поля зрения и поэтому никак не воспринимаются сознанием. Но скоро все изменится! Едва у вас (ведь вы же заняли позицию малыша) разожмутся кулачки, а произойдет это примерно в возрасте трех недель, как родственники начнут вкладывать в них свои пальцы, игрушки и погремушки. Последние, безусловно, доставляют крохе особую радость и приносят несомненную пользу. И вот почему.

В возрасте 1,5—2 месяцев малышу уже любопытно, откуда исходит звук. Поэтому рука с зажатой в ней погремушкой раньше других окажется в центре пристального внимания крохи. Чтобы закрепить это важнейшее открытие, в последу­ющие две-три недели вкладывайте в ручки крохи по­гремушки, которые малыш может удержать и которые издают звуки при малейшем движении руки. Тем самым вы поможете вашему ребенку сделать первые шаги в  развитии зрительно-моторной координации.

Когда малышу будет около 3 месяцев, вы обнаружите, что он уже пытается играть руками, попавшими в поле его зрения. Он сводит и разводит их, перебирает пальцами и засовывает пальцы в рот! Не старайтесь отучить кроху от «дурной привычки». Для трехмесячного малыша рот — это настоящий исследовательский инструмент, который, так же как и руки, помогает ему исследовать окружающий  мир.

Как  же это взять?

На первый взгляд все просто. Но это для нас. Чтобы взять какой-либо предмет в руки, младенцу сначала надо его увидеть, оценить, как далеко этот предмет от него находится, и потом заставить работать мышцы, чтобы подвести к нему кисть руки. Но это еще не все: для успешного завершения «операции» потребуется точная работа пальцев и мускулатуры. Успешное освоение всего этого комплекса действий находится в прямой зависимости от развития координации движений рук и  глаз.

Можно ли помочь крохе в этом? Безусловно. Стимулируйте хватательный на­вык всеми возможными способами. Чтобы увереннее управлять движениями руки и уметь на глаз определять расстояние до какого-либо предмета, малышу в возрасте  2,5—3 месяцевможно предложить такую забаву.

Игра  «Дотянись-ка!»

Подвесьте над кроваткой мягкий шарик или игрушку. Ребенок, обнаружив предмет в поле зрения, будет стремиться достать его рукой, и время от времени это у него станет получаться. Как только вы заметите, что кроха, прежде чем ударить по предмету, стал обращать внимание на руку, подвесьте над кроваткой игрушку более сложной конструкции, чтобы он захватывал и ощупывал ее.

Тренажер-перекладина

Закрепленная поперек кроватки перекладина с подвешенными игрушками привлечет внимание крохи. Малыш начинает с удовольствием трогать все, до чего дотянется. Чем интереснее предметы, которые вы предлагаете ребенку для разглядывания, тем быстрее он научится тянуться к ним, не глядя на свои ручки. Последнее произойдет в возрасте примерно 5—6 месяцев. Тогда же малыши демонст­рируют свое желание сидеть. Согласитесь, в этом положении тела руками пользоваться куда удобнее, чем лежа.

Не  только хватать!

Как только кроха научится сидеть, он получает новые преимущества. И в частности, возможность занимать позицию, которая позволяет ему видеть желаемый предмет и вполне осознанно тянуть к нему ручки. Малыш постепенно учится управлять и предплечьем, и  кистью.

Чтобы стимулировать развитие ручек, поощряйте попытки малыша действовать самостоятельно:

  • давайте крохе в руки ложку, когда он ест;
  • учите его переворачивать странички картонной книги;
  • позволяйте самому вытирать ручки после принятия водных процедур.

    В 6—8 месяцев малыш осознает, что руками можно щупать или гладить предметы. Не оставляйте эту догадку крохи без внимания! Дайте ему возможность играть на траве и ворсистом ковре, на домотканой дорожке и голом полу. Прикасаясь ко всему, что его окружает, ребенок познает свойства предметов. Он узнает, что предметы бывают гладкие и шершавые, мягкие и твердые, сухие и мокрые и т. д. Не забывайте, что малыш учится не только брать предметы, но и выпускать их из рук. Ослабить ручку, чтобы выпустить предмет, сложнее для крохи, чем сжать ее. Поэтому чаще играйте с ним в игру «дай-возьми», позволяйте малышу, сидя в высоком стульчике, скидывать предметы на пол. Привяжите игрушки на шерстяные нитки, и в один прекрасный день малыш обнаружит, что выброшенные игрушки можно выуживать обратно.

    Общение и  познание

    Около 9 месяцев в развитии ручек происходит настоящая революция: кроха может дер-жать предмет между большим и указательным пальцами! С этого момента мелкая моторика малыша будет быстро прогрессировать. Использовать ручки, чтобы сообщить о своих желаниях, кроха начинает довольно рано. Он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, ребеночек успешно объясняется с помощью жестов: с помощью рук он может и высказать свое недовольство, и попрощаться, и позвать к себе. Ближе к году у ручек появляется еще одна функция — исследовательская. Более сильные мышцы и развитые суставы позволяют значительно расширить горизонты познания. Руками можно оттолкнуть и притянуть к себе предмет, вытащить один стаканчик из другого, вставить фигурку в отверстие, сложить пирамидку. Малыш уже сам способен спланировать, как ему произвести какие-либо действия с помощью такого полезного инструмента, как руки. Он растет и умнеет с каждым днем!

    Анна Кразаева


Наташа Воронова
00750
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества