Размышления о чтении. 1

Размышление о чтении

Последние годы набрали огромную популярность программы раннего развития. Авторы наперебой предлагают уникальные методики, которые сделают наших детей эрудитами. Давайте разберемся в этом нелегком вопросе и ответим на главные вопросы:

1. Кому это надо?

2. Зачем это надо?

3. Надо ли?..

Образовательные стандарты претерпели кардинальные изменения за последние несколько лет, не говоря уже об изменениях по сравнению с нашим школьным поколением. Теперь при поступлении в первый класс ребенок должен знать алфавит, уметь читать, писать печатными буквами, считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, складывать и вычитать в пределах 10, знать состав чисел, уметь составить рассказ по картинке, пересказать несложный текст… Не буду углубляться и продолжать этот список, он достаточно длинный. Всему перечисленному нас, в отличие от наших детей, учили в первом классе. Таким образом, получается, что есть спрос, отсюда и рождаются масса предложений о раннем развитии. Авторы программ обещают, что ребенок к моменту поступления в первый класс будет знать всё и даже больше. Вот, собственно, и стал очевиден ответ на вопрос: «Кому это надо?» Мамам будущих школьников остается лишь не захлебнуться в море развивающих программ и методик. Задача не из легких, ведь от эффективности выбранной образовательной системы зависит успех ребенка в дальнейшем. Но об этом позднее.

Отвечая на первый вопрос, сознательно опустила принятие во внимание интерес ребенка. А в самом деле, давайте спросим у малыша 3-4 лет: «Для чего тебе нужно научиться читать?» Уверяю, большинству детей указанного возраста это, как минимум, не интересно! Кстати, на моем пути встречались мамы, которые пытались научить чтению ребенка 2-х лет. Итог — дислексия. Но об этом в следующей статье.

Итак, давайте всё же определимся, какую цель мы преследуем, принимая решение научить малыша читать. Привить ранний интерес к чтению? Или руководствуемся принципом «чем раньше, тем лучше»? Я в этом возрасте уже сама читала Доктора Айболита? На все эти вопросы есть один, но куда более весомый аргумент — наступление сензитивного периода для развития навыка чтения (и не только чтения, это касается всех других умений). Сензитивный означает благоприятный. То есть нужно дождаться подходящего времени, когда малыш без труда способен освоить этот процесс. Я не открою для вас ничего нового, сказав, что сензитивный период для освоения навыком чтения колеблется в интервале 6-7 лет. Конечно, не помешает ориентироваться по ребенку. Ведь если малыш сам изъявил желание научиться читать, скажем, в 5 лет, то вполне можно начать, но ненавязчиво, в игровой форме, и, главное, без спешки, уделяя особое внимание правильности и осознанности чтения. Если же ребенок проявляет интерес к литературе на уровне слухового восприятия, не проблема! Читайте ему как можно больше, знакомьте с разными произведениями, рассказывайте об авторах, рисуйте иллюстрации, учите выражать собственное мнение о прослушанном произведении (это отлично развивает речь), откладывайте и перечитывайте понравившиеся книги. Можно делать закладки с изображением эмоций или с цветовой градацией. Ваша фантазия и творчество! Ну и, конечно, личный пример. Всем известно, как дети любят подражать взрослым. Если малыш видит вас с телефоном в руках и за компьютером, то, скорее всего, ему будут интересны именно эти вещи. Читайте сами, найдите свой любимый жанр и хоть немного, но проводите время с книгой в поле зрения ребенка. Поверьте, в результате проделанной работы, ребенок к 6-7 годам обязательно проявит интерес к самостоятельному чтению.

Подходим вплотную к вопросу. Ребенок в возрасте 3-5 лет находится в фазе активного формирования речевых навыков. А для овладения чтением, эти навыки должны быть уже сформированы. Ведь согласитесь, какой смысл в механическом чтении без осознанного восприятия прочитанного. Ответьте себе на вопрос: для чего вы берете в руки ту или иную книгу? Верно! Чтобы пополнить знания, чтобы обсудить новый роман с подругой, чтобы насладиться новой интересной историей, чтобы почерпнуть опыт и применить его на практике. Представьте, если бы вам пришлось читать книгу с неизвестной для вас терминологией. Интересно? Думаю, вряд ли. Вот и ответ на второй вопрос. Ребенку раннего дошкольного возраста этот навык не по силам в полном объеме, да и совершенно не нужен.

Обучение чтению — увлекательный и нужный процесс, если он начат своевременно и грамотно. Поэтому ответ на третий вопрос: однозначно надо, но не раньше 5 лет, а лучше в 6-7 лет.

Современная статистика во всем мире фиксирует всё больше случаев дислексии у детей. Многие дети читают слова неправильно, путают слоги, окончания, домысливают вторую часть слова, плохо понимают прочитанное и не могут пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Эта проблема неразрывно связана с ранним обучением чтению, с неправильным подходом к обучению этому навыку. Поэтому в случае, если вы не знаете или не уверены в том, когда и как учить ребенка читать, доверьте этот серьезный вопрос профессионалу.

Всем успехов и приятных моментов!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Exgirl

моему ребенку очень интересно было самому научиться читать — ведь любопытно, что написано на вывесках итд. Сам научился читать в 4 уже предложениями. Я ВООБЩЕ не занималась с ним (не могу заниматься и все))

Пожаловаться
Ольга
Exgirl 
)))
Пожаловаться
Ирина
Согласна, что не надо учить ребенка рано читать, если он сам не хочет. А вот по поводу того, что от раннего обучения возникнет дислексия, не соглашусь. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.
У меня дочь сама стала буквы учить, еще толком не говорила. Книжки смотрела и пальчиком букву показывала, я ей звук говорила, в 2 года все звуки знала. Сейчас читает простые слова и маленькие предложения. Старших рано не учила, да они и проявляли желания. Сын читал в 6, старшая дочь в 5, проблем с обучением не было, в начальной школе отличниками были.
Пожаловаться
Ольга
Ирина 

Ирина, понимаете, наряду с желанием ребенка существуют такие понятия, как психологическая готовность и зрелость мозга к определенным процессам.

По поводу аномалий развития ЦНС. Природой предусмотрено (это исследовано и доказано) первостепенное развитие у ребенка правого полушария мозга с последующим дозреванием левого полушария. То есть, сначала набирается словарный запас путем запоминания слов и фраз и подражания речи взрослых, а потом начинают формироваться способности к размышлению, анализу информации, построению речевых конструкций. Этот процесс занимает приличное время. Для овладения навыком правильного и осознанного чтения должны быть развиты в достаточной степени оба полушария.

При нарушениях ЦНС, само собой, овладеть чтением полноценно невозможно, но есть данные на основе исследований, проведенных нейропсихологами о том, что развитию дислексии среди здоровых детей способствует неправильный подход к обучению чтению, а именно слишком рано начатое и неграмотное. Если есть желание у ребенка и родителей к овладению чтением в раннем возрасте, то лучше доверить это профессионалу или заняться самообразованием по этому вопросу, выбрать грамотную методику. Один и тот же инструмент в умелых руках приносит пользу, а в неумелых — способен серьезно навредить.

Пожаловаться
Ирина
Ольга 

Я не знаю насколько рано надо научить ребенка читать, чтобы в школе он разучился это делать )). Я не сторонница всяких развивалок до 3 лет и обучения чтению в том смысле, что посадить ребенка за стол и учить. Но я уже старая мама, которая училась в советской школе. У нас в 1 классе не все умели читать, но все кто умели учились на 4 и 5, а вот те, кого научил профессиональный учитель в школе, почему-то, гораздо хуже. Так же было и со старшими детьми. Причем, сына учил в саду профессионал, а он в 6 лет дома категорически отказывался читать. Дочку старшую я сама учила и бабушка, научили лет в 5. Я думаю, что если мозг ребенка не готов принять информацию по чтению, так вы его и не научите. Мне кажется, гораздо вреднее раннее изучение иностранного языка, чем обучение чтению на родном. Лучше как педагог скажите мне, что делают дети, которые умеют читать, считать и писать 4 года в начальной школе?

Пожаловаться
Ольга
Ирина 
Я нигде не сказала, что к школе ребенок разучится читать. Я говорю о том, что если ребенка неправильно научить читать, то это может привести к дислексии, что непременно скажется на его дальнейшем обучении. Переучивать и исправлять намного сложнее. Уж поверьте, имею опыт работы в коррекционных классах.

В советской школе приветствовалось умение читать, но являлось требованием, как сейчас. Что касается статистики, то ее нельзя вывести на нескольких примерах. Тем более, если, как вы говорите, дети в школе плохо освоили чтение, то вопросы больше к учителю. У меня тоже имеются свои объективные данные. Мне приходилось переучивать детей и корректировать неверно развитые навыки, что в разы сложнее, чем научить. Более того, есть отличные методики, которые прекрасно зарекомендовали себя, опробованы и мной, как в индивидуальной, так и в групповой форме обучения.

На последний вопрос отвечу так: дети, умеющие читать, писать, считать, в школе по большей части добавляют рейтинг учителю и упрощают ему работу ( с тем условием, что навык развит правильно). Это, если начистоту. К сожалению, это так.

Пожаловаться
Ирина
Ольга 
По мне, так самая лучшая методика обучения чтению, как нас учили, и всю страну много лет по одному и тому же букварю. Буквы-звуки, потом слоги, потом слова и предложения.
Пожаловаться
Ольга
Ирина 
Вот! Совершенно верно! Сейчас многие программы основаны на изучении сначала звукового состава языка. Это приводит к формированию неправильного навыка.
Пожаловаться
Анастасия

Очень хорошая статья. Спасибо. Полностью согласна с Вами.

Пожаловаться
Ольга
Анастасия 
Спасибо!
Пожаловаться
Юлия

Прекрасная статья, большое спасибо. Правда, авторов ежедневных постов «А насколько развит ваш малыш?» и «Посоветуйте курсы подготовки к ЕГЭ, а то нам уже 9 месяцев!» ничто не может убедить :)

Пожаловаться
Ольга
Юлия 
Спасибо!

Да я, собственно, и не пытаюсь никого переубеждать. Моя цель — делиться своими профессиональными знаниями и опытом с теми, кому это интересно.

Пожаловаться
Алиса
Ольчик очень интересная статья!!!

Не знала что такой длинный список для поступления в школу

А если ребенок не научится его в школу не возьмут??

Пожаловаться
Ольга
Алиса 
Спасибо, Алис!

Да, это усредненные данные. В одной школе меньше, в другой — больше.

Школа по микрорайону в любом случае примет ребенка (по закону не имеют право не принять). А вот если родители выбрали, к примеру отдаленную школу или гимназию, не относящуюся к их микрорайону, то в случае, если ребенок не прошел тестирование, могут отказать.

Пожаловаться
Жанна

Как моя мама сказала, нет лучшей методики образования, чем советская школа! Да и дети все разные. Одни в год болтают, а кто то до трёх лет почти не разговаривает. К 6-7 годам детки выравниваются в развитии. Я стараюсь учит детей тому, чему учили меня. Конечно не идеально все, но мы стараемся и я не зацикливаюсь на этом и не мучаю ребенка. Главное это чтобы у ребенка не было отвращения к процессу обучения.

Пожаловаться
Ольга
Жанна 
Согласна с вами. Советская система образования была очень грамотно построена и имела огромное количество плюсов ( не без недостатков, конечно). Сейчас на изучение важных тем отводится мизерное время, поэтому учителя и просят, а то и требуют от родителей помощи. Раньше изучению алфавита и параллельному обучению отводилось 3 четверти при 5/5 (т.е. уроки чтения были каждый день), то сейчас на этот процесс отводится 1 полугодие при отведении 4/5 часов в неделю. Программа была одна единственная. Если ребенок, скажем, переехал с Камчатки в Краснодар, ему не сложно было сориентироваться в учебном процессе, поэтому и адаптация проходила легче. Сейчас же с разнообразием программ и методик, мало того, что у ребенка стресс от переезда и новой обстановки, так еще и нужно суметь переключиться на новую программу. Это очень сложно.

Вы правильно делаете, настаивать не нужно. Детки разные, и каждый ребенок развивается по индивидуальному плану. Задача родителей — поддерживать и развивать интересы детей, ненавязчиво передавая им свой опыт и знания.

Пожаловаться
Жанна
Ольга 

Очень рада, что не я одна так думаю. А то многие мамочки смотрят на нас как на обезьян. Мы же не развиваем ребенка с пеленок. И не вожу дочку в школу раннего развития. Она и так развивается нормально. Ей все интересно, а говорить мы научимся потом, и буквы и счет тоже освоим. Всему своё время.

Пожаловаться
Ольга
Жанна 

Да, я именно за своевременность.

Пожаловаться
Галина

Интересная статья, полностью согласна! Правда я даже не задумывалась, а ведь и правда нудно пример показывать. А то все с телефонов и планшетов читаем, а где личный пример? Мой сын обожает книги! Любит пепесказывать их и чтобы ему их читали, читали, читали… И алфавит выучил по собственному желанию. Прямо очень ему это по душе.

Пожаловаться
Ольга
Галина 
Спасибо.

Для нас это уже настолько обыденно, что мы об этом даже не задумываемся, а между тем, личный пример в обучении и воспитании играет первостепенную роль. Дети — наше отражение.

Это очень здорово, Галина! Поддерживайте его интерес любыми доступными возрасту средствами.

Предыдущая статья
ростов-на-дону. Бобренок!