Молодой маме часто не терпится дать малышу что-нибудь «новенькое» и «вкусненькое». В магазинах столько красивых баночек и коробочек с полезным питанием! Соседка уже давно даёт своему овощное пюре – чтоб витаминов больше получал. Да и бабушки с разных сторон: «Что ты всё грудью да грудью кормишь? Пора уже нормальную еду ребёнку попробовать!» И мама в 4 месяца начинает давать крохе прикорм…
Не торопите события
Как определить, что ваш малыш готов к прикорму и каким возрастным рекомендациям следовать? Если ребёнок хорошо себя чувствует и набирает вес, введение «взрослых» продуктов раньше 6 месяцев не только нецелесообразно, но и вредно. На этом настаивает и Всемирная организация здравоохранения, изучив негативные последствия раннего прикорма. Дело в том, что пока малышу не исполниться полгода, его несозревший кишечник и поджелудочная железа, вырабатывающая ферменты для переваривания пищи, не готовы принимать «взрослые» продукты. Проще говоря, младенец в это время умеет переваривать только материнское молоко, но никак не соки, пюре и каши.
Искусственное вскармливание тоже не даёт родителям повод для более раннего ввода прикорма, потому что современные адаптированные смеси максимально приближённые по составу к грудному молоку и до полугода удовлетворяют потребности ребёнка во всех питательных веществах. Так что в дополнительной пище кроха не нуждается.
А вот недоношенным деткам и малышам аллергикам (или имеющим наследственную предрасположенность к этому заболеванию) стоит отложить начало прикорма до 7-8 месяцев, медленно увеличивая порции и внимательно наблюдая за реакцией на новую пищу.
«Клиент созрел»?
Возрастной фактор не является единственным при определении готовности к прикорму. Это просто ограничитель, указывающий, раньше какого срока нельзя нагружать организм ребёнка. Скорее всего, малыш сам покажет вам, когда пора начинать, – будьте только внимательны.
Выяснить готовность крохи можно по совокупности следующих показателей:
1. Он удвоил вес от рождения (а в случае родов до 37-й недели вес умножают на 2,5).
2. Не выталкивает твёрдую еду изо рта (это от угрозы подавиться). Может есть и пить с ложки (а прикорм даётся исключительно с ложки, чтобы уже во рту начиналась ферментная обработка пищи).
3. Умеет самостоятельно сидеть и может отодвинуть или отвернуть голову, отказываясь от еды.
4. К концу дня малыш полностью опустошает грудь мамы, а она видит, что он хочет ещё. При искусственном вскармливании ребёнок ежедневно получает более литра смеси и не наедается.
5. Может что-либо зажать в кулачок и целенаправленно засунуть в ротик.
6. Проявляет большой интерес к пище родителей, стремится её попробовать.
Знакомство с новыми продуктами можно начинать, когда вы заметите большинство из перечисленных факторов готовности. Некоторые дети могут быть не готовы к прикорму и в 7-8 месяцев. И это не страшно: обычно мамино молоко по-прежнему способно удовлетворить потребности ребёнка в питательных веществах.
Накормить или познакомить?
Существует 3 метода введения прикорма – классический, ротационный и педагогический (или естественный). Малыши все разные, поэтому мама может выбрать схему, которая подходит её ребёнку.
Классический прикорм начинают с небольшого количества (в первый день – ½ ч. ложки, во второй – 1 ч. л., в третий – 2 ч.л. и.т.д.), доводя за 1-2 недели порции до возрастной нормы. Цель – заменить одно кормление грудью (смесью). Использовать эту схему удобно, если маме нужно отлучаться или скоро выходить на работу.
При ротационном методе малышу дают ½ чайной ложки, предположим, гречневой каши и в течение 4 дней наблюдают за реакцией. Если всё нормально, повторно дают ту же порцию такого же продукта и опять ждут 4 дня. И на этот раз всё прошло удачно? Теперь можно увеличивать количество «лакомства» как при классическом прикорме. Следующую новинку предлагают через 2-3 недели по такой же схеме. Этот метод позволяет с большей долей уверенности определить, есть ли у ребёнка непереносимость того или иного продукта. Связано это с тем, что четверо суток – предельное время пребывания пищи в организме человека.
Педагогический прикорм специалисты обычно рекомендуют при сохранении длительного грудного вскармливания. В его основе лежат природный интерес малыша ко всему новому и желание подражать родителям. Когда все собираются за общим столом, мама берёт на руки кроху. Если он действительно интересуется рисовой кашей, которую едят взрослые, мама даёт одну микродозу (со спичечную головку), то есть крупинку. Считается, что за завтраком, например, ребёнок может угоститься три раза каждым понравившимся продуктом. (На первых порах маме всё-таки лучше не поощрять интереса к нескольким продуктам, чтобы посмотреть на реакцию. Но, скорее всего, малыш и сам не захочет пробовать всё сразу.) Если в течение 3-5 дней ребёнок настойчиво выбирает определённый продукт, микродозу можно довести до 1 ч. ложки. Цель педприкорма – не накормить малыша, а познакомить с разнообразием вкусов.
Современные адаптированные смеси обеспечивают достаточную ферментнуюподдержку организму ребёнка, поэтому предложить педагогический прикорм можно и искусственникам.
Если у малыша склонность к аллергии, педприкорм надо вводить крайне осторожно, начиная с гипоаллергенных продуктов и намного медленнее увеличивая количество микродоз. Предлагать малышу стоит не более одного продукта в день и следить за его реакцией в течение 4 дней, как при ротационном прикорме. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди.
При педагогическом прикорме велик воспитательный момент, так как ребёнок чувствует себя полноценным членом семьи за общим столом и знакомится с гастрономическими пристрастиями родителей. Но чтобы не навредить малышу, взрослые должны строго придерживаться принципов здорового питания, то есть в их рационе должно быть много овощей, фруктов и круп, а также кисломолочных продуктов, умеренно – мяса и рыба. Жирное и жареное, копчености, колбасы, пирожные, газировка и т.д. должны быть полностью исключены из семейного меню. Сильно не солите и не перчите блюда.
Если ваш рацион далёк от естественного питания и вам тяжело изменить свои вкусовые пристрастия, малышу вряд ли стоит вводить педагогический прикорм.
Основные правила введения прикорма
При классической и ротационной схемах введения прикорма есть универсальные рекомендации, которые нужно соблюдать. В основе же педагогического прикорма лежит идея знакомства с пищей, поэтому не все приведённые ниже правила соответствуют этому методу.
1. Знакомство с новым продуктом сопровождайте прикладыванием к груди. Есть две точки зрения на то, когда лучше это делать. Первый вариант – дать прикорм до кормления. Малыш лучше воспримет новинку, потому что голоден, а грудное молоко поможет её усвоить. Второй вариант – сначала предложить грудь. Получив привычную пищу, организм крохи будет лучше подготовлен к нагрузке.
2. Новый продукт вводят через 2-3 недели после предыдущего, с которыми малыш успел «подружиться». И желательно в первой половине дня – тогда незапланированная реакция, скорее всего, не застанет вас ночью.
3. Начинайте только с однокомпонентного блюда – это поможет выяснить переносимость продукта у малыша. Когда освоено, например, пюре из качка, добавьте в него тыквенное.
4. Первыми лучше предлагать те продукты. Которые мама ела во время беременности и кормления.
5. Консистенция первых блюд прикорма должна быть однородной жидкой, чтобы ребёнку было легко глотать. Спустя время переходите к более густой пище, а позже и к твёрдой, чтобы малыш учился жевать.
6.Если новый вкус не пришёлся крохе по душе, мамане должна настаивать. Лучше предложить карапузу что-то другое, а спустя время попробовать вернуться к отвергнутому продукту.
7. Нельзя вводить прикорм накануне или сразу после прививки, если малыш болен или у него режутся зубы. Желательно не предлагать новый продукт в сильную жару, в путешествии, если мама только что вышла на работу и т.д.
8. Не готовьтесь для крохи впрок, давайте свежеприготовленные блюда или только что открытые баночки, чтобы избежать риска отравления. В сезон пюре лучше делать самим, если есть уверенность в экологической безопасности овощей и фруктов, а зимой и весной – использовать готовые промышленного производства.
9. Если вы покупаете детское питание, внимательно читайте этикетки. Избегайте продуктов с подсластителями, красителями и наполнителями (крахмал и т.п.) Обязательно учитывайте возрастные рекомендации: лучше угостить малыша продуктом позже срока, указанного на этикетке, чем раньше. И не стоит небрежно подходить к правилам приготовления – сдабривать кашу сливочным маслом, чтобы повкуснее была, или разводить погуще.
10. Не добавляйте в блюда малыша соль и сахар. Его вкусовые ощущения гораздо ярче и разнообразнее, чем у взрослых поэтому не стоит их притуплять раньше времени.
11. Первым блюдом прикорма должна быть каша. Хотя в настоящее время рекомендуют и овощное пюре. Каша близка по вкусу к рудному молоку и смеси, оказывает минимальную нагрузку на поджелудочную железу малыша. Начинайте с безмолочных безглютеновых каш – гречневой, рисовой, кукурузной.
Э.В.Дудникова, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней №4 РостГМУ.
«Пособие для родителей Супер МАМА!»
К этой статье ещё есть таблица прикормов мне она не очень, я её выставлю. вдруг кому-то пригодиться всё же.
Продукты первой ступени: гречневая каша (с 6 месю)., тыква светлая, капуста белокочанная, брокколи, кабачок, петрушка ( с 7 мес.); подсолнечное, кукурузное гречишное масло (с 7 мес.).
Продукты второй ступени: рисовая, кукурузная, овсяная каши, каши с добавлением гипоаллергенных фруктов и овощей (с 8 мес.); капуста цветная, картофель, огурец, морковь (с 8 мес.); сливы, персики, абрикосы, яблоки и груши других сортов (с 8 мес.); обезжиренная индейка, кролик, нежирная свинина (с 8 мес.); оливковое, рапсовое, кокосовое масло (с 8 мес.).
Продукты третьей ступени: ячменная, ржаная, пшеничная, пшенная, мультизлаковая каши, хлеб из муки второго сорта, детское печенье (с 8-9 мес.); помидоры, свёкла (с 9-10 мес.); чёрная и красная смородина, вишня, белая черешня, крыжовник (с 10 мес.); творог, по назначению врача – кисломолочные продукты (с 9 мес.); желток куриный или перепелиный (с 9 мес.), баранина тощая, телятина (с 10 мес.), курица (с 12 мес.); нежирные сорта речной рыбы: щука, судак (с 10 мес.), нежирные сорта морской рыбы (с 12 мес.); сливочное масло (с 9-10 мес.).
интересно, почему овсянку во вторую ступень поместили?