Мы не имеем права осуждать ближнего, потому что один Бог – и Законоположник и Судия, Который может и спасти, и погубить. Только Он имеет власть судить неблагодарного грешника. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4) – говорит святой апостол Павел. Осуждать и осмеивать ближнего за его поступки и действия – значит браться не за свое дело, значит предвосхищать себе суд Христов.
Чем нам обязан, в чем от нас зависит ближний наш? Все, что он имеет: телесное здоровье, красоту, богатство, душевные способности и знания – все это не нами дано. Он это получил от милосердного Бога, Который один только и вправе требовать у человека отчета в употреблении дарованных ему талантов. Употребляет он таланты эти на пользу себе и ближним или злоупотребляет ими – за все человек подотчетен одному Господу. Мы же, по ограниченности своих способностей, не можем справедливо оценивать и судить поступки наших ближних. В большинстве случаев мы судим человека только по его внешним действиям и признакам, не входя в его внутреннее душевное состояние. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?.. (1 Кор. 2, 11), – вопрошает апостол Павел. Судя о поступках ближних, мы можем легко ошибаться в своих суждениях. Быть может, в то время, когда мы осуждаем ближнего, он в слезах и сокрушении сердца раскаялся перед Богом и испросил у Него прощения. А мы ставим свой суд выше суда Господня. И очень часто осуждаем совсем невинных людей, потому что видим только их согрешения и не желаем видеть их покаяния перед Богом.
А мы обязаны постоянно помнить, что всякий человек, вследствие испорченности нашей природы грехом, более склонен к худому. И не любя греха, и не желая его совершать, человек грешит исключительно из-за прирожденной ему склонности.
Преподобный авва Дорофей рассказывает, как однажды на невольничий рынок привели для продажи двух девочек. Одну из них купила женщина праведная и воспитала в духе благочестия – приучила к добропорядочности и вере в Бога. Другую же девочку купила женщина распутная и научила ее всякому разврату и пороку. Когда девочки выросли, первая стала предметом любви и уважения, а вторую все презирали и отвращались от нее. Таким был суд человеческий, но не так будет судить Господь, Который судит не только дела и слова, но проникает в изгибы сердца нашего и, как Сердцеведец, справедливо воздает каждому по делам его.
Сила природной наследственности, врожденные склонности, обстановка, в которой человек жил в детстве, характер его родителей или воспитателей, знания, которые получил человек, – все это оказывает огромное влияние при выборе того или иного жизненного пути, в совершении того или иного деяния. И мы не должны строго судить наших ближних, чтобы не впасть в грех осуждения ни в чем неповинного.
Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы увидели его в те мгновения, когда он трижды отрекся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы увидели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили. Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя Небесного. А наши ближние, соседи, знакомые, коих мы осуждаем, – разве не могут они стать добродетельными и праведными? Конечно, могут. И грешник может стать праведником, и праведник может утратить свою праведность. В Святом Евангелии повествуется, что в храм вошли два человека помолиться: фарисей и мытарь. Фарисей имел добрые дела и по видимости, по внешности своей, был праведником. Но он возвышал и хвалил самого себя, а мытаря осуждал и унижал, за что и был сам осужден Богом. Мытарь не имел ничего, кроме грехов, но сознавал их и сокрушался. И Господь его оправдал (Ср.: Лк 18, 9-14).
Осуждая ближних, мы тем самым показываем, что в нашем сердце нет ни любви, ни милосердия христианского ни к согрешающим, ни к добродетельным людям, а есть по отношению к ним только одно худое, недоброе чувство. Своими злыми речами, насмешками, мы черним честь ближнего, который может быть достойнее нас перед Богом, а это – великий грех.
Святые Отцы, которые ясно видели все язвы людские, снисходительнее нас относились к человеческим грехопадениям. Однажды к преподобному Пимену Великому пришли братия и спросили его: «Следует ли, видя прегрешения брата, умолчать о них и тем покрыть грехи его?» – «Следует, – ответил преподобный, – если ты покроешь грех брата, то и Бог покроет грех твой».
«Я слышу неприличное об одном брате, – сказал однажды некий инок тому же Отцу, – и потому соблазняюсь его жизнью и хочу уйти из монастыря». «А правда ли то, что ты слышишь о брате?» – спросил преподобный Пимен. «Да, правда, потому что мне передал это верный человек». «Нет, он не верный человек, – возразил преподобный, – если бы он был верным, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего сам не видел, тому не верь. Даже если сам увидишь, не сразу верь».
«Какой же ты дашь ответ Богу, если, увидев согрешающего брата, не обличишь его? – опять спросили преподобного. «Я скажу: Господи! Ты велел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата… Я исполнил Твое повеление».
(...)
Да и Сам Господь, дорогие братия и сестры, снисходит к нашей немощи и покрывает наши грехи. Вспомните повествование Евангелия о том, как фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и требовали, чтобы Господь произнес над ней Свой приговор. Но Господь сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Женщину не побили камнями и не осудили, потому что обличаемые совестью фарисеи поспешили скрыться.
За снисхождение и милость по отношению к другим Бог будет снисходителен и милостив ко грехам нашим. (...)
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6, 37)– эта всем понятная заповедь может привести каждого из нас в Царствие Божие.
Дорогие братия и сестры! Велика награда неосуждающим. И поэтому мы должны хранить себя от греха осуждения и почаще вспоминать молитву преподобного Ефрема Сирина, которую мы читаем Великим постом: Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов).
В последние дни у меня явно такая проблема. Мне больно сделала одна семья и я понимаю по всем законам они не правы, но с другой стороны я же не должна ждать, что все такие добрые и хорошие должны быть. Мои обиды это глупость и их осуждать не имею права. В себе держу, но на все 100% избавится от мысленного анализа не могу. Нужно помолится, может Бог поможет. Спасибо Мариночка.
такая темя тяжелая. Вот не могу спокойно относится и не осудить одну женщину, которая постоянно врёт. Не могу от общения с ней отдалиться, приходится общаться. Крайне сложно слушать её брехню и не осуждать.
хорошие посты, Мариш
. оставляю на потом и читаю с удовольствием
Мариночка, как же мне нужны все эти слова для поддержания духа! Я, наверное, впервые, всерьез решила бороться с этим грехом
Осуждая ближних, мы тем самым показываем, что в нашем сердце нет ни любви, ни милосердия христианского ни к согрешающим, ни к добродетельным людям, а есть по отношению к ним только одно худое, недоброе чувство. Своими злыми речами, насмешками, мы черним честь ближнего, который может быть достойнее нас перед Богом, а это – великий грех.
Святые Отцы, которые ясно видели все язвы людские, снисходительнее нас относились к человеческим грехопадениям. Однажды к преподобному Пимену Великому пришли братия и спросили его: «Следует ли, видя прегрешения брата, умолчать о них и тем покрыть грехи его?» – «Следует, – ответил преподобный, – если ты покроешь грех брата, то и Бог покроет грех твой».
Это то, о чем нужно помнить всегда!
Очень понравился пост. Спасибо, Марин!
да очень актуально но и очень тяжело особенно когда после ошибок одного человека должны теперь страдать много других
да это у нас такой инцидент на работе произошел эту девушку каждый день злым и не очень тихим словом поминает вся охрана да и нам с зарплаты будут вычитывать деньги которые она украла
«Незлим тихим словом»-это ты мне напомнила стихотворение Тараса Шевченко)
да, нет нет да полезут в голову мыслишки.
Спаси Господи!
Во славу Божию!