Из проповеди "О грехе осуждения". Архимандрит Кирилл (Павлов).

Мы не имеем права осуждать ближнего, потому что один Бог – и Законоположник и Судия, Который может и спасти, и погубить. Только Он имеет власть судить неблагодарного грешника. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4) – говорит святой апостол Павел. Осуждать и осмеивать ближнего за его поступки и действия – значит браться не за свое дело, значит предвосхищать себе суд Христов.

Чем нам обязан, в чем от нас зависит ближний наш? Все, что он имеет: телесное здоровье, красоту, богатство, душевные способности и знания – все это не нами дано. Он это получил от милосердного Бога, Который один только и вправе требовать у человека отчета в употреблении дарованных ему талантов. Употребляет он таланты эти на пользу себе и ближним или злоупотребляет ими – за все человек подотчетен одному Господу. Мы же, по ограниченности своих способностей, не можем справедливо оценивать и судить поступки наших ближних. В большинстве случаев мы судим человека только по его внешним действиям и признакам, не входя в его внутреннее душевное состояние. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?.. (1 Кор. 2, 11), – вопрошает апостол Павел. Судя о поступках ближних, мы можем легко ошибаться в своих суждениях. Быть может, в то время, когда мы осуждаем ближнего, он в слезах и сокрушении сердца раскаялся перед Богом и испросил у Него прощения. А мы ставим свой суд выше суда Господня. И очень часто осуждаем совсем невинных людей, потому что видим только их согрешения и не желаем видеть их покаяния перед Богом.

А мы обязаны постоянно помнить, что всякий человек, вследствие испорченности нашей природы грехом, более склонен к худому. И не любя греха, и не желая его совершать, человек грешит исключительно из-за прирожденной ему склонности.

Преподобный авва Дорофей рассказывает, как однажды на невольничий рынок привели для продажи двух девочек. Одну из них купила женщина праведная и воспитала в духе благочестия – приучила к добропорядочности и вере в Бога. Другую же девочку купила женщина распутная и научила ее всякому разврату и пороку. Когда девочки выросли, первая стала предметом любви и уважения, а вторую все презирали и отвращались от нее. Таким был суд человеческий, но не так будет судить Господь, Который судит не только дела и слова, но проникает в изгибы сердца нашего и, как Сердцеведец, справедливо воздает каждому по делам его.

Сила природной наследственности, врожденные склонности, обстановка, в которой человек жил в детстве, характер его родителей или воспитателей, знания, которые получил человек, – все это оказывает огромное влияние при выборе того или иного жизненного пути, в совершении того или иного деяния. И мы не должны строго судить наших ближних, чтобы не впасть в грех осуждения ни в чем неповинного.

Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы увидели его в те мгновения, когда он трижды отрекся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы увидели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили. Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя Небесного. А наши ближние, соседи, знакомые, коих мы осуждаем, – разве не могут они стать добродетельными и праведными? Конечно, могут. И грешник может стать праведником, и праведник может утратить свою праведность. В Святом Евангелии повествуется, что в храм вошли два человека помолиться: фарисей и мытарь. Фарисей имел добрые дела и по видимости, по внешности своей, был праведником. Но он возвышал и хвалил самого себя, а мытаря осуждал и унижал, за что и был сам осужден Богом. Мытарь не имел ничего, кроме грехов, но сознавал их и сокрушался. И Господь его оправдал (Ср.: Лк 18, 9-14).

Осуждая ближних, мы тем самым показываем, что в нашем сердце нет ни любви, ни милосердия христианского ни к согрешающим, ни к добродетельным людям, а есть по отношению к ним только одно худое, недоброе чувство. Своими злыми речами, насмешками, мы черним честь ближнего, который может быть достойнее нас перед Богом, а это – великий грех.

Святые Отцы, которые ясно видели все язвы людские, снисходительнее нас относились к человеческим грехопадениям. Однажды к преподобному Пимену Великому пришли братия и спросили его: «Следует ли, видя прегрешения брата, умолчать о них и тем покрыть грехи его?» – «Следует, – ответил преподобный, – если ты покроешь грех брата, то и Бог покроет грех твой».

«Я слышу неприличное об одном брате, – сказал однажды некий инок тому же Отцу, – и потому соблазняюсь его жизнью и хочу уйти из монастыря». «А правда ли то, что ты слышишь о брате?» – спросил преподобный Пимен. «Да, правда, потому что мне передал это верный человек». «Нет, он не верный человек, – возразил преподобный, – если бы он был верным, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего сам не видел, тому не верь. Даже если сам увидишь, не сразу верь».

«Какой же ты дашь ответ Богу, если, увидев согрешающего брата, не обличишь его? – опять спросили преподобного. «Я скажу: Господи! Ты велел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата… Я исполнил Твое повеление».

(...)

Да и Сам Господь, дорогие братия и сестры, снисходит к нашей немощи и покрывает наши грехи. Вспомните повествование Евангелия о том, как фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и требовали, чтобы Господь произнес над ней Свой приговор. Но Господь сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Женщину не побили камнями и не осудили, потому что обличаемые совестью фарисеи поспешили скрыться.

За снисхождение и милость по отношению к другим Бог будет снисходителен и милостив ко грехам нашим. (...)

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6, 37)– эта всем понятная заповедь может привести каждого из нас в Царствие Божие.

Дорогие братия и сестры! Велика награда неосуждающим. И поэтому мы должны хранить себя от греха осуждения и почаще вспоминать молитву преподобного Ефрема Сирина, которую мы читаем Великим постом: Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов).


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Катерина

В последние дни у меня явно такая проблема. Мне больно сделала одна семья и я понимаю по всем законам они не правы, но с другой стороны я же не должна ждать, что все такие добрые и хорошие должны быть. Мои обиды это глупость и их осуждать не имею права. В себе держу, но на все 100% избавится от мысленного анализа не могу. Нужно помолится, может Бог поможет. Спасибо Мариночка.

Пожаловаться
Марина
Катерина 
Ну ты можешь осуждать сам поступок… Помоги Господь избавиться от обиды!
Пожаловаться
Катерина
Марина 
Марина я не успеваю все читать. У меня сейчас на интернет мало времени. Если что то важное ты мне в личку кидай. Постараюсь открывать личные, но боюсь пропустить. Не обижайся если что.
Пожаловаться
Марина
Катерина 
Хорошо)
Пожаловаться
Ирина

такая темя тяжелая. Вот не могу спокойно относится и не осудить одну женщину, которая постоянно врёт. Не могу от общения с ней отдалиться, приходится общаться. Крайне сложно слушать её брехню и не осуждать.

Пожаловаться
Марина
Ирина 
Ну ты скорее осуждаешь ее поведение… Пишут, что надо отделять грех от человека, но это бывает сложно сделать…
Пожаловаться
Марыля

хорошие посты, Мариш. оставляю на потом и читаю с удовольствием

Пожаловаться
Марина
Марыля 
Во славу Божию!
Пожаловаться
ВалюхаБудько

Мариночка, как же мне нужны все эти слова для поддержания духа! Я, наверное, впервые, всерьез решила бороться с этим грехом


Осуждая ближних, мы тем самым показываем, что в нашем сердце нет ни любви, ни милосердия христианского ни к согрешающим, ни к добродетельным людям, а есть по отношению к ним только одно худое, недоброе чувство. Своими злыми речами, насмешками, мы черним честь ближнего, который может быть достойнее нас перед Богом, а это – великий грех.

Святые Отцы, которые ясно видели все язвы людские, снисходительнее нас относились к человеческим грехопадениям. Однажды к преподобному Пимену Великому пришли братия и спросили его: «Следует ли, видя прегрешения брата, умолчать о них и тем покрыть грехи его?» – «Следует, – ответил преподобный, – если ты покроешь грех брата, то и Бог покроет грех твой».

Это то, о чем нужно помнить всегда!

Пожаловаться
Ariannа

Очень понравился пост. Спасибо, Марин!

Пожаловаться
Марина
Ariannа 
Во славу Божию!
Пожаловаться
Ирина Колянко

да очень актуально но и очень тяжело особенно когда после ошибок одного человека должны теперь страдать много других

Пожаловаться
Марина
Ирина Колянко 
Да, в таком случае трудно не осуждать…
Пожаловаться
Ирина Колянко
Марина 

да это у нас такой инцидент на работе произошел эту девушку каждый день злым и не очень тихим словом поминает вся охрана да и нам с зарплаты будут вычитывать деньги которые она украла

Пожаловаться
Марина
Ирина Колянко 
Ну, поступок- то можно осудить, он однозначно плохой((
«Незлим тихим словом»-это ты мне напомнила стихотворение Тараса Шевченко)
Пожаловаться
Светлана

да, нет нет да полезут в голову мыслишки.

Пожаловаться
Марина
Светлана 
Есть такое(
Пожаловаться
Татьяна Жукаева
Часто приходится себе напоминать- не судите, да не судимы будите. Действительно, иногда в разговоре тяжело удержаться от осуждения, но стараюсь)
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Людмила

Спаси Господи!

Пожаловаться
Марина
Людмила 

Во славу Божию!

Пожаловаться
Роза
Спаси Господи!
Пожаловаться
Марина
Роза 
Во славу Божию!
Пожаловаться
Наталия

как же стараюсь… но вот когда приходится поддерживать разговор, неизбежно испачкаешься если не в осуждении, то в обсуждении.

Пожаловаться
Марина
Наталия 
Да(
Пожаловаться
Наталия 
+++++++++++++++то просто в соучастии в молчании при всем этом.
Пожаловаться
Ниналёк
Так и есть, все верно написано… часто язык держу за зубами, когда что-то хочу сказать такое, осудить или обсудить… тяжело это, борьба…
Пожаловаться
Марина
Ниналёк 
Да, и я по себе заметила, что попытка кого-то (чьи-то поступки) обсудить незаметно переходит в осуждение((
Пожаловаться
Ниналёк
Марина 
Да, искушение всегда близко…
Пожаловаться
Роза
Марина 
Да… Обсуждение — это такой самообман. Между празднословием и осуждением.
Пожаловаться
Марина
Роза 
Точно… Получается, в любом случае это не полезно(
Предыдущая статья
Нашла еще летом кулон,
Следующая статья
Православные мамочки,добавляйтесь в друзья