Занятие: чтение сказки ребёнку 5 лет, изучение русского, как иностранного. "Маша и медведь"

Привет всем! Хочу поделиться моим опытом внеклассного чтения сказки «Маша и медведь» для детей — иностранцев (у которых Русский язык — не родной, которые живут в другой стране, язык страны — не русский, и у которых один из родителей — русскоязычный).

Ребёнок (ему 5 лет) совсем не говорил на русском. На протяжении всех 2-х месяцев каникул я рассказывала ребёнку эту сказку, по 20 мн на ночь, и в моё свободное время, почти каждый день, и он уже очень хорошо все запомнил и усвоил. Делюсь опытом: сначала я читала просто всю сказку, он догадывался по картинкам, что происходит, и понимал некоторые слова, но не все.
Поэтому, для такого ребёнка нужно объяснять почти каждое слово и показывать картинки. Некоторые слова, устаревшие, я заменяла на простые, например: «отворить» дверь — открыть дверь, короб — сумка. Объясняла некоторые детали, например, на картинке в сказке была нарисована балалайка, ребёнок спросил, что это такое? Гитара?

Сказка «Маша и медведь»
Знакомство со сказкой
Сегодня я вам расскажу сказку «Маша и медведь». (Во время рассказа или чтения сказки, выставляем или показываем картинки в книжке, объясняет детям новые слова, например «лес» и показ картинки).

ТЕКСТ СКАЗКИ:
Часть 1. Маша заблудилась в лесу

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Объяснить, кто такие бабушка, дедушка и внучка.
Показать картинки

Собрались раз подружки в лес собирать грибы и ягоды.

Объяснить, что такое :
— Лес
— Подружки, друзья
— грибы и ягоды, показать картинки.
Объяснить, что такое «Собирать».
Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Объяснить, что такое :
— «звать» и «отпустить»
— подружки, друзья
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Объяснить что такое:
— не отставай
— Заблудиться

Пришли девочки в лес, стали собирать грибы и ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она их звать «Ау! Ау! Подружки! » подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — и совсем заблудилась.

Повторить, что такое «Заблудиться»

Часть 2 «У медведя»
Пришла она в саму глушь леса, в саму чащу.

Объяснить, что такое чаща.

Видит — стоит избушка (домик).
Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома небыло: он по лесу ходил.

Объяснить, что такое: «дома небыло» с примерами, например: «Папы дома нет. Он ушёл на работу».

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, и обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Обьяснить, что такое
— «не отпущу».
— Печка
— каша

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, куда, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке подарков (гостинцев) отнесу.

Объяснить, что такое деревня, подарки (гостинцы)

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Объяснить, что такое
— пирожки
— короб (сумка). Я слово короб заменила на слово сумка

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!
Машенька говорит:
— Выйди на крылечко (на улицу), посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.

Часть 3 «Сяду на пенёк»

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!
Поднял он короб и пошел дальше.

Объяснить, что такое пенёк. Где вы видели пеньки? Откуда они?

Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и убежал в лес.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Задания:
1. Счёт:
Давай посчитаем на картинке собак, гусей, кур, яйца, домики в деревне

2. Эмоции: обьяснить:
Маша испугалась медведя
Медведь был рад
Маша потужила погоревала
Дедушка с бабушкой обрадовались

Игра: «Сяду я на пенёк», проходит на «Ура», как догонялки, скачала с урока.

Учитель: Давайте поиграем в эту сказку. А прежде вспомните, что говорил медведь, когда нес короб?
Дети: Сяду на пенек…. Съем пирожок….
Учитель: А что же ответила Маша?
Дети: Вижу, вижу….
Не садись на пенек
Не еж пирожок
Неси бабушке, неси дедушке….
Учитель-Сказочница выбирает ребенка на роль Маши, другого на роль медведя, помогает им войти в образ (надеть шапочку и платочек, медведю вешает короб). Остальные дети – зрители. С помощью сказочницы дети разыгрывают эпизод «Мишка несет короб бабушке и дедушке». Сказочница помогает придать движениям детей образную выразительность (мишка устал, ему тяжело нести короб, Машенька говорит хитро, лукаво, весело). И так можно поиграть с 1-2 парами детей.

Игра «не отпущу»: цель: закрепить понятия «Отпустить» и отрицание «Не отпущу» 

выбираем ребёнка но роль медведя, все остальные — Маша . 

Маши хором говорят: «Отпусти меня» 

«Медведь» говорит:  «не отпущу» не отпускает других детей, а кого словит — тот «медведь», ловит в свою очередь.

Игра прятки: «Медведь» выходит, Маши прячутся.

Только после того, как он очень хорошо запомнит сказку и все слова, можно задавать вопросы по сказке: которые я скачала из урока

Разбираем сюжет сказки.
Учитель задает детям вопросы:
*Как звали девочку?
*Куда пошла Машенька?
*С кем пошла Машенька?
*Зачем пошла Машенька?
*Как Маша потерялась в лесу?
*Как она кричала?
*Что Маша увидела в лесу?
*Кто жил в домике?
*Почему медведь не отпустил Машеньку?
*Как Маша убежала от медведя?
*Зачем Маша попросилась на денек в деревню?
*Куда Маша положила пирожки?
*Как Маша обманула медведя?
*Почему Маша не разрешала медведю есть пирожок?
*Что Маша говорила медведю, когда он садился на пенек?
*Что случилось с медведем в деревне?
*Машенька вернулась к дедушке с бабушкой?

Воспитатель. Ребята, как называется сказка?
Дети. «Маша и медведь».
Воспитатель. С кем пошла Маша в лес?
Дети. С подружками.
Воспитатель. Что случилось с Машей в лесу?
Дети. Заблудилась и попала в домик к медведю.
Воспитатель. Отпустил ли медведь Машу домой?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как она его перехитрила?
Дети. Спряталась в корзину под пирожками.
Воспитатель. Кто прогнал медведя из деревни?
Дети. Собаки.
Воспитатель. А как Маша пекла пирожки?
Пальчиковая гимнастика
Тесто мнем, мнем, мнем, дети сжимают и разжимают кулачки
Тесто жмем, жмем, жмем
Пирожки мы испечем.
Воспитатель. Какие вы ребята молодцы, как хорошо запомнили сказку. А кто в сказке вам понравился больше всего?
Дети. Маша!!!
Воспитатель. И мне она понравилась. Девочка она трудолюбивая, убиралась у медведя в домике и варила кашу. А какая она умная, обхитрила медведя и смогла вернуться домой. А давайте проверим, сможете ли вы обхитрить медведя.
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору…»
Воспитатель. Молодцы! Не смог вас поймать медведь и остался ни с чем.
После занятия воспитатель предлагает детям поиграть с игрушками пальчикового театра.

Очень много рисунков и прочего в этом уроке:


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества