Что делать, если у ребёнка появились страхи. 1

Этой весной у дочки как-то неожиданно стали появляться всякие страхи (водопроводного крана, насекомых, громких звуков). Какие-то прошли быстро, с какими-то пришлось немного поработать, в итоге сейчас всё более менее стабильно. Для себя на будущее я поизучала информацию на эту тему, понаблюдала за нашей ситуацией, сделала несколько важных выводов и составила примерную стратегию поведения. Сохраню для себя в журнале и в сообщество, вдруг кому-то тоже пригодится.

Причины страхов.

1) Атмосфера в семье.

Уровень тревожности ребёнка во многом зависит от тревожности родителей и от общей атмосферы в семье.

2) Разделение.

Обычно «придуманные» страхи (такие, как страх монстров, волка под кроватью или ещё чего-то нереального, ночные кошмары, вскрики, плач) и цепляния в большинстве случаев возникают из-за страха разделения. Именно из-за него растёт тревожность, такое гнетущее чувство опасности. На что ребёнок это чувство будет проецировать – дело случайное и не такое важное. Своим страхом и цеплянием за взрослых ребёнок просто пытается восполнить недостающий контакт (физический или эмоциональный), поэтому лучше устранить первопричину страхов (разделение). Чем больше ребёнок будет уверен в своём взрослом, в его любви, и чем меньше будет труднопереносимого разделения, тем реже будут беспокоить подобные страхи.

3) Развитие мозга.

По мере развития ребёнка, в какой-то момент начинает развиваться определённый сегмент мозга, который отвечает за самосохранение и распознавание опасностей. Это инстинкт — что-то не поддающееся контролю вызывает панику. Страх пока сильнее любопытства, но проходит немного времении любопытство пересиливает, а страх забывается.

Боязливость ребёнка прямопропорциональна его фантазии. Ребёнок растёт, начинает осознавать окружающее, а не просто воспринимать его как данное. А вокруг столько разного непонятного и поэтому страшного. Фантазия развивается, а способности отличить реальность от вымысла пока не хватает. Бывает, у ребёнка случается какая-то ассоциация, а мы этого не заметили, но ребёнок заметил, запомнил и забоялся.

Ребёнку правда страшно, он ещё не умеет преодолевать страх. Этому тоже надо учиться. Детям важно пройти период страхов, освоить их, в том числе, разные способы реакции на них: защита, побег, спрятаться в надёжном месте.

ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ.

☀ В качестве профилактики:

— Не оберегать от незначительных опасностей и не преувеличивать их, не запрещать познавать новое.

— Не запугивать для послушания.

— Не говорить при ребёнке о смерти, тяжелых происшествиях. Не обрушивать на него правду о том, что в жизни бывают бедность, болезни, агрессия, воровство, предательство, стихийные бедствия, похищения людей, убийства и т.п. Но и не скрывать, а в допустимой форме знакомить прежде всего с теми проблемами и неприятностями, которые грозят ему именно сейчас с наибольшей вероятностью, т.е. по мере необходимости.

При появлении страха:

— Не игнорировать, не замалчивать, не обесценивать. Не ругать, не винить, не стыдить, не высмеивать, не дразнить, не запрещать бояться (не бойся! перестань придумывать! хватит притворяться! трус!). Бояться – это нормально.

— Но и не слишком акцентировать внимание на страхе (ты боишься/она боится), не зацикливаться на нём: боится сегодня, а завтра может перестать бояться, ну а если и не перестанет – всему своё время, самое главное, чтобы мы сами внутренне не напрягались в ожидании. Можно сравнить с тем, как ребёнок учится ходить: стоит твёрдо, но шагнуть боится, но это же нормально, и мы знаем, что пройдёт неделя-другая, и он пойдёт.

— Не убеждать в обратном, не уговаривать не бояться (уговаривая ребёнка, мы опять погружаем его в то ощущение страха).

— Не заставлять силой встречаться лицом к лицу с предметом страха, чтобы убедить, что это не страшно. Почему не помогают уговоры? Детские страхи иррациональны, а потому логические, умные доводы родителей совершенно не помогают. Другими словами, родитель может 10 раз показать ребёнку, что страшного ничего нет, но ребёнок знает, что пока взрослый рядом, «монстрик где-то прячется».

☀ ЧТО ДЕЛАТЬ.

☀ Профилактика.

1. В обычной жизни относиться к предмету страха ребёнка нейтрально, без лишних эмоций. Особенно если это какой-то бытовой предмет – ребёнок регулярно видит, что взрослый не боится этого предмета и использует его, в результате детское любопытство обычно пересиливает страх.

2. Практиковать вечерние беседы по душам – как прошёл день, чего испугался, из-за чего расстроился, чему радовался, чтобы ребёнок привыкал делиться своими страхами и переживаниями. «Ты можешь мне рассказывать обо всём, чего ты боишься/из-за чего расстраиваешься. Я всегда тебя пойму и поддержу. Очень хорошо, что ты мне сейчас говоришь об этом, мне важно это знать».

При появлении страха:

1. Принять страх (разрешить ребёнку бояться), проговорить чувства и заверить в безопасности.

При необходимости утешить и защитить, по ситуации.

Если у ребёнка бурная реакция, можно проговорить что-то вроде: «Я понимаю, тебе страшно. Так бывает, все иногда чего-то боятся, и я тоже иногда чего-то боюсь – это нормально. Всё хорошо, я с тобой, скоро всё закончится. Я тебя люблю, я помогу тебе, я побуду рядом, вместе мы справимся. Я тебя спасу, никому не дам в обиду».

Если же просто лёгкий испуг скорее от неожиданности, то достаточно объяснить: «Ты испугался. Но это не опасно, потому что то-то и то-то. Можно не бояться».

2. Проанализировать атмосферу в семье: эмоциональное состояние родителей (тревожность и, как следствие, чрезмерная опека ребёнка; раздражительность и недовольство поведением ребёнка, бесконечные придирки к нему, ругань, чрезмерная требовательность), ссоры, конфликты и выяснения отношений между родителями и т.п.

Если мама уверенна, спокойна и непробиваема в своём спокойствии, то и ребёнок растёт рядом с ней спокойный, его не будут мучать кошмары. Если мама нагружена кучей тревог, сомнений, подвержена постоянным стрессам и страхам, то и ребёнок это считывает, и чувствует, что его не смогут защитить. И на эту базовую тревогу накладываются ещё и его личные стрессы и страхи. Что делают родители мучимых кошмарами детей? Как правило, начинают его лечить разными способами. А нужно лишь два момента: успокоиться самим и укрепить привязанность.

3. Проанализировать объём разделения (как физического, так и эмоционального).

К «разделению» относятся, например, раздельный сон, замещение мамы няней/бабушкой (работа или болезнь мамы или что-то ещё), посещение детского сада, разделяющая дисциплина (угол, стульчик, изоляция, игнор, шлепки и т.п.), эмоциональная отчуждённость мамы, отталкивание и отвержение ребёнка, много критики и придирок и т.п. и т.д.

Таким образом, если есть проблемы со 2-ым или 3-им пунктом, то постараться решить в первую очередь их. Разобраться со своей напряжённостью и раздражительностью, наладить отношения с мужем, если нужно, — в общем, поработать над собой. Установление спокойной доброй домашней атмосферы, пересмотр принципов воспитания в сторону позитива, а также много-много маминого тепла (и, возможно, снижение темпа жизни, установления домашнего спокойного режима без «выходов в свет» на одну-две недели) в этом случае – лучшее «лекарство» от страхов.

Как можно больше напитать ребёнка своим тёплым вниманием: как можно чаще обнимать, говорить ласковые слова любви, а также, что мама рядом и всегда поможет, и папа всегда защитит. При чём напитывать, опережая запрос ребёнка, т.е. делать это не только тогда, когда ребёнок липнет и цепляется, а когда просто мимо пробегает или чем-то увлечён. Следить за режимом дня, делать массаж, петь колыбельные – всё, что помогает успокоиться и не повышать градус напряжённости.

Также важно дать возможность ребёнку выплакивать слёзы тщетности (при столкновении с неизбежным), помогать ему в этом, поддерживать и утешать в своих любящих руках.

Работать со страхами можно разными методами (перечислены далее), но, скорее всего, многие страхи уйдут сами и их станет резко меньше, как только наладится близость и привязанность в отношениях с ребёнком (укрепление привязанности, перекрытие разделения):

https://www.baby.ru/blogs/post/514653979-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/514652541-181805786/

После происшествия пугающей ситуации желательно от ребёнка отстать, забыть и вообще какое-то время не вспоминать про эту историю (избегать подобных ситуаций, по возможности). Недели через 1,5-2, когда ситуация немного стабилизируется, можно попробовать поиграть со страхом (если он ещё не прошёл) — идеи игр в продолжении тут


Анна
Анна
Челябинск
5142512
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
HappyLady
HappyLady
Младшая
6 лет
Пермь

у моей возраст фантазии, видимо… вроде не пугливая, но с 5 лет примерно начала придумывать каких-то чудовищ, ритуалы, чтоб избежать их нападения))) типа закрывать везде обязательно двери. очень надеюсь, что перерастет, других причин, кроме фантазии, не вижу, ни разделения, ни тревожности у нас в семье нет.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Да, похоже ) как я поняла, возраст 4-5 — это классика для страхов всяких чудовищ в темноте) и здорово, что она сама нашла способ от них защититься!

Пожаловаться
HappyLady
HappyLady
Младшая
6 лет
Пермь
Анна 

ой, Ань, вроде и здорово, но напрягает часто! телефон если в другой комнате, не слышу, на кухне готовлю — духота, дверь же должна быть закрыта. вроде и смешно, но достает реально))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
HappyLady 

А пробовала что-нибудь поделать со этим, как-то проиграть?

Пожаловаться
HappyLady
HappyLady
Младшая
6 лет
Пермь
Анна 

я вообще не очень игривый человек) мы обсуждали много, Алина уверяет, что чудовища реальны, и ее ритуалы работают. я вижу, что у бабушки в гостях она часто про них забывает, т.е. в условиях, когда вокруг много впечатлений, ей ритуалы становятся не так важны… или иногда дома договариваемся — что дверь на кухню открыта, а остальные двери закрыты))

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Спасибо! Очень полезная статья! 1 пункт мы проходили, реально страх отделения это боязнь всяких волков под кроватью и т.д. и т.п. Сын мне рассказал. Да и по себе знаю, до взрослости боялась темных комнат и кого-то где-то в темном месте. Мама оставила меня с 4х мес и до года у бабушки и потом часто оставляли у бабушки, я не понимала в детстве почему? Садик, а потом бабушка их жизнь шла без меня.
Пожаловаться
Алисия
Алисия
Ижевск

Вот тут написано про разделение, замещение няней, бабушкой и прочими. Нельзя, а как же быть? Я очень устаю, ребёнок тяжёлый, ещё не сидит, на прогулке не спит-в итоге приходится таскать коляску да ещё ребёнка, иначе-кричит. Я устаю и у меня нет желания и сил его развлекать, никто днём мне не помогает, пытались приобщить няню-он все плакал, хотя она старалась его веселила. Какой то замкнутый круг… ребёнок ревет, один не может, я устаю целый день его таскать, злюсь и нервничаю, что делать? Просто крик души...

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Это на возраст постарше, возрастные страхи появляются ближе к 3-4 годам, иногда в 2.
Понимаю, крик души, у самой так же было, хоть и бабушка помогала. Зато он у вас здоровенький, хорошо развивается, помните, что бывает и хуже… кто-то вообще родить не может… Мне эта мысль помогала сил придать в своё время, ребёнок очень долгожданный был.

Раз накопилась такая усталость, может гулять поменьше? Понятно, лето, хочется подольше побыть на улице, но раз так тяжело… У меня дочь очень лёгкая была, тоже толком в коляске не сидела, со слингом не сложилось, я на руках носила и коляску толкала, и то я уставала, а если ещё и ребёнок тяжелый(( Когда сидеть начнёт — можно использовать хипсит, я не пробовала, но говорят очень удобная штука, когда ребёнок тяжелый, не надо париться с застёжками и намотками — просто посадил, рукой придерживаешь и носишь)
Это ненадолго) это ребёнок, он скоро подрастёт и будет полегче) Полегче станет, когда научится ползать, а потом и ножками пойдёт — вообще красота))

Пожаловаться
Алисия
Алисия
Ижевск
Анна 

Спасибо за поддержку) очень жду, когда будет ползать, может хоть тогда не будет постоянно требовать "хлеба и зрелищ"




Пожаловаться
травка
травка
Средненький
7 лет
Младшенький
5 лет
Новокузнецк

Интересно написано. Но нам в семье ничего шеньки не помогает. Сыну 11 лет боится всего дождевых червей, ящериц, лягушек, гусениц, рыб. И как быть. Причём был маленький полтора два года не боялся червиков и рыб. Брал в руки. Потом стал боятся. Дождь черви повылазиют идём в сад он их перешанивает оббогает и кричит. Думала с возрастом пройдёт, не прошло до сихпор. В энциклопедии страницы с червями, саранчой, змеями,… перелистывает… Раньше мог прям отпрыгнуть, вздрогнуть, вскликнуть. Теперь более спокойно но все равно нет.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

А вы прям прорабатывали с ним этот страх — рисовали, играли и т.п.? там в конце поста есть ссылка на продолжение, где как раз примеры психотерапевтической проработки страхов

Пожаловаться
травка
травка
Средненький
7 лет
Младшенький
5 лет
Новокузнецк
Анна 

Я с ним больше разговоры разговаривала. В 4 классе он в учебники страницы с червями и змеями перелистывал и там не читал.))) я ему сколько можно так и так. он мне говорит я нитак прям их мам боюсь я знаю что червяк не укусить но мне просто противно. Я никогда не задумывалась а тут мысль в голове что мне тоже стало противно трогать червяка. Ящерицу и рыбу потому что скользкие. Он не трогая глядя на них уже сделал вывод.

Пожаловаться
Елена
Елена
Александр
6 лет
Артём
4 года
Нижний Новгород

В целом статья понятна, но соглашусь, что информация неполная.

Наш пример: действую по написанному (не запугиваю, разговариваю, объясняю и пр), но вот мы зашли в ромашковые кусты и ребёнок вышел оттуда с тлёй на ручке. Вроде бы что такого, малюсенькая букашка, а у ребёнка истерика. И это не смотря на то, что периодически до смеха играем в «муравьишка бежал» (мама пальчиками бегает по ребёнку). И так все два-три раза, что на ребёнке оказывались насекомые. Хоть рассматривает и слушает про них всегда с интересом...

Вот явно же врожденная брезгливость, поскольку сама как педагог никак не вижу истоков этой боязни во внешней среде

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Неправильно поняла комментарий сначала, не то ответила) Конечно, причины для страхов могут быть самыми разными, если углубляться прям во все подробности и нюансы. Но мне показались эти три — наиболее общие, что ли… Возможно, и природная брезгливость, а может и повышенная тактильная чувствительность у ребёнка. В любом случае, ребёнок растёт, растёт фантазия и восприятие окружающего мира меняется. Моя тоже насекомых в начале лета побаивалась, хотя ещё в то лето абсолютно на них внимания не обращала) сейчас прошло, спокойно реагирует — привыкла, поняла, что неопасные