Этой весной у дочки как-то неожиданно стали появляться всякие страхи (водопроводного крана, насекомых, громких звуков). Какие-то прошли быстро, с какими-то пришлось немного поработать, в итоге сейчас всё более менее стабильно. Для себя на будущее я поизучала информацию на эту тему, понаблюдала за нашей ситуацией, сделала несколько важных выводов и составила примерную стратегию поведения. Сохраню для себя в журнале и в сообщество, вдруг кому-то тоже пригодится.
☀Причины страхов.
1) Атмосфера в семье.
Уровень тревожности ребёнка во многом зависит от тревожности родителей и от общей атмосферы в семье.
2) Разделение.
Обычно «придуманные» страхи (такие, как страх монстров, волка под кроватью или ещё чего-то нереального, ночные кошмары, вскрики, плач) и цепляния в большинстве случаев возникают из-за страха разделения. Именно из-за него растёт тревожность, такое гнетущее чувство опасности. На что ребёнок это чувство будет проецировать – дело случайное и не такое важное. Своим страхом и цеплянием за взрослых ребёнок просто пытается восполнить недостающий контакт (физический или эмоциональный), поэтому лучше устранить первопричину страхов (разделение). Чем больше ребёнок будет уверен в своём взрослом, в его любви, и чем меньше будет труднопереносимого разделения, тем реже будут беспокоить подобные страхи.
3) Развитие мозга.
По мере развития ребёнка, в какой-то момент начинает развиваться определённый сегмент мозга, который отвечает за самосохранение и распознавание опасностей. Это инстинкт — что-то не поддающееся контролю вызывает панику. Страх пока сильнее любопытства, но проходит немного времении любопытство пересиливает, а страх забывается.
Боязливость ребёнка прямопропорциональна его фантазии. Ребёнок растёт, начинает осознавать окружающее, а не просто воспринимать его как данное. А вокруг столько разного непонятного и поэтому страшного. Фантазия развивается, а способности отличить реальность от вымысла пока не хватает. Бывает, у ребёнка случается какая-то ассоциация, а мы этого не заметили, но ребёнок заметил, запомнил и забоялся.
Ребёнку правда страшно, он ещё не умеет преодолевать страх. Этому тоже надо учиться. Детям важно пройти период страхов, освоить их, в том числе, разные способы реакции на них: защита, побег, спрятаться в надёжном месте.
☀ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ.
☀ В качестве профилактики:
— Не оберегать от незначительных опасностей и не преувеличивать их, не запрещать познавать новое.
— Не запугивать для послушания.
— Не говорить при ребёнке о смерти, тяжелых происшествиях. Не обрушивать на него правду о том, что в жизни бывают бедность, болезни, агрессия, воровство, предательство, стихийные бедствия, похищения людей, убийства и т.п. Но и не скрывать, а в допустимой форме знакомить прежде всего с теми проблемами и неприятностями, которые грозят ему именно сейчас с наибольшей вероятностью, т.е. по мере необходимости.
☀При появлении страха:
— Не игнорировать, не замалчивать, не обесценивать. Не ругать, не винить, не стыдить, не высмеивать, не дразнить, не запрещать бояться (не бойся! перестань придумывать! хватит притворяться! трус!). Бояться – это нормально.
— Но и не слишком акцентировать внимание на страхе (ты боишься/она боится), не зацикливаться на нём: боится сегодня, а завтра может перестать бояться, ну а если и не перестанет – всему своё время, самое главное, чтобы мы сами внутренне не напрягались в ожидании. Можно сравнить с тем, как ребёнок учится ходить: стоит твёрдо, но шагнуть боится, но это же нормально, и мы знаем, что пройдёт неделя-другая, и он пойдёт.
— Не убеждать в обратном, не уговаривать не бояться (уговаривая ребёнка, мы опять погружаем его в то ощущение страха).
— Не заставлять силой встречаться лицом к лицу с предметом страха, чтобы убедить, что это не страшно. Почему не помогают уговоры? Детские страхи иррациональны, а потому логические, умные доводы родителей совершенно не помогают. Другими словами, родитель может 10 раз показать ребёнку, что страшного ничего нет, но ребёнок знает, что пока взрослый рядом, «монстрик где-то прячется».
☀ ЧТО ДЕЛАТЬ.
☀ Профилактика.
1. В обычной жизни относиться к предмету страха ребёнка нейтрально, без лишних эмоций. Особенно если это какой-то бытовой предмет – ребёнок регулярно видит, что взрослый не боится этого предмета и использует его, в результате детское любопытство обычно пересиливает страх.
2. Практиковать вечерние беседы по душам – как прошёл день, чего испугался, из-за чего расстроился, чему радовался, чтобы ребёнок привыкал делиться своими страхами и переживаниями. «Ты можешь мне рассказывать обо всём, чего ты боишься/из-за чего расстраиваешься. Я всегда тебя пойму и поддержу. Очень хорошо, что ты мне сейчас говоришь об этом, мне важно это знать».
☀При появлении страха:
1. Принять страх (разрешить ребёнку бояться), проговорить чувства и заверить в безопасности.
При необходимости утешить и защитить, по ситуации.
Если у ребёнка бурная реакция, можно проговорить что-то вроде: «Я понимаю, тебе страшно. Так бывает, все иногда чего-то боятся, и я тоже иногда чего-то боюсь – это нормально. Всё хорошо, я с тобой, скоро всё закончится. Я тебя люблю, я помогу тебе, я побуду рядом, вместе мы справимся. Я тебя спасу, никому не дам в обиду».
Если же просто лёгкий испуг скорее от неожиданности, то достаточно объяснить: «Ты испугался. Но это не опасно, потому что то-то и то-то. Можно не бояться».
2. Проанализировать атмосферу в семье: эмоциональное состояние родителей (тревожность и, как следствие, чрезмерная опека ребёнка; раздражительность и недовольство поведением ребёнка, бесконечные придирки к нему, ругань, чрезмерная требовательность), ссоры, конфликты и выяснения отношений между родителями и т.п.
Если мама уверенна, спокойна и непробиваема в своём спокойствии, то и ребёнок растёт рядом с ней спокойный, его не будут мучать кошмары. Если мама нагружена кучей тревог, сомнений, подвержена постоянным стрессам и страхам, то и ребёнок это считывает, и чувствует, что его не смогут защитить. И на эту базовую тревогу накладываются ещё и его личные стрессы и страхи. Что делают родители мучимых кошмарами детей? Как правило, начинают его лечить разными способами. А нужно лишь два момента: успокоиться самим и укрепить привязанность.
3. Проанализировать объём разделения (как физического, так и эмоционального).
К «разделению» относятся, например, раздельный сон, замещение мамы няней/бабушкой (работа или болезнь мамы или что-то ещё), посещение детского сада, разделяющая дисциплина (угол, стульчик, изоляция, игнор, шлепки и т.п.), эмоциональная отчуждённость мамы, отталкивание и отвержение ребёнка, много критики и придирок и т.п. и т.д.
Таким образом, если есть проблемы со 2-ым или 3-им пунктом, то постараться решить в первую очередь их. Разобраться со своей напряжённостью и раздражительностью, наладить отношения с мужем, если нужно, — в общем, поработать над собой. Установление спокойной доброй домашней атмосферы, пересмотр принципов воспитания в сторону позитива, а также много-много маминого тепла (и, возможно, снижение темпа жизни, установления домашнего спокойного режима без «выходов в свет» на одну-две недели) в этом случае – лучшее «лекарство» от страхов.
Как можно больше напитать ребёнка своим тёплым вниманием: как можно чаще обнимать, говорить ласковые слова любви, а также, что мама рядом и всегда поможет, и папа всегда защитит. При чём напитывать, опережая запрос ребёнка, т.е. делать это не только тогда, когда ребёнок липнет и цепляется, а когда просто мимо пробегает или чем-то увлечён. Следить за режимом дня, делать массаж, петь колыбельные – всё, что помогает успокоиться и не повышать градус напряжённости.
Также важно дать возможность ребёнку выплакивать слёзы тщетности (при столкновении с неизбежным), помогать ему в этом, поддерживать и утешать в своих любящих руках.
Работать со страхами можно разными методами (перечислены далее), но, скорее всего, многие страхи уйдут сами и их станет резко меньше, как только наладится близость и привязанность в отношениях с ребёнком (укрепление привязанности, перекрытие разделения):
https://www.baby.ru/blogs/post/514653979-181805786/
https://www.baby.ru/blogs/post/514652541-181805786/
После происшествия пугающей ситуации желательно от ребёнка отстать, забыть и вообще какое-то время не вспоминать про эту историю (избегать подобных ситуаций, по возможности). Недели через 1,5-2, когда ситуация немного стабилизируется, можно попробовать поиграть со страхом (если он ещё не прошёл) — идеи игр в продолжении тут
у моей возраст фантазии, видимо… вроде не пугливая, но с 5 лет примерно начала придумывать каких-то чудовищ, ритуалы, чтоб избежать их нападения))) типа закрывать везде обязательно двери. очень надеюсь, что перерастет, других причин, кроме фантазии, не вижу, ни разделения, ни тревожности у нас в семье нет.
Да, похоже ) как я поняла, возраст 4-5 — это классика для страхов всяких чудовищ в темноте) и здорово, что она сама нашла способ от них защититься!
ой, Ань, вроде и здорово, но напрягает часто! телефон если в другой комнате, не слышу, на кухне готовлю — духота, дверь же должна быть закрыта. вроде и смешно, но достает реально))
А пробовала что-нибудь поделать со этим, как-то проиграть?
я вообще не очень игривый человек) мы обсуждали много, Алина уверяет, что чудовища реальны, и ее ритуалы работают. я вижу, что у бабушки в гостях она часто про них забывает, т.е. в условиях, когда вокруг много впечатлений, ей ритуалы становятся не так важны… или иногда дома договариваемся — что дверь на кухню открыта, а остальные двери закрыты))
Вот тут написано про разделение, замещение няней, бабушкой и прочими. Нельзя, а как же быть? Я очень устаю, ребёнок тяжёлый, ещё не сидит, на прогулке не спит-в итоге приходится таскать коляску да ещё ребёнка, иначе-кричит. Я устаю и у меня нет желания и сил его развлекать, никто днём мне не помогает, пытались приобщить няню-он все плакал, хотя она старалась его веселила. Какой то замкнутый круг… ребёнок ревет, один не может, я устаю целый день его таскать, злюсь и нервничаю, что делать? Просто крик души...
Это на возраст постарше, возрастные страхи появляются ближе к 3-4 годам, иногда в 2.
Понимаю, крик души, у самой так же было, хоть и бабушка помогала. Зато он у вас здоровенький, хорошо развивается, помните, что бывает и хуже… кто-то вообще родить не может… Мне эта мысль помогала сил придать в своё время, ребёнок очень долгожданный был.
Раз накопилась такая усталость, может гулять поменьше? Понятно, лето, хочется подольше побыть на улице, но раз так тяжело… У меня дочь очень лёгкая была, тоже толком в коляске не сидела, со слингом не сложилось, я на руках носила и коляску толкала, и то я уставала, а если ещё и ребёнок тяжелый(( Когда сидеть начнёт — можно использовать хипсит, я не пробовала, но говорят очень удобная штука, когда ребёнок тяжелый, не надо париться с застёжками и намотками — просто посадил, рукой придерживаешь и носишь)
Это ненадолго) это ребёнок, он скоро подрастёт и будет полегче) Полегче станет, когда научится ползать, а потом и ножками пойдёт — вообще красота))
Спасибо за поддержку) очень жду, когда будет ползать, может хоть тогда не будет постоянно требовать "хлеба и зрелищ"
Интересно написано. Но нам в семье ничего шеньки не помогает. Сыну 11 лет боится всего дождевых червей, ящериц, лягушек, гусениц, рыб. И как быть. Причём был маленький полтора два года не боялся червиков и рыб. Брал в руки. Потом стал боятся. Дождь черви повылазиют идём в сад он их перешанивает оббогает и кричит. Думала с возрастом пройдёт, не прошло до сихпор. В энциклопедии страницы с червями, саранчой, змеями,… перелистывает… Раньше мог прям отпрыгнуть, вздрогнуть, вскликнуть. Теперь более спокойно но все равно нет.
А вы прям прорабатывали с ним этот страх — рисовали, играли и т.п.? там в конце поста есть ссылка на продолжение, где как раз примеры психотерапевтической проработки страхов
Я с ним больше разговоры разговаривала. В 4 классе он в учебники страницы с червями и змеями перелистывал и там не читал.))) я ему сколько можно так и так. он мне говорит я нитак прям их мам боюсь я знаю что червяк не укусить но мне просто противно. Я никогда не задумывалась а тут мысль в голове что мне тоже стало противно трогать червяка. Ящерицу и рыбу потому что скользкие. Он не трогая глядя на них уже сделал вывод.
В целом статья понятна, но соглашусь, что информация неполная.
Наш пример: действую по написанному (не запугиваю, разговариваю, объясняю и пр), но вот мы зашли в ромашковые кусты и ребёнок вышел оттуда с тлёй на ручке. Вроде бы что такого, малюсенькая букашка, а у ребёнка истерика. И это не смотря на то, что периодически до смеха играем в «муравьишка бежал» (мама пальчиками бегает по ребёнку). И так все два-три раза, что на ребёнке оказывались насекомые. Хоть рассматривает и слушает про них всегда с интересом...
Вот явно же врожденная брезгливость, поскольку сама как педагог никак не вижу истоков этой боязни во внешней среде