Когда обращаться к логопеду?

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет,
чтобы идти на прием к логопеду? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич.

Поводы обратиться к логопеду:

1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
3. Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, чтó не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы логопедические.
4. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
12. Ребенок пропускает слоги.
13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.

С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит не в последний момент — в апреле-мае, а заранее.

Как стимулировать развитие речи?

1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую любознательность следует развивать и поощрять.
3. Заниматься развитием мелкой моторики — рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка.
5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
6. Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься ею с ребенком.

Автор: Бабич Светлана


Олеся
15215277
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна

Думаю в 5 лет лучше идти и именно на индивидуальные занятия, групповые не помогут, сужу по себе, а вот сыну поставили звуки с 5 до 6 лет.

Пожаловаться
Роза

Были у логопеда. Сказала уже давно пора было прийти! Разъяснила все наши особенности речи, показала как делать массаж и как заниматься дома, дала подборку логопедических упражнений. Начали осваивать)

Пожаловаться
Анжелика
Атлантика, У меня такой же ребенок, до 2,10 слованрный запас был очень и очень маленький, но жестами и мимикой отлично мог изъяснится!!! Ближе к трем заговорил, причем достаточно хорошо. Говорит сейчас в основном по-гречески, т.к. все родтсвенники греки… По-русски тоже стал говорить, водила в русскую школу для общения со сверстниками. Когда возвращались обратно, он еще больше стал слов говорить… Так что всему научится малыш)) еще и английский сейчас подхватил от нас с мужем, и часто мне кричит бай бай!))
Пожаловаться
Роза

Нам 1,8 — очень много говорим на своем «китайском», причем что-то вечно доказываем, размахивая руками и подчеркивая интонацией. А вот понятных русских слов — очень мало, думаем уже пора идти сдаваться логопедам…

Пожаловаться
Оля-Я
Я в три планирую сходить, что б выяснить есть ли проблемы и с какого возраста их решать.
Пожаловаться
Валерия

Моему ребёнку 2,8 м. он биллинг (Русский понимает и Французский), говорит только папа мама кш-ка (кошка) ава (жираф), га-га (птичка). И общается на ему понятном языке: поёт- интонирует в распеву, и жестикулирует, даже прыгает и крутится, пытается мне объяснить сюжет мультика, например...

Это — нормально?

У кого ребёнок тоже такой? Тут есть такие?

Вопрос к логопеду: Вы работали с билингвами? Можете написать о речи у них?

Может у него не достаточно развит речевой аппарат?

Заранее благодарна за ответы.

Пожаловаться
ЭтоЯиМояСемья

Моей ляльке 1,9 г. Так у нее рот не закрывается. Уже предложениями говорит. Некоторые слова, конечно, коверкано произносит, но когда ей правильно несколько раз говоришь слово, пытается повторить правильно. Пытается петь песенки из любимых мультиков.

я незнаю, конечно, что больше помогло генетика (у нас в семье все рано начинали говорить, причем и мальчики и девочки) или то, что я с самого рождения моей зайки постоянно с ней разговариваю. Уже стала замечать, что даже если дочи рядом нет, я, блин, уже сама с собой разговариваю

Пожаловаться
Ольга Сачкова

Девчонки, подскажите а с кого возраста начинаете делать с ребенком артикуляционную гимнастику?

Пожаловаться
Олеся
Ольга Сачкова 
мы в 2 начали пробовать но что то у нас плохо получается
Пожаловаться
Елена Подшивалова
Пожаловаться
ОлЬкА
У нас логопед в садике недавно смотрел деток всех в группе. Ждем результата. Но моя все буквы выговаривает
Пожаловаться
АлёнаМамаРомыЮли
Спасибо за пост! Очень полезный!!! Поняла что все таки надо идти к логопеду еще раз((( мой только недавно начал говорить слоги ма-ма, па-па, ба-ба… Все! Остальное говорит на каком то китайском языке(((
Пожаловаться
Олеся
АлёнаМамаРомыЮли 
у нас так же. мы на следующей неделе пойдем
Пожаловаться
Дарья
Олеся 
Олесь, вы к какому логопеду пойдёте?
Пожаловаться
Олеся
Дарья 
в 3 поликлинику. сначала посмотрим что там скажу потом бум думать. а то нам уже 2,5 а он говорит как ксюнька. ходит немтырь и пальцем тычет
Пожаловаться
Дарья
Олеся 
Могу дать тел логопеда из нашего садика. Она сразу к себе детей располагает. И своё дело знает на все 100%!
Пожаловаться
Олеся
Дарья 
напиши и цену тоже))
Пожаловаться
ВИОЛЕТТА

У меня сестра логопед, я специально спрашивала. Она сказала, что от психологического развития ребенка зависит. Если может удержать внимание, пытается повторять, то уже можно. По ее опыту лет с 3-х. Хотя в очень тяжелых случаях и в 5 никак, если ребенок не удерживает внимание даже на игрушке больше 30 с

Пожаловаться
Эйлин

нам несколько логопедов сказали, что раньше 5 лет не принимают и не занимаются, так что попробуй еще найди того, что будет это делать)))

Пожаловаться
АлёнаМамаРомыЮли
Эйлин 
Нас в полтора года спокойно приняли… Про консультировали, скоро снова на прием…
Пожаловаться
СережкинаЯ
Эйлин 
Лейла Быкова, Стоматолог оценивает надо или нет подрезать уздечку?