У святых отцов есть понятие: пост сверх меры. Надо обязательно знать свою меру. Здоровье нынешних людей таково, что не всегда они могут понести ту меру поста, которая установлена в древности… Нужно совершать разумный пост, может быть, и с доктором посоветоваться, таким, который понимает цель поста, и делать себе некоторую ослабу. Нам, людям немощным, в пище можно давать себе послабление, а усердствовать в духовных упражнениях, каким, например, является молитвословие. Можно в течение поста взять себе дополнительное молитвенное правило, которое в обычные дни не удаётся совершать. Или дать обет во время поста прочитать какую-нибудь душеполезную книгу, которую до сих пор откладывали, именно ради духовного подвига. Очень хорошо и правильно постом оглядеться вокруг, всех ли мы больных, которые нуждаются в нашем посещении, посетили. У кого нет обычая читать Священное Писание ежедневно, постом в этом поусердствовать. И так во всём. Ведь цель поста- не только чрево утеснить. Но и очи свои, и ушеса, и язык. Поэтому нужно стараться и попроще есть, и меньше учавствовать в развлечениях, которые не сулят нам духовной пользы,- я имею в виду всякие дни рождения, увеселения, а потратить это время для приобретения духовных навыков. Вот это будет пост разумный. А неразумный- когда мы хотим во что бы то ни стало выполнить устав, из-за этого ослабляем свой организм, впадаем в уныние, а может быть и в болезни, доводим себя до головокружения и иногда так расстраиваем здоровье, что перестаём даже ходить в храм. Вот это гдавные признаки неразумного поста. Поэтому да не будет с нами этого. Сам устав разрешает нам отступление по нашей немощи.
Из бесед протоиерея Димитрия Смирнова
вот и я решила что и в этот раз без поста (( дай Бог последнюю неделю получится, но сейчасс зуууууубыыыыыы и я почти не сплю, и так голова кружится(
Ой, девочки, как все сложно. И молитвенные правила исполнишь, и душеполезное чтение осилишь, и в еде ограничишься, а язык свой ну ни как усмирить не могу, то с мамой разговоришься и ляпнешь что лишнее, то здесь в комментариях кто-нить сильно разволнует, что потом долго молишься за свою несдержанность и за хорошего, но заблудшего человека… Вот у меня язык мой — враг мой! Борюсь с ним, а
он все равно перебарывает и уж тут ни какое послабление не сработает.
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
вот вопрос: свекровь после первой поездки моего супруга на кавказ дала зарок, что будет соблюдать все посты в строгости… Супруг слава Богу вернулся в здравии, но вот уже 15 лет она себя истязает в полную силу… из поста выходит с нереальными обострениями всех болячек, но никого слушать не хочет… к слову скажу в храм ходят только по праздникам, исповедь и причастие в данном приходе считают невозможным — духовник не нравится… хотя внучку старшую причащают
Спаси Вас Господи!
Всегда пишите что-то интересное.Я маме об этом же.
вот и меня сейчас батюшка и муж не благословили на пост… как мать кормящую.
да, но приходится готовить разное и прям ем и стыжусь что ли, прям обжорой ощущаю себя.
вот точно))) хотя мне наверно надо так, пост уже как обыденность и биологические часы выработались.
Согласна на 100%, раньше боялась как бы в рот не попала не та еда, а сейчас — как не раздражаться, не ругаться.
Спасибо, Наташа! Вчера пересмотрела много видео на эту тему на «Елицы». Как сказал А.И.Осипов, во время поста главное воздержание, а не сам факт не есть чего-то
Ой, ещё хотела рассказать)
по твоим советам начала читать псалтирь)
Правда, не каждый день, как получается, но стараюсь читать) И так мне нравиться, так хорошо от этого… Спаси Господи, Наташа! 
а вот я оказалась в замешательстве, на исповеди батюшка отказывался читать мой листок, а потом прочитав, я его очень убедительно просила об этом, сказал, что это простые недостатки, а не грехи. вот тут у меня подкосились ноги.что я тогда неправильно понимаю? сказал мне, что пора уже и справиться со своими недостатками
. был не мой батюшка, который обычно меня исповедует, а совсем другой. вот такой разный подход у батюшек, я даже растерялась.
Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Схиархимандрит Иоанникий Сейчас нашла на просторах интернета, не смогла не поделиться.
Вот по поводу совета с батюшкой… поправьте меня, если я не права, а скорее всего я не права… Но мне как-то неловко спрашивать у батюшки такое «А можно я буду есть то-то и то-то?...» Вот в субботу была на исповеди, людей много было, поэтому батюшка сам только прочитал мой листок и всё… ничего не сказал… а после я как-то растерялась и не подошла… Вот можно ли самому для себя определить эту меру? тем более в нашем храме очень много прихожан, про каждого батюшка много не знает… Или я как то не так понимаю?
Спасибо, да, я знаю, и стараюсь так не делать. Просто когда мало людей на исповеди, батюшка сам поясняет и даёт советы, а в этот раз, оно и понятно, было много...
Спасибо, Наташа, твои ответы тоже полезны)