«Когда органические причины не обнаруживаются, «психосоматика», наравне с «Божественными» мотивами, становится последней надеждой психического, в попытке контролировать смерть. В своей книге о потери, священник Б.Дейтс писал, как сложно людям принять и понять, что Бог милостив и он не «карает людей потерей, за что-либо» и не «забирает к себе лучших, дергая по одному». Все это слова людей, которые не могут смириться с тем, что смерть им не подконтрольна и что они не всемогущи. В психосоматике равно понимать, что нет такой мысли, которая может просто взять и лишить жизни другого человека. И, вероятно, одна из задач такого горевания именно в том и заключается, что женщине, которая готовится быть матерью, важно осознать, что она не всемогуща, и как бы она ни старалась, есть и всегда будут вещи и ситуации, которые мы не сможем предусмотреть и проконтролировать. Как специалисту по психосоматике, мне сложно назвать психологические причины, которые могут спровоцировать произвольный аборт или внутриутробную смерть ребенка. За время ведения беременных (а это было более 80 случаев, в которых кого-то просто нужно было вовремя направить к врачу, а кого-то нужно было вести год и более), встречались абсолютно разные ситуации и причины, которые могли способствовать спонтанному аборту. Ведь в психологическом аспекте, спровоцировать произвольный аборт может что угодно, начиная от ситуативной стрессовой ситуации (шок, испуг и пр.) и заканчивая просто причинами и смыслами, необъяснимыми и не данными человеку в опыте (привычные медицинские слова «спонтанный» и «произвольный» говорят сами за себя – неожиданный и бессвязный). Безусловно, в моей практике были случаи, связанные с элементарным непониманием физиологических процессов и изменений, когда под девизом «беременность это не болезнь», женщины просто не замечали важных сигналов тела. Нередко встречались и ситуации деструктивных родовых программ, когда идея сложной беременности и невынашивания внушалась мамой-бабушкой девушке с детства (…у нас в роду все женщины…), и та в свою очередь просто подсознательно выполняла программу «своего рода», не имея никаких физиологических показаний для этого. Страх осложнений в родах, страх за развитие аномалий у плода и пр. – все это встречалось, как и многое другое, включая, бытовые, внустрисемейные проблемы и конфликт отношений. Однако, как отмечалось выше, я могу сказать, что представление о том, что мама своими мыслями провоцирует смерть плода – деструктивно и недоказуемо на данном этапе развития психосоматической науки! Такое убеждение препятствует результативной работе с психотерапевтом. Зачастую искать тайные смыслы там, где их нет, нас провоцирует все то же желание взять контроль над смертью, но чем быстрее мы откажемся от этого, тем качественнее пойдет наш путь восстановления. На первый взгляд это может показаться малозначимым замечанием. Пока речь не заходит о привычном выкидыше, поскольку попытка контролировать окружающее, в том числе и процессы нам не подвластные, на самом деле отнимает у организма очень много как физического так и психического ресурса. Чем больше страх потери = тем выше желание взять над ней контроль = тем сильнее напряжение = тем сложнее стресс фактор воздействующий на организм. Кто сталкивался с ведением таких беременных, тот знает, что кроме гормональной поддержки, им обычно назначают спазмолитики и различного рода успокоительные. В критические периоды (сроки на которых были предыдущие аборты) будущей маме прописывается полный физический и психический покой (часто сопряженный с госпитализацией, если она не является для женщины еще большим стрессом). Влияние стресс фактора (в сочетании с гормональным дисбалансом, который провоцирует дополнительные тревогу, страх и пр.) настолько изученный и доказанный факт, что мероприятия по его устранению введены в протоколы лечения практически во всех развитых странах.» продолжение следует
Часть 2
Комментарии
Актуальные посты