Учимся ползать, и зарядка для малышей

*

Врачи говорят, что «двигательная активность» младенца практически равна нулю. Что это значит? Под «двигательной активностью» понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение ребенком этих навыков в  определенной последовательности называют «цепочкой двигательной активности».
Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено этой цепи. Например, в 1,5—2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3—4 месяца — переворачиваться со спинки на живот, в 6—7 месяцев — сидеть с поддержкой рук, в 7—9 месяцев — сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10—12 месяцев  появляются навыки самостоятельного хождения.
Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития Тем не менее общепризнано, что возрастной период от 7 до 9 месяцев считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний. Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное им. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира. А также дальнейшее формирование речевого аппарата ребенка, совершенствование развития мелкой моторики. Поэтому очень важно в это время следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.

Важно научиться

Ползание — одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения ползанию стимулируется рост двигательной активности и как следствие — нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок. Тем самым идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу «прямохождения» (ходьбе) и плюс — хорошая тренировка на удержания баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша. У крохи появляется чувство независимости — теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока еще не познанного им мира. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже — садиться и  вставать.
Если ваш малыш в возрасте 7—8 месяцев не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учтите, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка на ползание, потому что просто подошел срок. Малыш начнет ползать, только тогда, когда сам будет к этому готов. Когда в нем проснется интерес к движению, появится желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну». Вам необходимо заинтересовать, привлечь внимание малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда! Он ограничен в пространстве и не имеет стимулов к попыткам вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для вас важно нормальное физическое развитие обожаемого чада, не стоит наглухо отгораживать его от мира. Позвольте маленькому исследователю самостоятельно решать вопросы — куда, зачем и когда? Будьте уверены: результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если ваш малыш начал ползать,но как-то странно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей». Также ползти можно вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику. Ваш малыш выберет любую из них или придумает свою, которая будет для него наиболее оптимальной и удобной. Не волнуйтесь, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания — «перекрестную», когда одна рука работает в паре с  противоположной ногой.

Пространство спорта

Итак, вы полны решимости научить свое чадо ползать. Тогда запаситесь терпением и обратите внимание на  несколько несложных советов.

  • Расширяйте границы Увеличьте пространство для движения. Даже в небольшой квартире постарайтесь создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличной стартовой полосой может послужить длинный коридор или путь на кухню: пока доползешь туда, пока обратно… Одним словом, физкультура!
  • Боритесь с грязью и пылью Регулярно проводите генеральную уборку. Обязательным должны стать ежедневное мытье полов, вытирание пыли. Чаще пылесосьте и чистите ковры, раз в неделю — глобальная уборка. Старайтесь не использовать при этом химических средств, по крайней мере в тех местах, где часто бывает малыш. Приучайте себя сразу после уборки убирать все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут отличной, но  очень опасной целью вашего крохи.
  • Оформите круг интересов Раскладывайте вокруг малыша его игрушки на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какаято приманка. Крохе останется только выбрать. Не спешите подать желаемый предмет по первому требованию, дождитесь хотя бы малейших попыток ребенка приблизиться. Затем похвалите малыша, объясните, что он все правильно делает и (внимание!) переместите ребенка поближе к игрушке, а не наоборот  — как делается обычно.
  • Создайте соперничество Ходите в гости или приглашайте к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание «я тоже хочу так и туда» непременно подтолкнут «неторопыжку» к действиям. Кроме того, карапузы очень быстро перенимают навыки от других детей.
  • Следите за дорогой Обратите внимание на поверхность, по которой будет ползать малыш. Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. В случае с паркетом для улучшения качества ползания, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилайте детский коврик или обычное покрывало. Еще можно на домашние штанишки начинающего «ползунка» нашить наколенники из  плотного нескользящего материала.
  • Не создавайте помех Не перегружайте ребенка лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить кроху двигаться, если он одет как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевайте малыша легко, достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой — в них малышу будет легче отталкиваться стопами от  пола.
  • Побудьте ребенком Помните, что лучший способ чему-то научить малыша — это объяснять и показывать все на собственном примере. Так что, дорогие родители, приобретайте наколенники и налокотники, вставайте на четвереньки и — вперед на освоение квартирного пространства. Тем более что с такого ракурса вам обязательно откроются незаметные прежде детали вашего жилища. А еще найдутся давно потерянные и  позабытые вами вещи.

    На  зарядку!

    Уделяйте большое внимание упражнениям, способствующим развитию навыков ползания. Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и  растирание всех задействованных мышц).

    1. Выкладывание на  живот

    по 5—10 минут2—3 раза в  день
    Выкладывая ребенка на живот, подложите ему под животик небольшой плотный валик (из тонкой подушки или полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попки вперед и назад. Слегка потяните ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с  приподнятым животом.

    2. Ползание с отталкиванием от руки

    4—5 раз
    И. п.: лежа на животе, стопами к вам. Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держите его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляйте. Побуждайте ребенка ползти вперед, но не делайте это за него.

    3. Отведение плеч назад

    2—3 раза
    И. п.: лежа на животе. Возьмите ребенка за кисти. Сначала потяните руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподнимите голову и корпус малыша над столом. Затем начинайте уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводите ручки назад и вверх до  сближения лопаток.

    4. Сгибание и разгибание ног и рук

    по 8—12 раз  каждой конечностью
    И. п.: лежа на животе. Начните со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхватите их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибайте и разгибайте колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног «лягушкой») или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх. Затем перейдите на сгибание рук: обхватите предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибайте и разгибайте руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождайте упражнение командой и  счетом: «Ползем, раз, два, три, четыре».

    5. Подъем тела за кисти выпрямленных рук

    2—3 раза.
    И. п.: лежа на животе. Одной рукой возьмите малыша за кисти. Потяните их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начните приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживайте кроху посередине спины. Зафиксируйте такое положение ~2—3 секунды. Плавно вернитесь в и.  п.

    6. Хождение на  руках при поддержке под живот

    4—5 раз
    Упражнение выполняется вдоль длинного края стола или дивана. Возьмите малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая — под животиком и бедрами. При этом, удерживая ребенка под грудью, ваша кисть должна быть сильно вытянута. Большой палец отогнут вертикально и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.
    Создавая эффект хождения на руках, подталкивайте руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую то правую. Добравшись до противоположного края, протяните малыша обратно так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

    7. Присаживание при потягивании за  руки

    2—3 раза
    И. п.: лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяните за них, но не поднимайте малыша сами. Дождитесь, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжайте придерживать малыша, следите за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в и.  п., придерживая голову.

    8. Поднимание прямых  ног

    4—5 раз
    И. п.: лежа на спине. Двумя руками удерживайте голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные — придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша поднимите прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в и.  п.
    Также не забывайте о поворотах со спины на живот и обратно, упражнении «ножницы» руками и ногами, боксирующих движениях руками и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.

    Анна Федулова, тренер


Наташа Воронова
Наташа Воронова
Маргарита
12 лет
Вероника
25 лет
Максим
10 лет
Владислав
29 лет
Дмитрий
28 лет
Ногинск
2103664
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга МАЛАХОВА
Ольга МАЛАХОВА
Владивосток


Доброго время суток))) Мамочки дорогие подскажите, пожет у кого и была такая проблема: моей ласточке уже 11,5 мес она до сих пор не желает ни ползать, ни сидеть самостоятельно. Где только уже не были и что только не пили, теперь вот ходим на лазер и собираемся пропить курс «цераксона» может кто пил это лекарство? и вообще… конечно меня успокаивают мол каждый индивидуальный ребеночек, но ведь хочется, нам тоже уже ползать, а так же не садиться сама. Когда посадишь силит с удовольствием и мультики смотрит и играет, по развитию внешне не отстает, порой даже удивляет, но вот что то с физическим или может что то не так с нервной системой ведь все из головы идет?

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Алина
3 года
А моя совсем не ползоет(((( нам невропатолог сказал НАДО а она не в какую ноги выпримляет и все:
Пожаловаться
Ольга МАЛАХОВА
Ольга МАЛАХОВА
Владивосток

Приветствую! У нас такая же история ножки выпрямляет и на живот)

Пожаловаться
Дельфинка
Дельфинка
Москва
моя сама поползла в 6 мес. Никто не учил… А я вот вообще не ползала…
Пожаловаться
Наташа Воронова
Наташа Воронова
Маргарита
12 лет
Вероника
25 лет
Максим
10 лет
Владислав
29 лет
Дмитрий
28 лет
Ногинск
Как совсем, то есть сразу пошла)))
Пожаловаться
Дельфинка
Дельфинка
Москва
Ага :) Сидела, стояла и пошла :) Не ползала вообще :) Мама моя сейчас на Алису смотрит и говорит, как же со мной было просто — посадишь в уголок и ребенок играется :))) 
Пожаловаться
Наташа Воронова
Наташа Воронова
Маргарита
12 лет
Вероника
25 лет
Максим
10 лет
Владислав
29 лет
Дмитрий
28 лет
Ногинск
Да, моя начинает активно ползать, только и успеваешь ловить, без присмотра не на минуточку не оставишь)))
Пожаловаться
Дельфинка
Дельфинка
Москва
ага, только отвернусь — уже в другом конце комнаты что-то нашла и в рот 



Пожаловаться
Катерина
Катерина
Ванечка
8 лет
Гриша
6 лет
Санкт-Петербург
спасибо за статью. скоро будем начинать учиться ползать)
Пожаловаться
Оля
Оля
Алинушка
21 год
Малышочек
12 лет
Барнаул
спасибо, Наташ