"особый ребенок - не приговор", развитие по методике Домана (наш опыт)

Сегодня существует много методик раннего развития, но я бы хотела подробно остановиться именно на методике Домана.

Расскажу как я с ней познакомилась – после рождения близнецов, у меня было 3 месяца нахождения в палате перинатального центра, без возможности даже выхода на улицу, конечно я искала различную информацию о восстановлении и реабилитации детей, и натолкнулась на книгу Домана «Что делать если у Вашего ребенка повреждение мозга», конечно ее сказала и прочла целиком, скажу в 2 словах – она большая и к прочтению тяжелая, с медицинским подходом и подробным описанием многолетних исследований. Если у Вас есть желание прочесть ее полностью, то могу дать ссылку, она есть у меня на яндекс.диске.

Итак кто такой автор этой методики — в послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая – синдром Дауна.Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания – повреждение мозга.

Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, наростить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению.

Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность»Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.

В ходе многолетних занятий с детьми с неврологическими отклонениями, Доман и его коллеги заметили что некоторые из этих детей в своей развитии обошли здоровых сверстников. Это и натолкнуло и на мысль, что со здоровыми детьми можно и НУЖНО заниматься!

Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем — на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления.

"особый ребенок - не приговор", развитие по методике Домана (наш опыт)

Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале — постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.

"особый ребенок - не приговор", развитие по методике Домана (наш опыт)

Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать. Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует.

Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.

Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет.

Методика раннего развития Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.

"особый ребенок - не приговор", развитие по методике Домана (наш опыт)

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.

Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.

Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении

"особый ребенок - не приговор", развитие по методике Домана (наш опыт)

Скажу честно, у Домана все постепенно и последовательно, а если по русски то Муторно))) упражнения из его книги – мы повторяли в день по 20-30 раз, его рекомендации – до 50 раз! Каждые пол часа повторять упражнения. Тут конечно мало родительской любви, тут нужна самоотверженность) НО могу сказать, даже частичное выполнение методик – дает хорошие результаты. Не стоит далеко ходить за примерами – мой ребенок с сильнейшей мышечной дистонией (смешанный гипо-гипер тонус)– научился хорошо ползать, потом и ходить. Знаю, многие родители говорят – мой ребенок не ползал и нормально пошел… может это итак если это здоровый доношенный ребенок (хотя многие врачи и тот же Доман, утверждал, что нет, нужно пройти все стадии – для гармоничного развития), но если у ребенка – невралгия, есть нарушения, то стоит очень внимательно остановиться именно на всех этапах ползания (вначале по-пластунски, потом на четвереньках), Эти исследования проводились на протяжении более чем 8 лет и доказали связь, казалось бы банального, ползания – с развитием мозга.

"особый ребенок - не приговор", развитие по методике Домана (наш опыт)

Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

•Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.

•Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».

•Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.

•Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.


Юльяна Сонрисочка
Юльяна Сонрисочка
Мишаня
10 лет
Москва
17135809
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Anastasia
Anastasia
Москва

Скажите пожалуйста сколько вообще страниц в этой книге, нахожу маленькую часть а ссылку Вашу открыть не могу(

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Днепропетровск

Уже соориентировалась, спасибо)

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Днепропетровск

Здравствуйте! Если можно, скиньте и мне, пожалуйста, книгу svetlana-art@i.ua




Пожаловаться
Людмила
Людмила
Вадим
12 лет
Ксения
8 лет

У меня особенный ребёнок, я занималась как с обычным, только чуть усиленней. В итоге рос и растёт как все сверстники.

Пожаловаться
Юльяна Сонрисочка
Юльяна Сонрисочка
Мишаня
10 лет
Москва

Книжка у меня на диске, вот ссылочка

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Дзержинск

Спасибо

Пожаловаться
Гульнара
Гульнара
Тимур
9 лет
Челябинск

И мне ссылку, пожалуйста!

Пожаловаться
Юльяна Сонрисочка
Юльяна Сонрисочка
Мишаня
10 лет
Москва

прикрепила

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Дзержинск
Юленька, мы ждем ссылочку, будьте добры!!! Сама книжка дорогая, около 2000. Поэтому сначала хотелось бы в электронном виде ее почитать
Пожаловаться
Юльяна Сонрисочка
Юльяна Сонрисочка
Мишаня
10 лет
Москва

есть, прикрепила




Пожаловаться
Рамина
Рамина
Шахты

Можно пожалуйста мне ссылку

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Дзержинск

Будьте добры мне ссылочку ?

Пожаловаться
Хомочка
Хомочка
Москва

Очень интересная статья, спасибо!