ИСТОРИЯ О МАЛЬЧИКЕ 3 ЛЕТ, КОТОРЫЙ НЕ ГОВОРИЛ: из записок известного детского психолога.

«Ему почти три года. Его зовут Юрой. В настоящий момент я кончаю беседовать с его мамой — Наташей.

— Юрик понимает все, — объясняет мне Наташа. — Он правда немножко упрямый, не всегда делает то, что ему велят. Но понимает, это прямо по глазам видно. А вот не говорит ничего. То есть нет, он, конечно, не немой. Только у него все слова свои, детские. Ботинки — это у него „ти-ти“, и картинка тоже „ти-ти“… Вот Ирочка — это соседки нашей дочка — она младше Юрика на три месяца, а давно уже все говорит. Посоветуйте, пожалуйста, как с ним заниматься. А может, он у нас больной?
— Что ж, — говорю я маме Наташе, — попробуем разобраться, в чем дело, — и отправляюсь к Юре.[more]
Он сидит на роскошной белой лошади с красными колесами и кричит: „Но! Но!“ — сразу видно, что он не немой. Как только я вхожу, Юра оборачивается ко мне. Некоторое время он с интересом разглядывает мои очки и бороду, а потом снова заводит свое „Но! Но!“. Как интересно быть взрослым, мчаться на коне, послушном каждому твоему слову! Куда несет его конь? Об этом он не думает. Он наслаждается самой скачкой.
— На ком это ты скачешь? — интересуюсь я.
— Но, — охотно отвечает он.
— Это лошадь, да? -Да.
— А ты кто?
— Ю-а.
— Я знаю, что на самом деле ты Юра. А сейчас ты кто? Всадник?
Он утвердительно кивает головой.
— А где же у тебя сабля?
Он сразу понимает, что я прав: сабля — это совершенно необходимая вещь. Он слезает с лошади (для своих трех лет очень ловко) и бежит к ящику с игрушками. Кукла, стул, мяч, мишка — нет, это все не то. Вдруг он замечает старый порванный флажок и радостно сообщает:
— Вот!
— Это сабля? -Да.
Он снова взбирается на лошадь и начинает размахивать флажком. Вместо „но“ он теперь выкрикивает „ух“.
По ходу дела я веду протокол — записываю, что Юра делает, что говорит. Высказываний пока что зафиксировано немного: „но“, „да“, „Ю-а“, „вот“ и „ух“. Наш кавалерист не отличается многословием.
В последующие десять минут список расширяется, но не так уж принципиально. Похоже, что Наташа права: Юра действительно хорошо понимает речь, но сам почти не говорит. В чем же дело? Может быть, он просто недостаточно умен, не дорос до своего возраста? Надо проверить мышление, общий уровень развития. Может быть, слегка снижен слух? Проверим и это. Иногда речь не развивается из-за того, что с ребенком не разговаривают, уделяют ему мало внимания. Тут это исключено: Наташа не работает, все время возится с Юрой. Есть еще отец, две бабушки и один дедушка — о недостатке общения думать не приходится.
Конечно, бывают и другие причины, но гипотез пока достаточно. Пора приниматься за дело. Начинается проверка мышления, восприятия и того, что мы довольно неопределенно называем „общим уровнем развития“. Все, что нужно для обследования, лежит в моем непомерно раздувшемся портфеле. Нужно многое: пирамидка, матрешка, грузовик, кукла, игрушечные стол, кровать, тарелка, ложка, несколько картинок, кубики, картонные фигуры разной формы, набор цветных карандашей и еще немало вещей такого же рода.
Наверное, если бы я обследовал взрослого, то для начала побеседовал бы с ним, чтобы узнать, как он представляет себе мир. В беседе с ребенком я в лучшем случае могу выяснить взгляды его родителей. А с Юрой вообще не очень-то поговоришь. Но разве обязательно нужно говорить? Ведь можно играть!
Как только дядя Саша (это я) достает из портфеля игрушки, Юра прекращает махать флажком и слезает с лошади. Он сразу понимает, что от него требуется.
Играет он прекрасно. Усаживает куклу за стол, кормит ее, укладывает спать. Возит на грузовике кубики, сгружает их, строит дом. Теперь я вижу, представления о мире у него абсолютно верные. Он знает, как нужно обращаться с детьми, умеет управлять машиной. На этом обследование можно было бы закончить. Если ребенок Юриного возраста так хорошо играет, то это значит, что общее развитие у него никак не ниже нормы. Но мне нужна абсолютная уверенность. Из портфеля появляется матрешка. Юра с интересом смотрит, как я ее разбираю. Вот из большой матрешки вынута другая — поменьше. Она раскрывается — в ней лежит еще меньшая. Юра бурно радуется. Так же радостно он встречает появление четвертой и пятой матрешек. Теперь все.

Мы сидим на полу. Перед нами — разобранная матрешка, хаос верхних и нижних половинок разного размера. Не дожидаясь моего указания, Юра сам принимается наводить порядок. Я заранее знаю, что у него ничего не выйдет: правильно собирать пятисоставную матрешку дети начинают с четырех лет. Для Юры эта задача чересчур сложна. Но мне и не нужно, чтобы он ее решил. Пусть немного повозится. Ему это доставит удовольствие, а я увижу, насколько разумные методы решения он будет применять. Будут ли это пробы, примеривание или нелепые попытки всунуть большую матрешку в половинку от меньшей.
Юра долго и упорно трудится и в итоге, вопреки моим ожиданиям, собирает матрешку правильно. Я записываю: „Плюс, а, б, целенаправленно“. „Плюс“ — это значит, собрал правильно. „А“ и „б“ — способы, которыми при этом пользовался: „А“ — иногда тыкал вслепую, „б“ — часто применял разумные пробы. Что значит „целенаправленно“, объяснять не надо. Кстати, если бы не было такой высокой целенаправленности, то пробы так и остались бы пробами — ни к какому результату они бы не привели. Да, все это характерно для четырехлеток. Значит, Юра действительно хорошо развит. Но все-таки посмотрим, как он справится со следующей задачей: я даю ему собирать пирамидку. Вскоре обследование заканчивается. Юра прошел его с честью. Он доволен. Разумеется, не результатами обследования: откуда ему знать, что оно было. Он доволен тем, что познакомился с дядей, у которого есть замечательный портфель; тем, что из портфеля появляются интересные игрушки; тем, что еще будет играть с дядей, а играть он любит. Вообще ему нравятся серьезные дела. В протоколе это уже отмечено: „Общение со взрослым мотивировано интересом к совместной деятельности“. Реакция на игрушки, появляющиеся из портфеля, тоже отмечена: „Очень высок интерес к новым объектам. Хорошо развита ориентировка, исследование их свойств“.
Пора дать моему испытуемому передохнуть. Я выхожу в коридор. Слышно, как в комнате что-то падает и катится по полу. Потом раздается радостное Юрино восклицание. Ясно, что без нас он не скучает. Итак, первый вывод: общее развитие превосходит норму. Теперь надо проверить слух. Юра хорошо понимает инструкции, не я не проверял, как он слышит тихую речь на большом расстоянии. А иногда даже легкое снижение слуха ведет к задержке речи. Решив, что уже можно продолжать обследование, возвращаюсь в комнату. Наташа входит вслед за мной. Юра рад нашему появлению. Он хватает ракету, собранную из деревянного конструктора, и несет ее мне.
— Нет, Юра, сейчас с тобой будет играть мама. Я пока займусь другим делом.
Юра очень покладистый ребенок. Мама его вполне устраивает. Они разбирают ракету, сделанную им за время моего отсутствия, и начинают собирать самолет. Я стою у Юры за спиной. Негромко зову: „Юра!“ Он не реагирует. Я зову погромче, потом еще громче. Вот теперь отреагировал: недовольно отмахнулся.
— Дайте, пожалуйста, что-нибудь менее занимательное, — прошу я Наташу.
Она пытается найти для Юры другое занятие. Безуспешно. Пирамидка его уже не привлекает — он не обращает на нее внимания, сидит, уставившись на меня. Если я что-нибудь скажу, он тут же увидит это по движению губ. Матрешка, наоборот, слишком интересна: он весь поглощен ею и не обращает внимания на мои оклики.
Я вынужден признать:
— Так ничего не выйдет. Давайте попробуем иначе. Юра! Смотри, как мы будем играть с мамой.
Я наскоро объясняю Наташе ее задачу. Она становится спиной ко мне. Я беру мяч и зову ее:
— Наташа!
Она оборачивается, я бросаю ей мяч, она ловит его и, потеряв равновесие, падает на диван. Это уже лишнее. Но, кажется, Юре этот момент понравился больше всего. Он требует: „Ю-а!“ Это значит: „Юра тоже хочет так играть“. Мы не возражаем. Он занимает мамино место и в точности повторяет все, что делала она. С особенным восторгом он валится с мячом на диван. Я пытаюсь втолковать ему, что это в игру не входит, но тщетно. С каждым разом я зову его все тише и отхожу все дальше. Сначала он пытается подойти ко мне, но я объясняю, что он должен оставаться на своем месте. Игра идет своим чередом. Вот я уже стою в другом конце комнаты и говорю почти шепотом. Вдруг Юра оборачивается без сигнала. Разумеется, мяча он не получает. Я интересуюсь:
— Разве я тебя позвал?
Он смеется и снова отворачивается. Я зову его шепотом. Он настораживается, но продолжает стоять спиной ко мне. „Юра!“ — повторяю я шепотом. Он слышит — сомневаться в этом не приходится, но выдерживает характер. Я громко окликаю его, он оборачивается, ловит мяч и валится на диван. Однако проверка слуха еще не окончена. Бывает, что ребенок слышит неплохо, но не может отличить один звук речи от другого: слышит голос, но с трудом выделяет отдельные слова. Это довольно частая причина нарушений речи. Метод проверки очень прост. Я кладу перед Юрой несколько рисунков; корова, собака, свинья, лошадь, ботинки, пальто. Стоя у него за спиной, чтобы он не мог прочесть слово по движению моих губ, я говорю:
— Дай мне собаку.
Но он не желает давать собаку: картинки его не привлекают. В общем-то удивляться тут нечему. Он любит активные занятия, в нем бурлит энергия, а тут сиди и подавай дяде всяких там собак и лошадей. Нет, это совсем не то, что надо. Дядя просто не понимает, как это скучно.
Юра хочет продолжать игру с мячом. Я обижаюсь:
— Я хочу поиграть с тобой в новую игру. Я думал, что ты тоже захочешь со мной играть.
Он кивает: -Да!
— Ну так давай!
Он отрицательно мотает головой. Эта игра ему не подходит. Он ждет, что я предложу еще что-нибудь. Но я настаиваю:
— Мне нравятся эти картинки.
Юра тоже твердо стоит на своем: ему они не нравятся.
— Если ты не хочешь с ними играть, то я уйду. Он ложится на диван и смотрит на меня наглыми круглыми глазами, ожидая, что я сдамся. Этого он не дождется. Я выхожу из комнаты, кивнув Наташе, чтобы она вышла вслед за мной.
— Что же теперь делать? — растерянно спрашивает Наташа.
— Проверять слух. Идемте обратно. Наверно, Юра уже образумился.
Когда мы входим, Юра слезает с дивана и подбегает к нам. Похоже, что он действительно образумился. Я спрашиваю:
— Будем играть с картинками?
— Нет. (Это слово он произносит хорошо.)
— Тогда мы снова уйдем, — предупреждаю я. Он тут же залезает на диван.
Мы уходим на кухню.
— Ничего, — успокаиваю я маму, — пусть еще немного отдохнет, тогда дальше будет лучше заниматься.
— Вы сами придумали все задачки, которые Юре даете? — интересуется Наташа. Кажется, вопрос задан только из вежливости, тем более что она не видела большинства „задачек“.
— Нет, что вы. Я сам разработал только одно задание.
— Наверное, это очень трудно?
— Во всяком случае, долго.
— Но все-таки надо придумать. Это ведь не каждый сумеет.
— Иногда мы берем давно известные задания, например, собирание матрешки. Но нужно исследовать, как справляются с этим дети разного возраста, какие способы решения они применяют.
— А специальных задач у вас совсем нет? — удивляется Наташа. Она явно разочарована.
Я спешу ее успокоить:
— Есть. Я разрабатывал как раз такую „специальную“.
— Вы детишек брали в детском саду, да?
— Конечно. Помню, однажды воспитательница захотела посмотреть, как дети решают задачи. Все бы ничего, но она все время пыталась подсказать правильное решение.
Наташа смеется.
Мы снова возвращаемся к Юре. Он встречает нас радушно, хотя и несколько настороженно: подозревает, что я снова стану подсовывать ему картинки. Он ошибается — я уже изобрел нечто другое.
— Какие у тебя есть игрушки?
Он охотно демонстрирует свой ящик с игрушками.
— Вот что. Давай возьмем машину, зайца, собаку, куклу и мишку. Машину поставим в гараж — вот сюда, под стул. Куклу посадим на стул. А всех остальных — на пол: они на стуле не поместятся.
Это еще не проверка: Юре видны мои губы. Кроме того, все игрушки действительно не поместятся на стуле; даже не поняв инструкцию, он вынужден был бы положить часть из них на пол.
— Молодец. Ты очень хорошо все положил. А теперь посмотри, как мы с мамой будем играть. (В прошлый раз этот прием сработал, может быть, сработает и теперь?)
— Дайте мне зайца! — командую я.
Наташа, до сих пор стоявшая ко мне спиной, бежит за зайцем. Ей очень нравится игра — Юра это видит.
— Теперь посадите его на место. — Наташа радостно выполняет приказание, и я хвалю ее.
Следующую команду я даю уже Юре:
— Принеси мишку! Отнеси на место. Дай машину! Поставь на место. (Постепенно я отхожу все дальше от него и понижаю голос).
Проверка окончена. Никаких нарушений слуха нет. Я сообщаю Юре, что на сегодня наши игры прекращаются. Он остается в комнате, а мы выходим на кухню. Теперь предстоит разговор с мамой. Я начинаю в общей форме:
— Иногда дети не говорят просто потому, что им это не нужно.
— Как это „не нужно“?
— Наверное, вы без слов угадываете, чего он хочет.
— Да, мы сами его всегда понимаем, — кивает Наташа. — Это чужим бывает трудно, а мы уже все его слова знаем. Часто он и вовсе ничего не говорит — просто показывает. Как тут не понять?
— Вот видите. Так зачем же ему зря стараться? Такое поведение свойственно как раз детям Юриного склада, тем, для кого главное — не само по себе общение со взрослыми, а деятельность.
— Какая деятельность?
— Игра, собирание ракеты из конструктора, складывание матрешки. Для его возраста все это очень серьезная деятельность. Понимают с полуслова многих детей, а большинство из них все равно вовремя начинает говорить. Ведь обычно ребенку хочется не только получить какую-нибудь игрушку, но и просто побеседовать со взрослыми, рассказать им что-нибудь. А Юра — человек деловой, ему вся эта лирика ни к чему. Поэтому и слова ему не нужны — в игре можно обойтись жестами. В общем, получилось, как в плохом детективе: читаешь, читаешь, ломаешь себе голову, а потом оказывается, что преступление совершил какой-то совершенно посторонний человек, которого следователь и не допрашивал ни разу. Так и я — искал, искал виновника, взял под подозрение интеллект, слух… Зачем, спрашивается, два часа возился? Впрочем, нужно же было выяснить, что у Юры „общение мотивировано интересом к совместной деятельности“ — так, кажется, это сформулировано в протоколе? Ну а уж снижение слуха, во всяком случае, нужно было исключить. В итоге моя версия кажется мне достаточно доказанной. Можно давать практические советы.

Я начинаю объяснять, как надо „не понимать“ ребенка, перечисляю часто встречающиеся ошибки. Нельзя назидательным тоном поучать: „Ты скажи как следует, тогда я тебе дам то, что ты хочешь. А если будешь говорить так, как сейчас, то ничего не получишь“. Нельзя упираться со своим „не понимаю“, доводить ребенка до истерики. Если видно, что он вот-вот заплачет, нужно сразу „догадаться“: „А, так ты хочешь, чтобы тебе почитали книжку?“ Тут главное — такт, чувство меры. Ребенок должен видеть, что его хотят понять, но не могут. Мне нравится, как Наташа слушает рекомендации. Видно, что она старается их запомнить. Кое-что даже записывает. Беседа окончена. Я ухожу. Наташа просит разрешения через месяц снова позвонить нам в лабораторию. Я охотно разрешаю: мне и самому важно знать, помогут ли мои советы.
Через месяц Наташа не позвонила. По прошлому опыту общения с родителями я уже знал: это значит, что дела идут хорошо. В следующий раз я услышал о Юре только через полгода. Наташа по каким-то своим делам зашла к нам в институт. Мы узнали друг друга, поздоровались, я спросил:
— Ну как Юра?
— Говорит так, что не остановишь. Давно уже.
— Делали то, что я посоветовал?
— Да, мы очень старались все выполнять. Не всегда, правда, получалось.
— Поскольку результат достигнут, получалось, наверное, неплохо. Впрочем, я думаю, что он и без этого заговорил бы очень скоро. Наверное, не так скоро, но ведь это не имеет такого уж большого значения. Вот он — благополучный конец истории о мальчике, который не умел говорить. Как видите, в ней нет совершенно ничего примечательного. Именно поэтому я ее и рассказал. (из книги „Готов ли Ваш ребенок к школе“, А. Л. Венгер)[more]


AngelochekАнжелика Konkyrs
AngelochekАнжелика Konkyrs
Виктория
9 лет
16302228
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Планировка
Планировка

Так и думала, что причина в отсутствии диалогов в принципе

Пожаловаться
Мама Сыновей
Мама Сыновей
Роман
8 лет
Кирилл
2 года
Отличная статья
Пожаловаться
Юми
Юми
Москва
Точь точб мой ребенок



Пожаловаться
Олеся
Олеся
Красноярск
Моя матрешку из 5 штук собирала уже в 2,5. Я прям порадовалась таким успехам
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Дарья
10 лет
Краснознаменск

Спасибо. Очень интересная статья. Вроде прописные истины, но когда проблема есть, полезно перечитать их ещё раз.

Пожаловаться
Элька
Элька
Милана
7 лет
Киев
Хорошая статья. Хотя моя очень рано заговорила
Пожаловаться
Анна
Анна
Киев

Чувствую и нас такое же ждет: характер нордический — обращения и возмущения исключительно по делу. Во всем остальном — отстаньте от меня, сам разберусь




Пожаловаться
Mamysya
Mamysya
Старшая
10 лет
Михайловск

ну не думаю я, что все дети такие. Мы не знаем весь анамнез ребенка. Свою я тоже на диалог мотивирую, разговариваю много, пытаюсь заниматься, но для своего возраста у дочи слов мало и ждать чудо-прорыва в речи к 3 и далее годам, это для меня значит потерю времени.Тем более я знаю все проблемы, с которыми мы сталкивались в родах и первое время после рождения.Поэтому я всегда за дополнительную помощь в развитии, даже если это таблетки. Но, опять же, во мне говорит не только внутренний голос мамы, но и логопеда-психолога.

Пожаловаться
Ангелика
Ангелика
Лев
22 года
Полианна
18 лет
Михаил
16 лет
Иван
12 лет
Аким
10 лет
Туапсе

У меня с 3 и 5 ребёнком так же было.

Пожаловаться
Глазастик Финч
Глазастик Финч
Санкт-Петербург
Статья для успокоения многих мам, написана, мне кажется, что в ней, все верно, НО не нужно забывать о том, что у ребенка могут быть настоящие проблемы. У моей знакомой хорошей ребенок говорил неплохо для 2,5 леи, она не переживала, то, что у него уровень сохранился и в 3 года, и в 3,5 ее тоже не смущало, т.к. она себя успокаивала именно благодаря подобным статьям, в последствии оказалось, что профукали серьезную болезнь, проблемы со слухом начались у ребенка, т.е.он практически перестал слышать и повторял только то, что знал в 2,5 года. Сейчас на инвалидности ребенок и общая школа ему не светит,, в лучшем случае — домашнее обучение. Очень жалко мальчика, но я здесь вину мамы вижу в первую очередь…
Пожаловаться
Даниэла
Даниэла
Данил
20 лет
Невинномысск

Ну вот моей доче год и семь, даже мама не говорит( Я все время с ней болтаю, все комментирую… но без результатно. Тоже все понимает, но не всегда идет на контакт, говорю пойдем туда, она идет в обратную строну, упрямая, чуть что не по ее, истерика!




Пожаловаться
Женечка
Женечка
Алёнгуск
9 лет
Калининград
Тоже такое встречала
Пожаловаться
Кукла Саша
Кукла Саша
Москва
Какая прелесть ))) Правильно, самое главное не поучать и не унижать ребенка, а то долго еще не заговорит

Вот где такие врачи водятся, за один прием протестировал и слух, и интеллект, и общее развитие… Обычно сразу таблетки назначают или посылают на исследования

Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца

Хорошая статья.У подругши сын по такой же причине долго не говорил.Она предугадывала все его просбы и желание, сама не давала ему заговорить.перебивала своим угадыванием.В итоге он заговорил в 3,5 года, наверстал быстро.Но не многословен до сих пор, ему 6 лет.Характер такой.

Пожаловаться
Елена
Елена

оо… у меня у сестренки дочь в 5, а у мужа племяш в школу пошел (ведь взяли спасибо) с нечленораздельной речью.Но все хорошо.Уже их просят чаще помолчать.

Показать ещё