Девчонки, я давно хотела написать статью, которая поможет сблизить окружающих людей с особыми детьми и их родителями. у нас в обществе конечно принято не показывать пальцем и не задавать неприятных вопросов. но на самом деле, когда люди сталкиваются с особым ребенком — у них случается стопор. потому что никто толком не знает, как лучше себя вести. может ли он чем-нибудь помочь. как не обидеть. что можно предложить такому ребенку из игр, что нельзя.
из-за отсутствия этой информации люди стараются избегать тесного общения с особыми детьми. хотя на самом деле были бы рады пообщаться. вот я решила подсказать людям, как лучше всего вести себя при знакомстве с особым ребенком. что стоит помнить об их ограничениях.
бывало я слышала от родителей таких детей негативные пожелания. мол, не надо нам ничего, не лезьте к нам, любое ваше доброе проявление — это жалость, а она нас унижает. мои друзья тоже временами такое слышали — и от этого боязно лишний раз предложить помощь инвалиду или особому ребенку. проходя мимо подростка ДЦПшника стараешься не глядеть на него, боясь обидеть. а вдруг даже твою улыбку посчитают жалостью. получается такая растерянность — хотел подбодрить, посмотреть в глаза, улыбнуться, а получилось делаешь стеклянные глаза и будто совсем человека не замечаешь.
у моего сына птоз века. это когда глаз не открывается полностью. ничего особенного, и я практически не сталкивалась с вниманием людей на улице. пока моему сыну три года — его сверстники не замечают его отличия. детки постарше иногда задают вопросы. я с удовольствием отвечаю. можно сказать, просвещаю)
но в первый раз меня такой вопрос поставил в тупик. и мне нравилось, если люди не акцентировали внимание на отличии моего сына от других. я боялась, что от этого внимания у него может развиться комплекс. он сам начнет обращать на это внимание. сейчас я уже понимаю — это мои комплексы. а у него ничего не разовьется. дети просто любопытны, впрочем как и взрослые)
но с особыми детьми наверно все сложнее. ведь они имеют ограничения в играх, в движении. у окружающих появляются сотни вопросов. неловкость.
помогите эту неловкость развеять)
подскажите, из своего личного опыта и предпочтений — как лучше всего общаться с вашими детьми? с вами? чем помогать? во что играть? о каких ограничениях стоит помнить? хорошо, если вы вспомните конкретные случаи на площадке, на улице, в магазине. чем больше таких ситуаций, тем лучше.
наши дети могли бы быть более свободны от этой неловкости — если мы сами дадим им такой пример. если мы научимся все делать правильно.
спасибо) очень много полезных советов.
а были предложения, которые вас отворачивали от человека? или вызывали недоумение? сбивали с толку.
еще такой вопрос — часто особый ребенок сидит в коляске т.е. не может бегать и пр.
детки лет 4 обычно играют не словами. особо общаться еще не могут.
может есть идеи, которые можно предложить детям для совместных игр? потому что в голову ничего не лезет кроме — вместе лазить на горку, катать машины в песочнице или бегать по площадке в догонялки. и получается твой ребенок подходит к особому, спросит имя. сколько лет. а дальше он и не знает, во что поиграть с сидячим ребенком. он и отходит.
Илько, спасибо за Ваше доброе предложение. Тут дело даже не в том, что Вы реально что-то сможете сделать или нет, а в том, что мамы «особых» деток лишний раз узнают, что кому-то не все равно.
А так, Вы же понимаете, что все люди, в том числе мамы, разные. Универсальных рецептов нет — кому-то приятно, что кто-то подошел расспросил, посочувствовал, кого-то это обидит.
Отличный фильм «1+1», где главный герой, который сиделка, был грубоват, не обременен воспитанием и совсем не тактичен, что позволило ему общаться со вторым главным героем, инвалидом, без смущения, жалости и ненужного «сюсюканья». Но это кино, а реальность такова, что соблюсти паритет в таком общении очень сложно.
Более или менее универсальный рецепт, на мой взгляд, при общении с «особыми детками», а впрочем и с абсолютно обычными: общаться как с равными, но помня, что Вы-то все-таки взрослый человек, не выделяя и не акцентируя ни на чем внимание, например, в песочнице сидит годовалый малыш, Вы что сделаете, разговаривая с ним? скорее всего поможете сделать куличик «какой вкусный куличик», поможете набрать песка в ведро «ты молодец, сам набрал песочек» и т.д., но Вы же не будете общаться с ним, как с умственно отсталым, постоянно повторять «вот видишь песочек, ты понял? не понимаешь? ну давай, я за тебя насыплю песочка в ведерко». А посмотрите, как общаются сами дети — десятилетка делает очень маленькую скидку для пятилетки — он говорит с ним так, как если бы тот все понимал на том же уровне. Потому что это не важно, понял Вас ребенок, как Вы того ожидали или он переварил информацию по- своему — важен просто сам факт общения и взаимодействия. Так что общайтесь, опираясь на здравый смысл, вот например, Вы же не станете отбирать у своего ребенка игрушку в пользу равного ему, вот и не отбирайте в пользу «особого», но Вы же пресечете опасное поведение, типа кидания песком друг в друга — вот и пресекайте.
Короче говоря, общаться с детьми нужно без особых скидок, но и не обижать и не обижаться. А общаться с мамами тоже искренне — ну, любопытно Вам, подойдите и расспросите (любая мама всегда рада рассказать про своего ребенка, похвастаться им), хочется спросить, как помочь, спросите, но не надо пустых слов типа «Да, Вам так тяжело, я бы не смогла...», «Ой, ну все равно, Ваш ребенок такой умничка...» и т.д.
у нас есть одна мамочка, она выходит на площадку только после 11 вечера. когда никого уже нет. сыну ее лет 6. она по-русски не говорит. только по-английски. арабка. ей сложно, ведь она не может ничего объяснить. и вот она выходит ночью. где они днем гуляют — не знаю.
и наши дети прекрасно играют, лепят куличи, катаются на каруселях и пр.
но были ситуации, когда не понятно, что хочет ее ребенок. или он чего-то не может, что предлагает мой сын. а сын еще не понимает всего. соответственно надо ситуацию разруливать взрослым. а взрослые сами иногда не знают — как лучше. в общем с курьезами, но разруливаем. хотя хотелось бы, чтобы мамочки с особенными детьми не прятались, больше шли на контакт.
пы.сы. про аутенка ничего не поняла.
вот как лучше всего начинать общение с родителями такого ребенка? о чем можно спрашивать. о чем не стоит? какие вопросы не приятны?
какие предложения самые лучшие для начала знакомства?