Задержка развития ребенка

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав»и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) — это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи — ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи — речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи — ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист — дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорнаятерапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры — лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно — в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент — чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наташка

хорошая статья, всё правильно, кроме одного. логопеды НЕ ТОЛЬКО СТАВЯТ ЗВУКИ ))))) а работают над всеми компонентами речи: словарным запасом, умением грамматически правильно строить фразу, правильно слышать и не путать похожие звуки, ну а произносить — в последнюю очередь ))) а ещё логопеды работают, когда ребенок плохо читает и делает много ошибок на письме.

Но, действительно, при ЗРР в раннем возрасте лучше начинать не с логопеда, а с дефектолога.

Пожаловаться
ОЛьга

Если нет ЗПР, работа с логопедом-дефектологом и родителями принесет свои плоды. Нам толчок дали занятия с компонентом на развитие речи.

Пожаловаться
Карина

Ну, я так понимаю, у нас городской голова был с ЗРР ) Картавил-шипилявил-заикался. И норм себя по жизни чувствовал )

Да и я картавлю слегка . Дебильненькая получается. . Пойду съем свои дипломы. В том числе и по психологии ))

Пожаловаться
Ольга
Карина 
Карина, НЕТ, картавость это одно, а я говорю о действительной задержки речи, когда ребенок 3-5 и более лет не говорит и серьезно отстает от своих ровестников, Вам то дипломы не просто так дали))
Пожаловаться
Елена
логопед, дефектолог говорят лучше сначала, мы увы не ходили. Лечение у невролога. Логопедическая группа садика. Занятия дома и в группа развития.
Пожаловаться
Ольга
Елена 
Елена, У вас тоже было? а сколько лет вам было? и справились ли вы с этой проблемой?
Пожаловаться
Елена
Ольга, До сих пор боремся, но есть результаты. До года говорила великолепно, даже примерно до 1,3 лет (я помню как она бабочка четко сказала). Потом то ли из-за болезни, то ли из-за стресса начала говорить «кашей», предложения плохо сформированы. Я сразу не заметила, в 2 года массажист обратила внимание и я заметила разницу между нашим разговором и знакомых детей :( До 3х лет лечились просто у невропатолога, потом год дома с логопедом, школа развития с общей подготовкой. Сейчас в логопед.группу ходим, сдвиги есть, но еще много-много работы. Сейчас читает сама, мне кажется лучше стала говорить из-за этого, что может звуки правильно прочитать, в силу возраста стала стараться заниматься — нам логопед домашние задания на 1 лист каждый день пишет.
Пожаловаться
Ольга
Елена 
Елена, Вы молодцы, вовремя заметили и начали заниматься.))у вас все получится
Пожаловаться
Елена
Ольга, Спасибо :)
Пожаловаться
Ольга

Кто сталкивался с ЗРР и как вы боролись с этим «недугом»

Пожаловаться
Наталья Самолаева
Ольга 
Ольга, Боремся мы с этим уже шестой год.Я допустила ошибку, с начало искала причину а теперь лечу его всеми способами.Для начала нужно пройти правильное обследование, желательно не у одного специалиста, узнать отзывы о них.Обязательно проверить ребенка на слух и набраться терпения, искать и проходить реабилитации и верить что все будет ХОРОШО!
Пожаловаться
Ольга
Наталья Самолаева, (((сочувствую вам.Хорошо врача трудно найти, хотя у каждого разный подход, разное лечение, оно правда не всем подходит, а в вопросах с детьми еще сложнее.
Пожаловаться
Наталья Самолаева
Ольга 
Ольга, Все верно!)… хороших врачей я нашла только не давно, у нас ушки были забиты пробками более трех лет, сейчас слышит почти полгода всего.Местный психиатр выписывала нам таблетки которые нам не шли, благо нашла кому они действительно нужны.Обследовпния были сделаны поверхностно, следовательно и лечение не верное, трата денег и времени.Теперь прошла полоса не везения, и все пошло в норму, правда мелкими шажочками но все же результативно
Пожаловаться
Ольга
Наталья Самолаева, Вы меня прям пугаете((боюсь теперь к врачам идти(правда у меня пока нет своих детей, только племянники), так вот племянник с проблемой ЗРР столкнулся и пока его только пинают врачи, то к педиатру, то к неврологу( он в городе у нас один), то к логопедам разным, только таблетками и пичкают.
Пожаловаться
Наталья Самолаева
Ольга 

Ольга, Я не пугаю а советую пройти не сколько врачей в разных больницах… У нас у одного врача сын был -здоров а другой врач в обморок чуть не упал при виде наших вросших серных пробок

Пожаловаться
Наталья Самолаева
Ольга 
Я чуть подправлю; специалистов и лечение нужно менять, если нет результата.Желаю вашему племяннику скорейшего выздоровления и правильного лечения этого недуга!
Пожаловаться
Ольга

Наталья Самолаева, спасибо большое

Пожаловаться
Дарья
Ольга 
Наталья Самолаева, а какие отклонения у вас были, что вы обратили к специалисту? сынок совсем не говорил или может плохо говорил?
Пожаловаться
Наталья Самолаева
Ольга 
Дарья, На тот момент сынуле было год и восемь месяцев.Он не отзывался на свое имя, часто плакал, плохо спал, ни кого не слушался, делал то что хочет.Вот с тех пор и лечим его… Сейчас откликается на свое имя, стал усидчивей, выполняет простые задачи, спит ночами.Но пока не говорит, показывает жестами что ему нужно.Встретила хорошего детского нейрохирурга и сейчас лечимся и наблюдаемся у нее.