Сегодня у нас в гостях Татьяна — педагогом по раннему развитию в детском центре и по совместительству мама маленькой дочки Анечки
Татьяна, вы мама прекрасной малышки, с какого возраста вы начали с ней в развивающие игры.
Я начала играть с дочкой в развивающие игры ровно с того момента, когда вообще начали играть. А именно, с рождения! Я сейчас не лукавлю, ибо считаю, что для новорожденного крохи, который только-только начинает познавать мир, все ново. Любые действия, любые предметы являются для него развивающими. Поэтому, даже самые первые игры (потешки, прибаутки, щекоталки, массажики, демонстрация предметов, тактильные игры, пальчиковые игры и пр.) тоже развивают ребенка.
Какие игры вы бы посоветовали для малышей?
Я убедилась (за время работы с детьми), что каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп развития. Один ребенок может уметь то, что не под силу второму, который старше его, предположим, на пол года. Кто-то превосходно ползает в шесть месяцев, кто-то еле осваивает данный навык к десяти, а кто-то и вовсе не ползает, а сразу ходит. Дети одного возраста могут значительно отличаться друг от друга своими возможностями.Конечно, существуют среднестатистические нормы возрастного развития детей. Но, главным критерием в подборе игр для ребенка лично я считаю не его возраст, а его возможности. Поэтому, с Вашего позволения, я воздержусь от рекомендаций конкретных игр для конкретного возраста. Я просто напишу то, во что с 6 месяцев мы играли с Анютой.
В основном, у нас были подвижные игры (стимуляция ползания), игры на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, игры на тренировку восприятия речи и звуков, а так же игры на изучение свойств предметов. Что же мы делали:
— доползали до яркой или звучащей игрушки, до укатившегося шарика
— проползали в туннеле ( мы использовали как покупной, так и самодельный из коробок и стульев)
— занимались на фитболе
— слушали музыку, стихи, сказки
— играли в пальчиковые игры
— играли в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и т.д.
— рвали салфетки, вату
— листали картонные книги с картинками
— мяли тесто
— учились брать пальчиками мелкие предметы
— покоряли «просторы» сенсорных коробочек ( ковырялись в крупах, песке, материалах, разных по фактуре, цвету и т.д.)
— ощупывали различные предметы, знакомились с их свойствами: теплый/холодный, сухой/мокрый, мягкий/твердый, гладкий/шершавый....
— играли во все шуршащее, звенящее, гремящее
— отстукивали ритмические рисунки
— рисовали
К последнему пункту некоторые могут отнестись скептически, поэтому, остановлюсь на нем подробней. Да, рисовать, а точнее калякать мы начали, действительно с шести месяцев. Первым нашим «холстом» был поднос, а «красками» — манная крупа. Сначала мы вместе (рука в руке), возили пальчиками по белой манке на черном подносе, потом дочка сама справлялась. Получались незамысловатые узоры. Анюте нравились новые ощущения. В этом же возрасте произошло наше первое знакомство с пальчиковыми красками. Правда, Анюта, как и любой ребенок, стремилась опробовать краски на вкус, в связи с этим, некоторое время пальчиковыми красками нам служили фруктовые и овощные пюре. Мы размазывали их на блюде и ели, размазывали и ели :) Палитра, мягко говоря, не особо богатая — оранжевый ( морковь и тыква) и болотный (брокколи), зато, съедобная. Тогда же мы впервые попробовали смешивать краску в файле.
Ну а несколькими месяцами позже стали играть в прищепки ( снимали их с картона), строить башню из кубиков, собирать пирамидку, матрешку, нанизывать на веревку крупные бусины, отщипывать пластилин, придавливать его на бумагу, дуть в дудочку, стучать по барабану, ксилофону, сортировать предметы, пересыпать и переливать из одной емкости в другую, собирать пазлы из двух деталей, катать мячи, машинки.
А какие игры со своей дочкой вы любите больше всего?
В арсенал наших игр с дочкой на данный момент входят игры, направленные на развитие мелкой моторики, на развитие речи и обогащение словарного запаса, на знакомство с окружающим миром, на музыкальное и, конечно же, физическое развитие. Что же касается любимых, то фаворитами для Анюты сейчас являются предметно-действенные игры. Ей очень нравится что-то открывать/закрывать, отклеивать/приклеивать, расстегивать/застегивать, пересыпать, переливать, просеивать, нанизывать и пр. Поэтому, особой популярностью у нас пользуются сенсорные коробочки, тренажеры типа «Одеваюсь сама», различные сортеры, конструкторы и наша любимая доска с замочками, липучками, магнитами.
Но, больше всего мы любим рисовать (стандартными и нестандартными способами) и лепить
Необычное рисование:
Идеи приходят спонтанно или же заранее придумываете сценарий и план, стараетесь включить развивающие моменты в игру?
По роду своей профессии, я привыкла к структурированным «заготовочкам» для игр. Но с детьми сложно играть по плану. Зачастую приходится подстраиваться под настроение и желание ребенка. В соответствии с этим, в ходе игры рождаются новые ее вариации и спонтанные идеи. Тут воплощение некоторых спонтанных идей:
- Крышки от баночек с детским питанием ( игры и применение в быту)
- Мусор или учебное пособие?
- Ребенку быстро надоедают игрушки? Тогда пост для вас:)
- Идеи игр с использованием соленого теста
- Чем занять ребенка (продолжение про опилки)
Включаю ли я развивающие моменты в игру? Если честно, я не знаю ни одной игры, которая не носила бы развивающий характер. Будь это физическое, эмоциональное, эстетическое развитие, или развитие познавательных процессов, развитие творческих способностей, развитие бытовых навыков и навыков общения и т.д. Любая игра, на мой взгляд, хоть что-то, но развивает.
В чем заключается ваша методика развития малышей?
Моя «мамская» методика заключается во всестороннем развитии ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей и, конечно же, интересов и желаний. Я стараюсь заниматься с дочкой тем, что ей нравится, что она выберет сама. Поэтому, в свободном доступе у Анюты не только игрушки, но и различные дидактические пособия, книги, материалы для творчества. Если в нескольких словах, то это звучит примерно так: «Подготовь ребенку благоприятную среду для развития, а он возьмет все сам». Предположим, Анюта захотела порисовать, она может спокойно подойти и с делать это, не дожидаясь, пока я ей предложу. Карандаши и бумага всегда есть на ее столике ( а краски, мелки, фломастеры и все остальные атрибуты я достаю ей, когда вижу явную неудовлетворенность карандашами)
Ваши пожелания всем родителям, которые играют и развивают своих деток.
Родителям я желаю продолжать в том же духе. Пусть им всегда хватает сил, терпения, вдохновения и мудрости заниматься со своими детками! А вообще, всем мамам я желаю, как можно чаще, видеть улыбки на детских лицах. Если ребенок улыбается, значит он здоров, сыт и весел. Поэтому, ПУСТЬ ДЕТИ УЛЫБАЮТСЯ!
какие вы умницы с дочкой)
Отлично) Как всегда, беру ваши посты на вооружение!