О воспитании через сказки и истории

В возрасте от 3 до 5 всё воспитание, в основном, происходит через сказки и истории. Есть такая замечательная практика «Жила была девочка, похожая на тебя». Ну, или же «Был мальчик, похожий на тебя». И описываете всё об этой девочке или об этом мальчике один в один, как он: волосы, глаза… Но не переигрывайте. Ребёнок должен почувствовать, что это какой-то реальный персонаж. И имя должно быть очень похоже на его имя. В этом возрасте у ребёнка огромное эго. И оно совершенно не выносит прямых замечаний и наставлений. Поэтому все наставления и замечания мы делаем в истории вот с этим вымышленными мальчиком или девочкой.

Мы рассказываем историю (обязательно с интонацией), как была какая-то трудность, и вот этот мальчик то-то и то-то, и в один прекрасный день произошло то-то и то-то. Всё время поддерживаете интерес ребёнка к этой истории: «А что было дальше, я тебе потом расскажу». И в итоге рассказываете какой-то выход из сложившейся ситуации. Чтобы для него это было уроком. Чтобы он смог принять этот выход. Но никогда не говорите: «Ну? И как ты теперь поступишь в нашей ситуации?». Это оттолкнёт ребёнка. Имейте в виду, что вообще притчи и метафоры не расшифровываются.

Таких сказок вам нужно будет рассказать великое множество. Для того, чтобы ребёнок был послушным. Сделайте так, чтобы перед сном у вас была возможность с ним общаться как минимум полчаса, чтобы вы ему рассказывали всё интересное. Чем больше вы будете ему рассказывать, тем более послушным он будет. Если у вас ребёнок не послушный, значит вы ему мало рассказываете интересного. Значит в ваших устах слово «нельзя» звучит гораздо чаще, чем «можно». В этом возрасте пока невозможно прибегать к логике или совести ребёнка, это пока недоступно. Поэтому вы просто рассказываете всякие истории. И нужно позаботиться о том, чтобы это ребёнку было интересно. Не всем современным детям нравится образ, к примеру, дюймовочки. Мы вынуждены считаться, что там должен быть какой-нибудь человек-паук или ниндзя какой-то. Старые советские мультики им кажутся слишком замедленными. То есть их ритм жизни быстрее. Кстати говоря, мультипликаторам это нужно учитывать. То есть, если раньше мы могли смотреть спокойно, как Алёнушка пошла, и шла, и шла, и шла, и шла, и шла…[Смеется] Сейчас современные дети будут переключать на другой канал.

Что касается обычных классических сказок, то многие из них читать вредно. Я бы всё-таки посоветовала лучше придумывать сказки. У меня есть реальный опыт, мой ребёнок очень сильно боялся грозы в этом возрасте, до такой степени, что у меня истерика начиналась. Потому что он каждый раз, как только случалась гроза, забивался под стол и кричал: «Гром, гром, молния, молния! Гром, гром, молния, молния!» И я придумала ему сказку. Значит, жили-были дядюшка Гром, тётушка Громила и их сыночек Громишка. И этот Громишка страшно боялся громыхать. Как только папа Гром выходил громыхать, Громишка забивался, боялся и кричал: «Ой! Гром, гром!» Папе очень неудобно было, он хотел передать по наследству дар свой, а передавать было некому, потому что его сын в категорической форме вообще не хотел. И тут папа сказал Громишке: «Иди, послушай, спроси у дядюшки Ветра, спроси у тётушки Молнии, у тётушки Зарницы, зачем Гром громыхает». И Громишка пошёл путешествовать и расспрашивал у них всех. И они ему все рассказывали о пользе дождя, о том, как трава растёт, как всё это полезно и так далее. И когда он это всё постиг, он пришёл и сказал: «Хорошо, папа, я буду громыхать». И в это время, значит, гроза очередная. Я думаю: «Ну, всё. Испытание». И тут, значит, я говорю: «Смотри, смотри. Гром сейчас будет, сейчас…» И он вылетел на балкон и закричал: «Громишка, не бойся, громыхай!» Он ему так помогал изо всех сил! Он такой счастливый был, когда гром грянул: «Урра! Громишка, громыхай!». То есть его страх переместился в Громишку. И он до сих пор эту помнит сказку и говорит: «Мама, тебе обязательно надо про этого Громишку написать, чтобы всем другим детям была эта сказка, потому что, наверное, не я же один боялся грома».

Павильно написанная адресная сказка имеет особый терапевтический эффект. Кстати сказать, вы можете прочитать книгу Дмитрия Соколова «Сказкотерапия». И у него есть даже книга о том, как эти сказки писать.

М. Таргакова


Анна
Анна
Челябинск
33831
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мама
Мама
Спасибо, особенно про гром актуально
Пожаловаться
ТатьянКА
ТатьянКА
Нижний Тагил
Пригодится 
Пожаловаться
Любовь
Любовь
Злата
10 лет
Коломна

хорошая статья