*Спи, моя радость, усни!
Детский сон – одна из самых волнительных для родителей тем. Особенно если речь идет о детях до года. В иную бессонную ночь родители невольно задумаются о волшебном способе, который бы научил ребёнка засыпать. Но младенцы не спешат прислушиваться к различным ноу-хау по обучению сну – они хотят спать по своему усмотрению. Некоторые из них никак не желают «учиться засыпать правильно» – а, напротив, активно протестуют против переселения в отдельную кровать. Что это: капризы или жизненная необходимость?
Прежде всего, нужно понимать, что для младенцев очень важен ритуал отхода ко сну, причем зачастую ребенок вырабатывает его сам, «требуя» от родителей определённых условий: укачивание на руках, грудь, присутствие мамы рядом. Так же формируется рисунок сна в определенных условиях, он называется «стереотипия сна» – стойкая психологическая привычка ощущать себя в совершенно конкретных условиях, касающихся сна. Вырабатывая привычку спать определённым образом, ребёнок ищет максимально комфортные условия, влияющие на его ощущение безопасности, этот поиск комфорта сна – его природная потребность. Естественно, что он ищет для себя те условия, в которых ему наиболее удобно. Многие родители знают, что на руках и в постели с мамой ребёнок проще засыпает и крепче спит. Это обусловлено тем, что младенец ещё не способен существовать отдельно: «быть поближе к маме» – самый древний механизм выживания.
Но проблема не только в комфорте.
Раздельный сон может быть связан с риском для детей:
– после родовой травмы (например, после гипоксии-ишемии);
– с повышенным внутричерепным давлением;
– с повышенной тревожностью, связанной с «гипоталамическим синдромом».
Поскольку младенец – существо беспомощное, природа снабдила его не только инстинктом обезопасить себя, но и механизмом выживания, который подаёт сигналы об опасности. Ведь, когда мама всю ночь рядом,– она скорее заметит, если что-то с ребенком «не так». Известно так же, что присутствие матери влияет на сердечную деятельность младенцев, особенно во сне: температура её тела, её дыхание способно, по данным исследований, регулировать сердечную деятельность. Дезорганизация сердечного ритма во время сна является распространенной причиной Синдрома Внезапной Младенческой Смертности. С 2005 года ЮНИСЕФ внесли «совместный сон» с ребёнком в перечень пунктов профилактики СВМС.
Такие дети, как правило, имеют тенденцию к нарушению циркадных ритмов (ритмов сна и бодрствования). Но попытка «приучить» к режиму, «наладить сон» в этих случаях может привести к неприятным последствиям. Прежде всего, это дополнительный стресс для ребенка. Детям с нарушением циркадных ритмов сна, у которых степень возбуждения во время бодрствования создаёт такую степень мозговой активности, которая достигает пика в фазах парадоксального сна НЕ ПОМОЖЕТ приучение ко сну. Помочь им может: правильный уход, тесный контакт с матерью, налаживание режима БОДРОСТВОВАНИЯ, но не сна. Именно от нарушений циклов бодрствования зависят проблемы с ритмами сна, а не наоборот. Патология ночных снов обусловлена прежде всего патологическими явлениями во время бодрствования – депривациями, недостаточным эмоциональным контактом, неправильным уходом. Тогда ребёнок ночью переживает то, что давило на него, расстраивало и вносило дискомфорт в течение дня.
Безопасный совместный сон:
• на большой кровати, или с приставленной детской кроваткой (иногда всё, что нужно, это просто действительно большая кровать)
• на кровати, у которой нет щелей между краем и стеной
• на кровати с твёрдым матрасом (на водяном матрасе НЕЛЬЗЯ спать с ребёнком)
• ребенка не нужно одевать слишком тепло
• ребенок должен спать под отдельным одеялом
• не рекомендуется класть ребёнка на взрослую подушку (ребёнок может спать на локтевом сгибе или на уровни груди)
• мать не должна находится под воздействием лекарственных препаратов коррекции сна или угнетающих концентрацию внимания
• нельзя спать вместе с ребенком, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Среди большого количества советов по уходу за ребёнком, касающихся приучения ко сну, встречаются такие, в которых причину плохого сна объясняют «неправильной ассоциацией сна», предлагая приучать ребёнка спать с рождения одному, чтобы «научить» его сразу определённому сценарию засыпания. На мой взгляд, ставить такие эксперименты просто опасно. Далеко не все проблемы со здоровьем у младенца можно диагностировать сразу после родов и в раннем младенчестве. И вот родители часто принимают этот протест за капризы, а на самом деле – это программа выживания. Во многих случаях возможность протестовать против разлуки с матерью, (а для младенца даже в одной комнате далеко от материнского тела – это разлука) – это не только желание контакта, дискомфорт от одиночества, но и возможность подать сигнал о проблеме.
При этом врачи, ратующие за раздельный сон, сами признают, что «…строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, просто такое поведение превращается в еженощный кошмар». Проще говоря: приучение ко сну нужно не ребёнку, а родителям. Тогда почему ребенка НАДО приучать спать отдельно? Ведь, это странная цель – победить грудничка, рискуя при этом пропустить реальные проблемы со здоровьем. При этом ребенок просит всего лишь внимания, тепла, нежности и заботы, а иногда – привлекает внимание к тому, чтобы родители были на чеку и не оставляли его в опасности. А всех кошмаров можно избежать, просто прислушиваясь к его интересам и нуждам. Особенно неактуально выглядят советы по приучению ребенка к «своей кроватке» во время грудного вскармливания: ведь, совместный сон – это естественная стимуляция лактации, чем ближе мама с ребенком друг к другу, в том числе, и ночью – тем проще организму выработать необходимое количество молока, маме кормить, а ребенку сосать.
Но самое, на мой взгляд, опасное – это, когда маленького ребенка (до года), который уже привык спать с мамой, вдруг решают «отселить» в отдельную кровать. Это в прямом смысле попытка сломать ту стереотипию сна, к которой ребёнок уже полностью привык. Такой перелом чреват для ребенка разнообразными проблемами, дети, которые прошли через «переучивание», могут иметь склонность к развитию психопатологических проявлений соматизированной депрессии, которая будет проявляться расстройством пищевого поведения, тяжёлыми кризисами, многочисленными поведенческими проблемами. Иногда среди советов по укладыванию встречаются предложение приучить ребенка засыпать с мягкой игрушкой вместо мамы, (некоторые мамы даже носят игрушку на себе, чтобы она пропахла мамой). У такого «советчиков» хочется, конечно, спросить, а согласился бы он засыпать с игрушкой вместо жены? Не говоря уж о том, что согласно рекомендациям ВОЗ младенца нельзя оставлять в кроватке с мягкими игрушками и подобными посторонними предметами (эта рекомендация так же относится к профилактики СВМС).
Это нормально если:
• ребёнок на грудном вскармливании просыпается чаще, чем «искусственник»;
• ребёнок «не отпускает» родителей от себя (чуткость во сне обусловлена «поверхностной» фазой сна, в которую дети «выходят» из глубокой фазы неравномерно, часто как бы засыпая не до конца или не до конца просыпаясь);
• ребёнок на грудном вскармливании засыпает только с грудью во рту.
Если желание спать вместе с мамой – не патология и не нарушение сна, если любой ребенок «по умолчанию» предпочитает вкусную грудь и уютный бочок отдельной кроватке, то для чего его обучать такому режиму засыпания и указывать иное место для сна, чем в родительской кровати, в которой комфортно и безопасно? Ведь, сложно представить себе хоть одно млекопитающее, которое бы несло своих детёнышей спать куда-то подальше от себя. Тогда откуда взялись все эти рекомендации по приучению к отдельному сну? Лично я думаю, что корни этих убеждений уходят далеко в начало становления медицины, в эпоху земских врачей, которые периодически наблюдали как подвыпившие, уставшие после полевых работ, тучные крестьянские женщины придавливали собственных детей. Именно о риске «заспать» чаще всего говорят противники совместного сна. Если вы хронический алкоголик, и весу вас больше 120 кг – вам, действительно, есть чего опасаться. А ведь именно о таких женщинах идёт речь в статистике травмирования детей во время сна с родителями. В случае же со здоровой физически и психически женщиной риск такой травмы фактически сводится к нулю. Это отмечают многие мамы, утверждающие, что их «богатырский сон» бесследно пропал с рождением ребенка. Наоборот, мать младенца, как правило, просыпается от «каждого шороха» и чувствует все, что происходит с ее ребенком во сне. К тому же безопасный совместный сон можно и нужно организовывать.
Необходимо помнить, что многие неврологические проблемы у детей младенческого возраста не так-то просто диагностируются и, решив «приучать» ребенка к отдельному сну, можно усугубить уже существующие проблемы. С такой тонкой вещью как сон не стоит устраивать экспериментов – их последствия могут оказать влияние на развитие ребенка, его отношение с родителями, нарушить тесную психоэмоциональную связь матери и ребенка, или вовсе обернуться трагедией.