О ВИДЕНИИ ГРЕХОВ, духовное зрение или взгляд в себя, зачем нам видеть грехи?
«Господи, Царю, дай ми зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего» — последние слова молитвы Святого Ефрема Сирина. Странную просьбу обращает Богу Святой Ефрем. Оно тебе надо, видеть твои грехи? Ну дай мне здоровья, это понятно, денег дай, дай ребенка, дай мужа — это понятно. «Дай мне зрети мои прегрешения», зачем? Чтоб не гордиться, чтоб никого не осуждать. Неосуждение- оно ведь без труда спасение. Не суди никого, и Бог тебя не осудит.
Бывали примеры в истории Церкви, когда люди, не обладавшие никакими добродетелями, мужеством, горячей молитвой, просто воспитывали в себе неосуждение, приходили на Суд и находили великую милость. Господь говорит: «Я тебя не сужу ни в чем». Это удивительный дар — никого не осуждать. И все, ты прощен, не нужно на коленях стоять всю ночь, не нужно изнурять себя до язвы желудка постом, ты не суди никого. А как? Я же вижу, что вот этот болтун, а тот жене изменяет, этот пьяница, а тот лентяй, я же все это вижу. У меня же глаз работает наружу, а не внутрь. Вот это и есть мой грех.
Поверни глаза зрачками в душу. Так это, оказывается, я вижу вообще вокруг только то, что есть во мне. Так что, если вы видите в людях что-то злое, это точно есть у вас. Есть великие святые, которые от великой благости забывали, что зло есть в мире. Они видели всех, как ангелов. Все лучше меня, я хуже всех, и греха нет в мире. В таком состоянии многие святые пребывали. А мы нет, у нас кругом картина мира ужасная, мы всех осуждаем. Если ты осуждаешь начальство, значит ты сам хочешь порулить, на этом строится все революции. Если ты осуждаешь богатых, значит ты сребролюбец. Ты просто завистник, ты не правдолюбец, а сребролюбец. Ты просто мелко завидуешь, но ты пока еще себе в этом не признался. Если бы ты хоть раз бы вспомнил том, что богатые тоже болеют и умрут, нечему завидовать, им еще хуже живется, чем простому человеку. Просто вы этого не знаете и знать не хотите, потому что завидуете, потому что осуждаете. И это осуждение заворачиваете в обертку правдолюбства мнимого.
Когда ты видишь свои грехи, то ты перестаешь замечать грехи окружающих, тебе они абсолютно неинтересны. Неважно, кто, как, с кем и почему согрешил. Ты видишь себя грешником и совершенно не хочешь видеть грешниками людей, тебе это неинтересно. Тебе противно это, отвратительно замечать чужие грехи, ты их не видишь. Тебе неинтересно искать грязь в человеке. Если бы мы не занимались этим, мы бы жили в раю, а так мы неизвестно еще, где будем. Потому что мы совершенно не хотим видеть свои грехи и плакать о них перед Богом.
Протоиерей Андрей Ткачев
Светлана, у нас есть хороший батюшка в храме, но мне как то неловко его все время грузить своими проблемами, хотя надо разговаривать, а то совсем впаду в уныние… я тоже учусь!
и мы будем надеяться, что наши любимые девочки-модераторы найдут выход, чтобы сохранить сообщество и участников, а также тех, кому это интересно и нужно, на другом портале, ресурсе, или ка кто еще, дай Бог!
классная статья!!
Научиться бы безоценочному отношению к людям и поступкам...
я всю жизнь была человеком не завистливым. правда, долгие годы жила с незнанием этого чувства. но вот в последние года два стала замечать за собой это качество. я привыкла в себе копаться. и вот до чего докопалась: когда у я реально понимала, что все от меня зависит. и вот я реально всегда понимала, почему тот или иной человек имеет что-то, что я не имею (не обязательно в мат. плане, это могут быть и не материальные ценности). а вот когда я оказалась в полной зависимости от обстоятельств, мужа, скверов, детских потребностей и прожила так достаточно долго. когда практически все свои потребности и уж точно все желания мне пришлось засунуть в з-цу и так прожила года полтора я стала замечать за собой это скверное чувство. сейчас, когда мне Бог дал возможность восстановится — год спокойной жизни без бессонных ночей, вызовов скорой, строжайших диет это чувство стало посещать меня все реже. Так что, не так все просто, как в статье написано.
Думаю, что такой разновидности зависти- когда кто-то может себе что-то позволить(по складу характера, состоянию здоровья, энергичности и т.д.) у меня нет)
А ситуация у меня была точно такая же, как ты пишешь: не просто отсутствие денег, но еще и отсутствие магазина, поликлиники и возможности туда самостоятельно доехать. Вследствие чего муж был (т.е. ощущал себя) чуть ли не всемогущим, я должна была к нему идти с любой просьбой...
Марина, прости что я разоткровенничалась… но хочется завершить разговор не просто прервав его. я вот написала тебе и подумала. я вспомнила, в какой момент это чувство у меня появилось! когда я стала ощущать осуждение со всех сторон и непонимание: так жить нельзя, невозможно; ты стала неинтересна, ты стала плохо выглядеть… вот тогда и стали появляться мысли: да, конечно ты можешь себе позволить съездить к парикмахеру — к тебе каждый день мама приходит и весь день до вечера тебе помогает. Или: да, ты можешь взять ребенка и поехать на маршрутке в город искать рамочки для картинок: ты не разу не лежала с ребенком в больнице, тебе не приходилось по ночам скорую вызывать и тебе не страшно что ребенок может заболеть. у вас за ваши 3 года ничего страшнее сопель не было. А я не могу, мне страшно! каждая болезнь это куча проблем и я не могу их забыть. т.е. это как бы была защитная реакция такая у меня: с одной стороны я и сама понимаю, что так жить не совсем правильно, а с другой я не могу начать жить по другому! Что это? гордыня? самооправдание? «нет, я не плохая, я просто попала в сложные обстоятельства».
Меня тоже многие поучали так же…
супер!!!!!
Все видео о.Андрея посмотрела на молитву Ефрема Сирина, очень полезные его ответы и пояснения! Спасибо, Марина!
Я вот про любоначалие и про «даруй ми зрети моя прегрешения» решила здесь выложить)