Что такое заказная записка
В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение. Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное “Господи, помилуй!”
Диакон призывает: “Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!”
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: “Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…”
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей “во Христе братии нашей”, о властях и воинстве… Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – “диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших”. Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.
Источник:
ой, а я всегда думала, что плодоносящие — это беременные
о как! не догадалась бы
У нас нет записок простых, заказных, так же как и цен на них… Все на пожертвование, читает батюшка: записки о здравии и об упокоении, читают их на проскомидии, на ектении, потом они уходят на молебен.
у нас в храме разница только в том что за заказные частичка на проскомидии вынимается за каждое имя отдельно, а при простых — за записку целиком
У нас практически повсеместно такая практика: обычная записка- за первое имя вынимают частичку или не вынимают вообще (их просто прочитывает алтарник (!) во время того, как священник совершает проскомидию. Заказная записка=проскомидия. В некоторых храмах могут упомянуть эти имена на ектении, но сильно надеяться на это не следует. Если человек хочет «чтобы непременно вслух, т.е.на ектении, то он должен был заказать так наз. Литургию „на всякое прошение “ (о путешествующих, болящих и проч.) Имя упомянут 1 раз, молебны и панихиды людям следует подавать отдельно.
Есть еще такая вещь, „Царская литургия“. Сколько ни билась, не могла добиться внятного объяснения, что это вообще такое. За ящиками говорили всякое, дескать это служится несколько раз в год (не при этом не является литургией Василия Великого, хм), это, мол, та литургия, где уж так поминают, как нигде не поминают… а что за чин-то… вот, в Задонске просветили недавно, что у них царской называется обычная заказная литургия! Проскомидия + поминание гласно. По мне так это насаждение язычества, увы.
К счастью у нас в небольшом приходе священник каждую записку и вынимает, и вычитывает, и на ектении произносит, да ещеи на молебен и панихиду оставляет. Но это чисто его добрая воля.
мужу (алтарнику) статью показала- так он удивился что где-то так бывает. если меркантильно — то это недополучение денежки, увы… а доход в основном с этих треб и получается
Опять же в разных храмах и монастырях свой набор треб и своя стоимость. По возможностям.
спасибо за познавательную статью.
спасибо Наташенька за твой труд...