Заказная записка

Что такое заказная записка

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.

Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение. Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное “Господи, помилуй!”

Диакон призывает: “Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!”
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: “Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…”
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей “во Христе братии нашей”, о властях и воинстве… Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.

В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – “диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших”. Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

Источник:


Наталия
131030
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Даша

ой, а я всегда думала, что плодоносящие — это беременные

Пожаловаться
Наталия
Даша 
беременные- непраздные
Пожаловаться
Даша
Наталия 

о как! не догадалась бы

Пожаловаться
МамаОбезьяноК

У нас нет записок простых, заказных, так же как и цен на них… Все на пожертвование, читает батюшка: записки о здравии и об упокоении, читают их на проскомидии, на ектении, потом они уходят на молебен.

Пожаловаться
МамаОбезьяноК
или панихиду.
Пожаловаться
Наталия
МамаОбезьяноК 
здорово! Так в сущности и должно быть. Но тогда наш и без того бедный приход не выживет просто- достаточно посмотреть скольколюди обычно жертвуют- копейки. В монастырях белорусских на требы ценники, но простые проскомидии как правило добровольное пожертвование- сколько считаешь нужным. У нас в храме заказывают только проскомидию либо молебен-панихиду, которые по сути являются вот этими заказными записками- проскомидия+ектения+ молебен-панихида. А вот мне например, как постоянной прихожанке, к тому же работала на разных послушаниях несколько лет до декрета, на похоронах свекрови цену наполовину снизили за отпевание, а Варвару мою так вообще бесплатно покрестили. Ну и если скажешь, что нет денег- бесплатно помолятся. В декрете со средним так бесплатно соборование для меня батюшка совершил- просто совсем не было денег, и я попросила потом заплатить- сказал, чтобы бесплатно меня записали совсем.
Пожаловаться
МамаОбезьяноК
Наталия 
У нас приход крошечный… Хоть и Москва новая, но на отшибе… А в нескольких км большой храм и кладбище. Смысл к нам ехать?! Покойники не доезжают, а горожане в большой красивый храм едут…
Пожаловаться
МамаОбезьяноК
Поэтому муж все успевает…
Пожаловаться
Наталия
МамаОбезьяноК 
да, милостью Божией всё возможно. Хорошо бы от этого хрущёвского установления уйти- но тут уже не от нас зависит. Воля многих должна быть. Увы- жизнь есть жизнь, и в ней далеко не всё, как дОлжно
Пожаловаться
ВалюхаБудько
Вот об этих заказных записках не знала ничего )) Спасибо!
Пожаловаться
Наталия
ВалюхаБудько 
во славу Божию!
Пожаловаться
Lika
Спасибо большое!А то все стеснялась спросить, в чем разница.
Пожаловаться
Наталия
Lika 
во славу Божию!
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
Пожаловаться
Надежда
Пожаловаться
Наталия
Надежда 
Пожаловаться
Мэриям
Наталь, скажи, я вот хочу благодарственную заказать матроне, это как называется? Это можно сделать? И Как? После родов хочу.
Пожаловаться
Наталия
Мэриям 
так и пишется- благодарственный молебен о здравии и перечисляются имена
Пожаловаться
Мэриям
Наталия 
А имена в смысле какие? Я благодарственную матроне имею ввиду, или свои именя при этом тоже надо писать?
Пожаловаться
Наталия
Мэриям 
имена тех, о ком ты хочешь, чтобы молились- своё, детей, родителей… В родительном падеже. Например, благодарственный молебен о здравии р Б Марии со чадом (новорожденный, которого не успели покрестить, упоминается так, вместе с мамой), Андрея, Иоанна, Татианы…
Пожаловаться
Мэриям
Наталия 
Ага! Поняла! Спасибо, Наталь!
Пожаловаться
Наталия
Мэриям 
Пожаловаться
Ирина
Очень познавательно, спасибо!
Пожаловаться
Наталия
Ирина 
во славу Божию!
Пожаловаться
Аннушка
Пожаловаться
Наталия
Аннушка 
Пожаловаться
ЯтолькоЯ
Наташа, спасибо большое за твои посты!

Пожаловаться
Наталия
ЯтолькоЯ 
во славу Божию!
Пожаловаться
Счастье Рядом

у нас в храме разница только в том что за заказные частичка на проскомидии вынимается за каждое имя отдельно, а при простых — за записку целиком

Пожаловаться
Наталия
Счастье Рядом 
впервые о таком слышу. Наш батюшка неоднократно говорил, чтобы никто не сомневался- вынимается частичка за каждое имя
Пожаловаться
Наталия 
К сожалению, я тоже впервые слышу о том, что заказные записки потом отправляются на панихиду.

У нас практически повсеместно такая практика: обычная записка- за первое имя вынимают частичку или не вынимают вообще (их просто прочитывает алтарник (!) во время того, как священник совершает проскомидию. Заказная записка=проскомидия. В некоторых храмах могут упомянуть эти имена на ектении, но сильно надеяться на это не следует. Если человек хочет «чтобы непременно вслух, т.е.на ектении, то он должен был заказать так наз. Литургию „на всякое прошение “ (о путешествующих, болящих и проч.) Имя упомянут 1 раз, молебны и панихиды людям следует подавать отдельно.

Есть еще такая вещь, „Царская литургия“. Сколько ни билась, не могла добиться внятного объяснения, что это вообще такое. За ящиками говорили всякое, дескать это служится несколько раз в год (не при этом не является литургией Василия Великого, хм), это, мол, та литургия, где уж так поминают, как нигде не поминают… а что за чин-то… вот, в Задонске просветили недавно, что у них царской называется обычная заказная литургия! Проскомидия + поминание гласно. По мне так это насаждение язычества, увы.

К счастью у нас в небольшом приходе священник каждую записку и вынимает, и вычитывает, и на ектении произносит, да ещеи на молебен и панихиду оставляет. Но это чисто его добрая воля.

Пожаловаться
Счастье Рядом
МаммиТролль 
вот, у нас тоже на ектиньях — это отдельные прошения. панихида — отдельно.

мужу (алтарнику) статью показала- так он удивился что где-то так бывает. если меркантильно — то это недополучение денежки, увы… а доход в основном с этих треб и получается

Пожаловаться
Счастье Рядом 
Где как, видимо. У нас священник так рассудил, что ему важнее людей привлечь, поэтому всё вместе совершает за любую записку, оплаченную, как обычную. Потому что постоянных прихожан 4 семьи. И так жесткие условия от епархии, чтобы записка простая стоила «не менее, чем ». Но я пока таких приходов больше не знаю в нашем городе. Понятно, что храмам выживать надо, но когда народ рядом бедный, который тоже выживает, ищем компромисс.
Пожаловаться
Счастье Рядом
МаммиТролль 
у нас приход содержит гимназию и садик, это не считая клира в 7 священников, дьякона и 2 пономарей, клироса, верхнего хора и других работников… так что любая копеечка важна…
Пожаловаться
Счастье Рядом 
Очень понимаю, т.к. у нас приход даже воскресную школу еле тянет, каждый праздник превращается в проблему где взять денег, т.к. родители со скорбными лицами хотят всё получать бесплатно. Да еще и сельских детей настоятель приглашает на детские праздники, а там родители считают, что приход им обязан по высшему разряду праздники за так устраивать. Если хороших благодетелей у прихода нет, то на одних требах не выжить(((
Пожаловаться
Сельских детей имею в виду тех, чьи родители не ходят храм и даже не заходят. Может, дети будут ходить, вспоминая позитивные какие-то моменты как разс праздников детских
Пожаловаться
Счастье Рядом
МаммиТролль 
это да((( многие считают что церковь все должна давать бесплатно… ((( у нас вот садик наш стоит 5800 (2500 питание + 3300 содержание). при условии что частный детский сад в городе 15-18 тысяч, получается что почти 10 за каждого ребенка платит приход… в гимназии примерно та же ситуации…
Пожаловаться
Наталия
Счастье Рядом 
да, многое в деньги упирается. У нас просто приняты не все виды треб, а реально выполнимые для наших двух свщенников. Поэтому конкретно в нашем храме мы заказываем либо проскомидию, и она за каждое имя вынимается, либо довольно дорогой молебен, и ещё дороже панихида, но они равны вот такой заказной записке- проскомидия+ поминание на престоле+ поминание на молебне или панихиде. Панихида как правило дороже по простым мотивам- люди приходят и заказывают как правило те, что в жизни только на отпевание и панихиду и приходят. Молебны- постоянные прихожане. А постоянные прихожане ещё практикуют заказ молебна-панихиды вскладчину, и пишут общую записку сразу от нескольких. Я заказываю в монастырях- там в разы дешевле. Но непосредственно проскомидию очень часто и в нашем храме.

Опять же в разных храмах и монастырях свой набор треб и своя стоимость. По возможностям.

Пожаловаться
ВалюхаБудько
МаммиТролль 
Мамми Тролль, в каком храме у нас так? Очень интересно.
Пожаловаться
ВалюхаБудько 
Это пригород Воронежа, храм Александра Невского
Пожаловаться

Пожаловаться
Нинель

спасибо за познавательную статью.

Пожаловаться
Наталия
Нинель 
во славу Божию!
Пожаловаться
♥Виктория-позитив♥

спасибо Наташенька за твой труд...

Пожаловаться
Наталия
♥Виктория-позитив♥ 
во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Спаси Господи!
Пожаловаться
Наталия
Марина 
во славу Божию!
Показать ещё