Источник:

Протоиерей Андрей Ткачёв

Рождество. Оно приближается, и им пахнет воздух. Одинаковый воздух праздника, однако, для многих пахнет по-разному.

У одних в голове печеный гусь и праздничные распродажи, а у других (где вы, другие?) – темная пещера Рождества, уже напоминающая будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой. Гроб Христов – это такая же пещера, как и грот Его Рождества. Всю короткую земную жизнь Свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям.

Древняя Церковь праздновала Рождество и Крещение вместе. Так продолжалось долго, и никого не смущало, что исторически между двумя празднуемыми событиями лежит 30-летнее пространство. Они не были глупыми, христиане древности. Они просто подчеркивали этим способом празднования, что и там, и там, то есть и в Рождестве, и в Крещении, нам является Христос. Почему это важно?

Это важно потому, что Христос именно является, а не «становится». На этом месте придется зажечь фонарик и спуститься во мрак пещеры. Любая пещера темна, даже если это пещера Рождества.

Евреи считали и считают, что Мессией может стать любой потомок Израиля, если его изберет для этого Бог. Тогда (в случае избрания и призвания) должен явиться Илия и помазать на царство этого человека, который вместе с помазанием обретет силу и мудрость, необходимые для служения. Помазать так, как помазал Самуил Саула. Отсюда и голос из-под Креста: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

То есть по ветхим понятиям, Мессией человек именно «станет», а не родится им. Да, должны быть соблюдены и учтены многие формальности, связанные с чистотой крови, затем с воспитанием и так далее. Но главное – Мессией «нужно стать» и «нельзя родиться». Церковь же подтверждает год за годом свою веру в то, что Мессия родился уже Мессией, а не стал затем Им. «Явился еси днесь вселенной», – говорит Церковь о Богоявлении, потому что еретики именно так думали и думают, что Иисус «стал» Мессией после схождения на Него Святого Духа в виде голубя. А мы говорим, что не «стал», но «уже был», а ныне «явился», то есть проявил Свое внутреннее изначальное достоинство.

«Мария родила простого младенца. На которого сойдет затем Дух, и он станет Мессией», – так говорили еретики.

«От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из Назарета явится как Христос», – так говорит Церковь.

Мысль, как клинок, оттачивается и, как алмаз, огранивается. Иначе мысль удобосклонна ко лжи. И тогда, когда ты в ложь поползнулся, за твою участь в вечности никто не даст дохлой мухи. Прискорбно для многих, но – факт. Человек спасается не сентиментальностью чувств, а верой. Причем верой правой. Отсюда – ключ к пониманию той жестокой борьбы, которую столетиями вела Церковь за чистоту мысли, то есть за догматы.

Бездогматичная вера – это либо вера людей, не умеющих и не желающих думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри все перемешается».

Но отрезвимся антихристом. Христос ведь ко всем близок, поскольку всех любит. Но Он же и далек от всех, поскольку мы Ему не подобны и не любим святость и праведность более всего прочего, не ищем прежде всего Царствия Божия. Зато антихрист никого, кроме себя, любить не будет, но всем именно поэтому и близок. Он – сын лжи, а мы все в этой же самой лжи и запутались. Как же нам после этого не чувствовать внутреннего притяжения антихристового мироощущения?

Например, мы – сребролюбцы. Значит, рано или поздно нам захочется оправдать Иуду. Мы придумаем свои или повторим чужие байки (не одни же мы в истории мира сребролюбцы) про то, что Иуда не был виновен, но был посвящен в тайны и исполнял повеления свыше.

Или мы индифферентны к Истине. Тогда нам близок Пилат и его процеженное сквозь зубы: «Что есть истина?» Значит, и его оправдаем и наименуем посвященным в тайны. Дальше останется только сатану пожалеть, чем уже многие в истории занимались, неизменно плохо заканчивая свой жизненный путь. Внутреннее сочувствие лжи при отсутствии четкого понимания самых важных вещей духовного порядка – вот смесь, готовая в любое время вспыхнуть. А нам между тем говорят: «Верьте попроще. Не надо мудрствовать». Ой, не знаете вы, возлюбленные, какие драконы выползают из-под мнимой простоты.

То там, то здесь приходится слышать, что «антихрист уже родился». Говорится шепотом, но так убедительно, словно говорящий человек исполнял обязанности повитухи при антихристовых родах. Вот отсюда и «запляшем», отсюда, то есть, покажем необходимость догматической грамотности.

Как Христом нельзя стать, но можно лишь родиться, а затем явиться, так иантихристом нельзя родиться, а можно лишь стать и затем уже «явиться», обезьянничая по отношению к Первообразу. Тот, кого Бог назовет антихристом, а люди признают за всемирного царя, должен родиться простым человеком. Он будет человеком и только человеком. Никем более. Но затем, развивая в себе залоги лукавства и гордости, он достигнет равенства с бесами по части внутренней порочности. И это дело тайное, хитрое, скрытое от глаз. Это – «тайна беззакония», как говорит апостол Павел. Но родится этот человек как человек, а не как запрограммированный робот. Диавол не тинейджер, чтобы радоваться процессу управления бездушными механизмами. Ему венец творения подавай. Да еще по согласию этого самого венца творения. Тут его война с Творцом и им ожидаемые венцы.

Мы же, крещеные люди, сплошь и рядом говорим о Христе в категориях говорения об антихристе и – наоборот – об этом общем позоре человечества говорим в категориях, достойных Господа славы. Кто-то говорит, что Христос не родился уже Христом, а лишь впоследствии стал Им. А кто-то шепотом сообщает, что антихрист «уже родился», хотя учение о свободной воле и ненарушаемом достоинстве человека говорит о том, что антихристом родиться нельзя. Можно лишь стать им, превратиться в него. Вот и скажите мне после всего этого, что учиться догматам не должно и заострять мысль о изучении Писания не стоит. А я вам в ответ тогда скажу, что с подобным подходом Христа с антихристом перепутать можно будет легко и незаметно. К тому же, пророчества исполняются, стрелки тикают, время движется. Не ровен час, придется оказаться в ситуациях нежданных и негаданных. Весьма хотелось бы быть в то время похожим на дерево, растущее при потоках воды, а не на прах, поднимаемый ветром и разметаемый (См.: Пс. 1).

Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества тупо грустить или безвыходно напиваться. Вместо того чтобы становиться лучше, он будет становиться хуже: циничнее, наглее, неблагодарнее. Есть такое свойство у Христовых торжеств: они созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет, неизбежно станет хуже, чем был. Одним и тем же человек не способен оставаться.

Любой деликатес трава травой, когда нет ни веры, ни любви, ни чувства близости к душе любимого Господа. Иначе дело обстоит, если душа научена распознавать оттенки вкусов в смыслах библейских речений. Когда сама трапеза у человека – словесная и мысленная, составлена из молитв, гимнов и евангельских слов, а не только из разносолов, входящих во чрево и афедроном исходящих, – вот тогда и праздник настоящий.

Я – за настоящий праздник. Я – за ангельское пение, за коленопреклонение пастухов, за первую колыбельную Марии, за удивление Иосифа, за духовный смысл, сокрытый в подарках волхвов. Я – за веру Церкви и за саму Церковь, которую врата ада не одолеют. И значит, нужно «благовестить день от дня спасение Бога нашего» и кормить: одних – чистым словесным молоком нравственных учений, а других – твердой и взрослой пищей небесных догматов. Ненакормленные же духовной пищей люди – это (о, ужас!) всего лишь – трупы. Трупы, жующие рождественского гуся.


Наталия
12755
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Татьяна

Спасибо.

Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Пожаловаться
Даша

насчет антихриста не знала и не задумывалась, а автоматически думала, что он именно «родится», а не «станет». а теперь прочитала и поняла: родитьс яникак не может, что за предопределенность такая, тут свободный выбор. и очень страшно стало: неужели человек до того опустится, что станет настолько «наоборот» Христу?.. и в целом статья очень полезная, спасибо

Пожаловаться
Наталия
Даша 
во славу Божию! да, но читая о нём, задумываешься. Внешне он будет красив и положителен настолько, что все решат, что он Христос, а по сути антихрист- настолько в одном человеке проявится вся лживость лукавого.
Пожаловаться
ЛенкаПенка
Очень полезно
Пожаловаться
Наталия
ЛенкаПенка 
во славу Божию!
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

отличная статья))Наташ, а где можно почитать про значение даров от волхвов?

Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
Золото – как царю, ладан – как Богу и смирну как человеку. Пресвятая Богородица хранила их всю свою жизнь, а незадолго до того, как оставить этот мир, она передала их на хранение Иерусалимской церкви. Наверное, самая удачная статья эта имхо
Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Наталия 
спасибо, Наташ! Даша недавно спросила про дары, а зачем волхвы дары принесли? теперь я буду знать, что рассказать)))
Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
Пожаловаться
ЯтолькоЯ

да, много ненужной суеты, много еды, главное бы не потерять

Пожаловаться
Наталия
ЯтолькоЯ 
Пожаловаться
Ольга
Прекрасно!
Пожаловаться
Наталия
Ольга 
Пожаловаться
Светлана

спасибо.

Пожаловаться
Наталия
Светлана 
во славу Божию!
Пожаловаться
Наталья Стил
да, полезные мысли накануне нового года (куда ж без него?), но в преддверии все-таки главного Праздника — Рождества
Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил 
да, много-много суеты, теряется иногда главное…
Пожаловаться
Liebe
да уж… как есть!
Пожаловаться
Наталия
Liebe 
Пожаловаться
ВалюхаБудько
Ненакормленные же духовной пищей люди – это (о, ужас!) всего лишь – трупы. Трупы, жующие рождественского гуся.

Страшно это осознавать...

Пожаловаться
Наталия
ВалюхаБудько 
духовная слепота приводит к умиранию, невозможности вечной жизни
Пожаловаться
Роза
О, как интересно! С замиранием читала!

Да, без духовных ориентиров сы ничто… Мы и по «рельсам»-то тяжко и со скрипом...

Пожаловаться
mama-nata
Роза 
точно сказано! — тяжко и со скрипом(
Пожаловаться
Наталия
mama-nata 
Пожаловаться
Наталия
Роза 
статья написана в 2013, а всё как всегда
Пожаловаться
mama-nata
Наталия 
да ничего и не изменилось…
Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
Пожаловаться
Надежда Камарова
Спасибо! Было очень полезно почитать.
Пожаловаться
Наталия
Надежда Камарова 
во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Не знала, что настолько важны догматы, чуть мысль соскользнет в сторону- и это уже ложь… Но о. Андрей очень убедительно это объясняет.
«Бездогматичная вера – это либо вера людей, не умеющих и не желающих думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри все перемешается».» Встречала пару раз в жизни людей, которые именно так- в прямом смысле- и делали, смешивая первое и второе, да еще и третьеНо думала, что они это делают с целью поразить окружающих))
Пожаловаться
Наталия
Марина 
святые отцы церкви не зря готовы были жизнь положить, отстаивая чистоту веры
Пожаловаться
Марина
Наталия 
Да…
Пожаловаться
Ola
Наталия