ЗЛО В ЧЕЛОВЕКЕ — ЭТО ЦЕНА НАШЕЙ СВОБОДЫ
Добрый вечер, дорогие друзья! Я полагаю, что эту тему следует начать с разговора о том, что же такое зло, какое место оно занимает в нашей жизни, почему мы избираем именно эту тему для первой нашей беседы.
Зло, существующее в мире, представляет собой самый серьезный аргумент в позиции атеистов. Мне нередко приходилось встречаться с людьми, которые говорили: «Как можно верить в Бога, в мудрого Устроителя мира, если существует зло?» В самом деле, в жизни мы встречаемся с болезнями, со смертью, мы встречаемся с войнами, преступлениями. (...) В недавней истории мы имеем массу свидетельств о тех мерах, которые тоталитарные режимы предпринимали, чтобы сохранить свое господство: пытки, концлагеря, массовые расстрелы. Почему Бог позволяет этому быть?
И здесь уместно вспомнить одного из героев нашего замечательного писателя Федора Достоевского — Ивана Карамазова. Иван Карамазов подробно разбирает проблему зла в мире. Он рисует перед братом Алешой вереницу человеческих преступлений. Рассказывает о девочке, которую истязала родная мать, запирая в холодное отхожее место, где девочка плакала горькими слезами, а мать добивалась от нее какого-то послушания. Рассказывает о мальчике, затравленном охотничьими собаками только за то, что он случайно зашиб камнем ногу одной из собак помещика. Иван задает Алеше вопрос, Алеше, который готовится стать монахом, в этот момент он еще послушник: «Как я могу принять такого Бога?» Иван говорит: «Ты пойми, что я не отрицаю Его бытия, но Царство Его я не могу принять и не по карману мне это Царство, которое оплачено хотя бы одной слезинкой замученного ребенка». Что ответить ему? Алеша выслушивает внимательно и вместо ответа после долгой беседы встает, молча целует брата и уходит.
Если мы посмотрим вокруг себя в мире, то мы увидим как бы два рода зла. Первый вид зла, который постигает человека, — это всевозможные несчастья от стихийных бедствий. Свидетельств о них очень много, например, древние города Помпея и Геркуланум, которые были засыпаны пеплом при извержении Везувия. Имеется множество свидетельств о том, как наводнения, землетрясения разрушают строения, и люди погибают в большом числе. Но даже эти стихийные бедствия, непонятные для нас (пока о них говорить не будем), несравнимы с тем числом людей, которые погибают во время войн. (...) Двадцать семь миллионов людей погибли во время Отечественной войны. А жертвы Чернобыля, Аральского моря — это тоже, конечно, дело рук самого человека. И вот, этот второй вид человеческого зла несравненно превосходит по своему нравственному безобразию, нравственному протесту нашего человеческого сердца зло от стихийных бедствий. Там слепая стихия, а здесь умышленное стремление человека причинить зло, уничтожить себе подобных; и когда мы смотрим всю историю мирового зла, мы начинаем понимать, что главным источником зла в мире является сам человек. И даже те факты, которые приводил Иван Карамазов в беседе с братом Алексеем, даже они нам говорят о том, что их источником был человек. Один из наших современников, отстаивавших демократические ценности в борьбе за права человека, Анатолий Эммануилович Краснов-Ливитин, в свое время, находясь в хрущевской тюрьме, писал из тюрьмы о том, что в проблеме, которую поднимал Иван Карамазов, есть роковая неточность. Иван возлагает ответственность за причиняемое зло на Бога. «А почему же, — спрашивает Анатолий Эммануилович, — ничего не сделали те люди, которые стояли вокруг этого мальчика? Почему они не остановили помещика, почему они не воспрепятствовали совершающемуся злу?» Ведь женщина, которая наказывала свою собственную дочь, ставя ее в холодный чулан, тоже жила не одна, ведь были какие-то люди вокруг нее, которые тоже не воспрепятствовали совершающемуся на их глазах злу. Как часто мы возлагаем на Бога ответственность за то зло, которое или совершаем сами, или не хотим ему препятствовать.
Но если мы спросим о том, почему же в человеке присутствует зло, то краткий ответ может быть таков: зло в человеке — это есть цена нашей свободы. Человек свободен в выборе добра и зла. Вспомним о грехопадении первых людей, которое описывается в третьей главе книги Бытия. Змей-искуситель, дьявол, который является первым людям, говорит им: «Правда ли, что Бог запретил вкушать от всякого дерева в Раю?» Ева испуганно отвечает: «Нет, нет, это не так». Уже из-за этой первой явной лжи, которая ее провоцирует, она вступает в диалог с сатаной. Она вступает с ним в беседу и говорит, что это не так, мы можем от всех деревьев есть плоды, только от дерева познания добра и зла мы не можем есть. Бог запретил нам это делать, чтобы мы не умерли. Но дьявол говорит ей, что нет, вы не умрете, но знает Бог, что в тот день, когда вы будете есть эти плоды, то вы узнаете, что есть добро и зло, и будете как боги. И вот это самое последнее — что будете как боги — становится очень привлекательным. Искажается образ Бога: вместо образа любящего Отца, который стремится охранить своих детей от опасности, возникает подозрение, что это не любящий Отец, а какой-то деспот, который хочет изолировать своих подчиненных, в данном случае как бы уже конкурентов, Адама и Еву, от того знания, которым обладает Он Сам. И плоды становятся особенно вожделенны, потому что они дают знание, знание, которое человек очень хочет приобрести, чтобы самому решать, что есть добро и зло. Нередко человек, далекий от Бога, далекий от Евангелия, решает, что добро — это то, что ему приятно, а зло — то, что ему неприятно.
И Ева берет эти плоды, начинает их есть, дает мужу, и он их ест. И открылись у них глаза, и они увидели, что они наги. И Бог спрашивает: «Адам, где ты? Почему ты прячешься от Меня?» Адам отвечает: «Я спрятался потому, что я наг». «Кто сказал, что ты наг? Не ел ли ты от того дерева, которое Я запретил тебе для еды?» И Адам вместо того, чтобы принести тут же покаяние Богу и просить прощения за это преступление против воли Божией, говорит, что «жена, которую Ты мне дал, она мне дала, и я ел». Бог спрашивает жену: «Что ты сделала?» Ева тоже вместо раскаяния говорит: «Змей соблазнил меня». В конечном счете люди отказываются от своей ответственности, от своей вины за этот первый совершенный грех. Но главным и самым печальным последствием его становится то, что образ Бога искажается. Для человека Бог перестает быть любящим Отцом, а становится неким деспотом, который неизвестно еще, стремится ли созидать добро для человека или ограничить его злом. Искажается природа человека: зло начинает доставлять удовольствие, зло начинает быть чем-то таким, что человек уже начинает делать как-то помимо своей воли, пускает в сердце свое дух зла. Очень часто человек хочет противопоставить тому злу, которое видит вокруг себя, свои собственные методы его преодоления. Вместо того, чтобы обращаться к Богу — источнику жизни и добра, человек избирает свои способы борьбы со злом.
И вот Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы», о котором мы уже говорили, развивая свои обвинения против Бога, приходит к тому, что он не может принять Божьего мира. Эти свои идеи он очень подробно, может быть, в более простой форме, излагает другому из братьев Карамазовых — Смердякову. И тот приходит к очень простому выводу, что в Священных книгах все неправда. Что Бога вообще нет, а если Бога нет, то значит, все позволено. И мы знаем, что именно он и совершает убийство отца.
Важно, что осознание, различение добра и зла происходит лишь на путях Божьих. Иисус Христос говорит всем нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я успокою вас, ибо Я кроток и смирен сердцем, и научитесь от Меня». Если мы будем учиться у Христа преодолевать зло не за счет насаждения нового зла, не за счет того, что будем бороться с ним только нашими человеческими средствами, так, как нам кажется лучше, а вернемся к тому моменту, когда произошло отпадение человека от воли Божией, когда человек сам стал решать, что есть добро и зло, то для этого нам, в поисках критериев добра и зла, следует вновь и вновь обращаться к слову Божьему, искать, что Бог говорит нам. Только тогда мы сможем исправлять что-то в собственном сердце, исправлять что-то вокруг себя, помня о том, что стремление решить окружающие нас проблемы лишь за счет наших собственных сил может привести к какой-либо новой, еще худшей диктатуре, и зло лишь умножится. Потому Бог призывает каждого человека к обращению. Он говорит, что «Я стою при дверях и стучу, и каждый, кто услышит голос Мой, войду к нему и буду с ним и он со Мной». Аминь.
Из книги «Добро и зло в нашей жизни» (беседы о. Александра Борисова на радио в христианской программе «Альфа и Омега», 1992-1993 гг.)
Обожаю Достаевского. и Братья Каромазовых — одно из самых любмых произведений. Но вот как сказано: царство оплачено слезой ребёнка… для неверующих — это достаточно веская причина. Но хочется как-то постичь это более глубоко. особенно в свете последних терраристических событий. Для меня такая жестокость, особенно их ролики с сценами казней....
не умещаются в голове. Ох
сложно научится творить всегда добро. Мы всегда пытаемся Бога под свои параметры подвести(
побеждай зло добром

ох как непросто...
Марина, я прочитала. читала сразу по окончанию фильма. даже не знаю, как выразить свою мысль...
Все, что тут написано там показано. Но на мой взгляд глубже, проникновеннее. может потому что доходишь до этого в процессе переживания сам, а не читаешь чужие умозаключения...
Я наверно как Иван Карамазов сейчас… он «Божий мир» не принимал, а меня часто раздражают слова теологов. очень часто кажется что упрощенно, плоско и не глубоко они преподносят проблему...
Мне эта беседа батюшки помогла понять тот отрывок из «Братьев Карамазовых», который раньше представлялся вопросом без ответа...
И насчет теологов соглашусь, и у меня такое чувство бывает после их «объяснений».
Там же прямо таки очевидно все: Иван «Божий мир» не принимает, в себе наличие зла отрицает вот и с сума сошел самым что ни на есть подходящим Образом для своего духовного недуга душевной болезнью заболел: раздвоение личности. И не кто-то там у него вторым лицом, а сам Черт! Где зло? в душе у нас. не Бог нам его посылает, мы сами его в себе взращиваем… Алеша любит Бога, но и судить берется в определенные моменты… Достоевский великий знаток человеческой психологии! по нему и психологию и психиатрию изучать можно. Человек слаб духовно, не однозначен в своих мыслях, поступках и даже мотивах поведенческих, не говоря уже о желаниях. Но вот такое знание и любовь одновременно к Человеку меня восхищает! Через нее немного понятнее становится любовь Бога к человеку… хотя мне кажется, до конца постичь этот Космос Человеку не дано, да и не нужно наверно...
Я для себя приняла такое на данном этапе: да, многого, очень многого из того, как устроен Мир я не понимаю, человеческое понимание справедливости очень ограничено. надо просто учится принимать.
Недавно задавалась себе вопросом: как отграничить, что принимать, а что стремиться изменять. Нашла для себя такой ответ: что к тебе лично относится можешь пробовать менять, а что других касеться только принимать (но опять же это не про те ситуации когда на твоих глазах явное преступление совершается: воровство, побои и пр. гадость), это про бытовые моменты. Поводом стол поступок дедушки. Зашел к нам, наследил, свои интересы удовлетворил (посмотрел, на какой стадии ремонт в детской) и вышел вон. Дети к нему было кинулись о своих делах рассказывать, что-то ему показать пытались, рассказать, а он не обратил на них внимания. Я сначала расстроилась, а потом подумала: ну, значит нам такой дедушка зачем-то нужен. Он всего лишь дедушка, значит роковым образом на из развитие влиять не может.
Простите, что так много написала.
А насчет «границ»- что принимать, а что нет, с чем бороться- очень хороший ориентир- молитва:
«Господи, дай мне разум и душевный покой
принять то, что я не в силах изменить,
мужество, чтобы изменить то, что могу,
и мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Прям к сердцу в данный момент пришлось. Спаси Господи!
спасибо ) возьму себе, перечитывать такое надо периодически.
Вот сегодня я эту беседу перечитала и со всем согласилась. И пример из «Братьев Карамазовых» очень кстати: когда в школе училась и это произведение читала, этот эпизод вообще не поняла.
до книг Достоевского просто нужно дожить. в школе «Преступление и наказание» никак не читалось. потом начала запоем читать его произведения. «Братья карамазовы» одно из любимых. Бортко удачно экранизировал, на мой взгляд