Российских родителей можно безошибочно узнать по крику на детей

«Что ты делаешь! Совсем уже съехал?!» Прохожие вздрагивают и оборачиваются, хотя это уже обычная история: мама или папа орут на собственного ребёнка. Почему мы кричим на детей? У нас дрожат руки, глаза наливаются кровью… откуда все это? О том, как выходить из подобных ситуаций, рассказывает Дима Зицер, директор института неформального образования и школы неформального образования «Апельсин».

Известная ситуация: никто так не кричит на детей, как наши соотечественники. Например, аэропорт, ожидание рейса, ребёнок расшалился или раскапризничался, и мама начинает возвышать голос. Возможно, мама боится, что о ребенке что-то не так подумают, и пытается ввести его «в русло»… Что делать?

– У меня будет один ответ. Он, возможно, покажется скучным – заниматься собой.

Российских родителей, к сожалению, действительно можно безошибочно узнать по сумасшедшему напряжению по отношению к детям, которое периодически вырывается криком. Происходит это потому, что какие-то модели поведения мы выдаем автоматически. Мы боимся за детей, мы ужасно боимся за себя и очень боимся той опасности, которая, на наш бессознательный взгляд, существует вокруг нас.

Это два совершенно противоположных представления, которые мы умещаем в себе, – мир вокруг опасен или дружественен. На уровне философского рассуждения большинство родителей хотят, чтобы дети представляли себе мир как открытый, умели с ним взаимодействовать и так далее. Но на уровне модели мир воспринимается нами как опасный. Мы этому научены, и мы это выдаем.

Причин, почему с нами это происходит, очень много. Но причина номер один – это устоявшиеся с детства модели поведения. На нас так кричали, потом мы много раз наблюдали, как кричали на других. Много раз в детстве и в подростковом возрасте мы наблюдали ситуации опасности, мы смотрели про это фильмы и, в конце концов, как губка, вобрали в себя все это за свою историю взросления и становления.

Происходит удивительная вещь: в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет 90% известных мне людей произносят сакраментальную фразу: «Я никогда не буду воспитывать своих детей так, как воспитывали меня». И что происходит в двадцать пять? Неизвестно откуда снова вылезают эти модели.

Поэтому, если мы ответственные родители, нам нужно этими моделями заниматься. Нам нужно в какой-то момент сказать себе: «Стоп». Остановись, сделай глубокий вздох.

Почему глубокий вдох? Потому что это дает полусекундную паузу – и в эти полсекунды мир меняется. И ситуация поворачивается совершенно другой стороной.

«Мама, можно мороженое?» Если я на автомате сказал: «Нет», то я уже сказал «нет». Если же я сделал глубокий вдох, появляется огромный шанс, что я отвечу: «Да» – подарю себе удовольствие, подарю ему удовольствие.

Или очень-очень непростая ситуация: предположим, я – родитель – утром иду по лестничной клетке. Ребенок в чудесном настроении прыгает на одной ножке и поет. Мимо проходит соседка, шипит на него, и в этот момент я в угоду соседке шикаю на ребёнка.

Мне нужно учитывать мнение соседки. И сообщение номер один, которое я передаю ребёнку: «Соседка важнее тебя». Сообщение номер два: «Я в любую минут готов тебя предать». Потому что, честно говоря, это предательство: только что мы были в близких отношениях, и вдруг я прыгаю от него, дистанцируюсь, я из этих близких отношений выскакиваю.

Что с этим делать? Рискну утверждать: если тут мама или папа замешкается и сделает глубокий вдох, то в эти доли секунды он получит ключ доступа к ситуации.

В эту секунду я могу улыбнуться соседке, улыбнуться ребенку, что-то шепнуть ему на ушко или сказать ей: «Извините, мы уже выходим». Короче говоря, взять ситуацию на себя, как и должен поступить взрослый, ответственный человек.

Большинство мам, которые кричат на ребенка, убеждены, что они защищают ребенка от мира. «Сейчас ты свалишься отсюда, что ты делаешь!», «Куда ты побежал на улицу, хочешь, чтобы тебя там кто-нибудь забрал?!» А ведь тот страх, который выливает на ребенка мама, на самом деле больше, чем опасность, которая исходит из окружающего мира.

– Да, но только печальная часть этой истории состоит в том, что мама делает это рефлекторно. И я абсолютно убежден: если мама в этот момент остановится, возьмет себя в руки – сядет, встанет, вздохнет – она, будучи взрослой умной женщиной, поймет, что вообще-то, никакой опасности нет. Опасность живет в ней.

– «Что подумают о ребенке?» – другой достаточно частый мотив наших мам.

– Давайте доведем эту мысль до абсурда. Допустим, о ребёнке плохо подумают. Но давайте предложим нашим читателям сделать следующий шаг: «О ребёнке плохо подумают, и?» И ничего там нет. И мало того, что там ничего нет, но я ставлю своего самого близкого человека в зависимость от своих галлюцинаций, вот что происходит.

А ведь это, говоря современным словом, стопроцентный глюк: «Что обо мне сейчас думает человек напротив меня?» Я не могу этого знать, более того, я по себе знаю, что большей частью я совершенно не думаю про людей, которые сидят напротив меня. И опять, чья же это проблема, если я галлюцинирую?.. Уж точно не человека напротив.

Как выйти из галлюцинации, если это не психиатрия? Остановиться и ощутить себя здесь и сейчас! «Сейчас я с любимым человеком нахожусь в аэропорту, любимый человек в возрасте пяти лет прыгает на одной ножке и напевает песенку. Это всё».

Но вместо этого я испытываю самые разные странные позывы: у меня сдавливает горло, у меня потеют ладони, сухость во рту. И вот я уже не занимаюсь собой, а кричу на ребенка. Я унизил, обидел своего близкого человека – и разве мне стало легче? Мне стало намного хуже.

Дальше начинается этот сужающийся к центру лабиринт: мы ни от чего не освободились, и мы начинаем испытывать чувство стыда. Мы поступили нехорошо. Этот виток стыда, кошмара, – какой из него выход? Снова криком, снова насилием? Все это все равно вернется к нам, в нашу жизнь, нам снова станет от этого плохо, потому что, в определенном смысле, это как у наркомана, увеличение дозы. Сегодня ребёнку нельзя петь, завтра ему нельзя бегать, послезавтра – нельзя таким образом одеваться.

Я тут как раз наблюдал подобную сцену в аэропорту. Мальчик просто повис на перекладине в автобусе, который везет к самолету. И что началось!

При этом родители выглядели абсолютно адекватно. Но они просто выдавали рефлекс, они оперировали рефлексами, а вовсе не взрослым ответственным поведением.

Фото:

Фото:

– Получается, что это напряжение – наше же напряжение, которое время от времени требует выхода?

– Да, и вырывается в таком кошмаре – направленное на детей.

Я могу рассказать случай из практики. Мне звонит женщина и рассказывает жуткую историю. Она с мужем-военным уехала по распределению в гарнизон далеко на юг России. Она остается на две недели с ребенком, а муж уезжает и возвращается раз в две недели.

Она говорит: «Понимаете, я реально схожу с ума. Дочке два с половиной года, но две недели назад я начала её бить». Браво, что она способна осознать это как проблему и попытаться с этой проблемой что-то сделать.

Она рассказала, что ребенок не делал ничего страшного. Просто в какой-то момент девочка взяла листочки, на которых она писала, и на обратной стороне что-то такое начирикала. Мама в этот момент в первый раз ее побила.

Я говорю: «Давайте вспомним шаг за шагом, как это было». И она вспоминает, как у нее перехватило дыхание, как она перестала дышать, как у нее затряслись руки, подкосились ноги. Для того чтобы выйти из этого жуткого состояния, она несколько раз дала ребёнку по разным местам. Повторю, причины тут могут быть разные – выливается все равно в одинаковую ситуацию.

Как мы из этого вышли? Так и вышли – через физические ощущения. Эта замечательная, очень умная и ответственная мама сообразила, что в тот момент, когда пересыхает горло, лучше выпить стакан воды, только надо заметить, что в горле у тебя пересохло. В тот момент, когда затряслись руки, может быть, руками нужно поболтать. Если ноги стали ватными, нужно сесть в этот момент.

Но нужно заметить это состояние, дать себе эти полсекунды, за которые я спрошу себя: «Что со мной?» Я обращу внимание, дышу я или нет. Я посмотрю на себя как бы стороны. Это очень просто: это мое тело, я про него всё хорошо понимаю и замечу, что у меня трясутся руки.

Почему я привожу этот пример? Я уж точно не настолько наивен, чтобы подумать: сейчас мы с вами напечатаем эту статью, и все люди от этого одного разговора начнут следить за собой. Однако это стопроцентный пример, насколько все проблемы с детьми находятся в нас самих. Во всяком случае, до поры до времени.

Почему до поры до времени? Потому что рядом с вами оказывается человек, который уже научился манипулировать, уже научился отрицать и вызывать в нас всякие неприятные эмоции, исподтишка делать гадости другим. Он уже научился беспричинной агрессии, потому что часто видел это от нас. А из этого выйти намного сложнее, хотя тоже возможно.

Поэтому давайте действовать, пока все находится в наших руках.

Источник:


Ирина
131073
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Людмила

Все правильно, конечно… Прежде всего нужно учиться контролировать свои эмоции Хотя, так или иначе, «человеческий фактор» будет срабатывать. Наверное важно научиться не срываться и не сливать внешние проблемы на домашних. А то бывает грубо говоря, в автобусе ногу отдавили, на работе аврал, а родитель пришел и сорвался дома. По мелочи. А вот если существует опасность для жизни и здоровья ребенка и ласково до не го не доходит, то наверное, взбучка от мамы или папы оправдана. Все индивидуально, мне кажется.

Пожаловаться
Liebe
Нужно за собой следить, но иногда смотрю как мама на площадке своему сыну(дочке) говорит: Мотя, сыночек, не надо так делать, солнышко не нужно… — а Мотя чхать хотел, что она там лапочит, как бил ногами своего сверстника и плевался с горки на голову прохожим, так и продолжал....
Вот где неадекватность тоже царит...
Пожаловаться
Ирина
или вообще нет реакции пока обижал ее ребенок, но если вдруг обижать его начнут или просто сдачи получит, то ору будет
Пожаловаться
Liebe

)))так и есть, даже сегодня наблюдала такую ситуацию… ну каждому свое.

Пожаловаться
Маргарита

Спасибо за статью! Согласна с автором, это от нашего напряжения все срывы… Надо учиться любить себя, своих родных, в особенности детей и окружающих как бы тяжело порой это не было, а не срываться на пустом месте и по любой даже самой незначительной причине… помоги нам Господь!

Пожаловаться
Аня

Когда научишься переступать через себя и создавать общение с ребенком без ора, то становится легче и проще! И так естественно — просто любить, а не вступать в конфликт! И становится очень яркозаметным неправильно поведение других родителей!

Вот бы еще пребывать постоянно в этом состоянии(

Пожаловаться
Мамуля
С немногим не соглашусь т.к у нас могут крикнуть но не без причины убежал, кинул что то и т.п так в штатах тех же сколько случаев домашнего насилия вне улицы.
Пожаловаться
Марина
Очень точные наблюдения, и советы хорошие!
Пожаловаться
Ирина
Для меня спорная статья… Пока не могу даже сформулировать, чем меня некоторые моменты напрягают…
Пожаловаться
наталья
Все это на самом деле от жизни… даже больше от выживания взрослых.все кругом окружающее это стресс… маленькая зарплата, маленькая квартира, где живут по 5 и более человек, общественный транспорт, невозможность отдыхать полноценно и многое подобное приводит к хроническом стрессу.куда он выливается? на близких, на тех, кто не сможет ответить-на детей, стариков.проблема не в русских родителях, проблема в жизни неустойчивой и нервной
Пожаловаться
Ирина

не мы такие, жизнь такая)

но все же за собой следить нужно

Пожаловаться
наталья
Нужно.следят.но бывает что нкипело.ет, конечно, ест и такие для когда это норма, о они есть везде.ещё русский сам по себе более эмоционально раскрыт.от души смеяться, плачет, переживает и радуется, так же негодует и длиться.просто открыт.не умеем мы через силу и всем подряд улыбаться, как американцы, не умеем лицемерить.поэтому говорить о том, что русский плохой родитель не считаю правильным.у нас нкипело и ушло, а сколько историй про приёмных детей страшных в той же Америке.но все по тихому, за занавеской
Пожаловаться
всебудетхорошо null

Куда ты побежал на улицу, хочешь, чтобы тебя там кто-нибудь забрал?!» не согласна.

Пожаловаться
Пушинка
Прочитали, подумали… и начали над собой работать.
Пожаловаться
Natalie
Замечательная статья. Я правда, по Киеву сужу, но не думаю, что большая разница с Российскими городами. Так вот в оправдание российским (украинским) родителям хочется сказать, что у нас и правда тяжело родителям в эмоциональном плане.
Эти шипящие соседки, от них хочется спрятаться, шикнуть на ребенка, стать самой маленькой и забиться в норку. Эти пережитки советской эпохи, с плохим отношением к многодетным, как к неблагополучным, с многократными абортами как обычным делом и т.п. Это и отношение людей, но и безбожный дух. Он не может не влиять на жизнь.

Сейчас очень медленно, но выстраивается культура воспитания. Я знаю многие молодые семьи (часто православные), которые не просто имеют много детей, но посвящают им всех себя, и мать и самое замечательное отец. Семьи, которые работают над своим поведением, пытаются уйти от этих шаблонов агрессии. Семьи, которые понимают, что Заповедям и Любви можно научить только своим примером, а не криком и тем более пинками. Даст Бог и таких семей будет больше и больше и на Украине, и в России

Пожаловаться
Ирина
Дай Бог!
Пожаловаться
ПростоЯ
да, точно. Еще Марк Твен говорил, можете воспитыватьребенка, можете не воспитывать-всёравноон вырастетпохожим на вас.
Пожаловаться
Наталья

Согласна. У нас огромное напряжение. мы просто привыкли в нем жить и не отмечаем.

Пожаловаться
Ariannа
Все верно. Мы ответственные. Стараемся, чтобы дети были воспитаны. Чего не скажешь о Европейках и американках. У них зато орут дети)) у них и калеченый ребенок- достойный член общества и социум ему в помощь; а у нас- неизгладимая халатность родителей, если что случится. И это постоянное напряжение сказывается. Мне трудно осуждать этих мам.

Далее, у нас рядом живет много иностранцев.

Какие нетерпимые к своим детям европейки! Орут без дела, хоть дети и вовсе им жить не мешают… Целый день болтаются без присмотра на улице!!! Мамаша в лучшем случае курит на крыльце и глазеет, как ее отпрыск с друзьями обрывает наш огород!

Сами сидят скажем в ресторане, семимесячный ползет подо мной по каменному осеннему полу босиком! Нашел объедки на полу? Отлично! Вот и поел. Никто и не обернется!!! Девочки постарше на том же камне сидят, без колгот, в мини. И что их мамашам нервничать?

Пожаловаться
Ariannа
Как они путешествуют с новорожденными-вообще страшно смотреть.
Пожаловаться
Ariannа
В последнем Вашем примере у женщины просто проблемы со здоровьем. Она нездорова. Ей нужна медицинская помощь.
Пожаловаться
Ariannа
Или дело найти по душе, кроме ребенка.
Пожаловаться
Валерия

Большое спасибо! Эта статья как нельзя кстати.

Пожаловаться
Ирина
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

С автором статьи во многих случаях нельзя не согласиться, но когда ребенок один выбегает на улицу, где проезжая часть, и в любой момент может случиться непоправимое.или уже видишь серьезную опасность, то можно закричать.и у нас были такие ситуации и мне не стыдно перед людьми.

Показать ещё
Актуальные посты
первые признаки беременности до пмс
первая обувь для ребенка
первая положительная и третья положительная