Облегчить терпение страданий

Отрывки из статьи

Мне запомнился один из «непридуманных рассказов» Вересаева. Читал его давно, деталей не помню. Он с восхищением рассказывает про одну женщину, из своих знакомых, которая была очень больна тяжелой и мучительной болезнью, и была она всегда радостна, и другим радость давала, хотя временами было видно по ее лицу, какие мучительные боли она переживала. В тот момент, когда у нее были приступы, никакой радости она, конечно, не могла излучать, но как только боль оставляла ее, как только приступ проходил, она снова была очень жизнерадостной. Такой радости, как у нее, у здоровых не увидеть! А ведь дни этой женщины были сочтены. И она знала об этом.

Однажды эту женщину спросили: «Как вам это удается?» — «Я живу исключительно в настоящем. В тот момент, когда боли нет, я наслаждаюсь всем тем хорошим, добрым, что я вижу вокруг себя и совершенно не думаю о том, что я всего этого скоро лишусь. Я приучила себя жить в настоящую минуту. В тот момент, когда боли нет, я вижу красоту природы и добрых людей, и я этому отдаюсь целиком и полностью. Запрещаю себе думать о том, что только что была боль и то, что боль вернется. Когда вернется, тогда вернется, но вот сейчас, когда боли нет, я буду радоваться».

Вот это умение целиком жить в настоящем моменте и видеть в нем доброе, хорошее — одно из важнейших духовных качеств. Человек очень часто несчастен, потому что он либо продолжает переживать то, что уже прошло или расстраивается из-за того, что, ему кажется, может наступить.


Наверно. Болезнь обостряет все переживания. И горькие, и радостные.

Существуют две точки зрения на страдание. Одна утверждает, что страдания возвышают и очищают человека, а другая, что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? И те и другие. Все зависит от человека. Страдание выявляет в человеке подлинное. Кого-то очищает и поднимает ввысь, а кого-то озлобляет, и в одной и той же болезни один человек становится просто озлобленным негодяем, который ненавидит весь мир за то, что все здоровые, а другой наоборот, приобретает какой-то такой опыт, что все самое лучшее в нем проявляется.

Если человек неравнодушен к вопросу о том, кто он есть, во время болезни самое время напомнить себе, что вот сейчас выясняется, чего я на самом деле стою, что я на самом деле за человек. Вот сейчас станет ясным и мне и окружающим, кто я — ничтожество или нет. Если же человек меньше всего заинтересован в том, чтобы познать самого себя, тогда конечно, он может только проклинать болезнь а порой и тех, кто здоров. Любая зависть отвратительна, но зависть больного к здоровым особенно.

— Какие молитвы Вы бы порекомендовали в состоянии сильной боли?

— Первое, что приходит мне на ум — «Молебный канон Божией Матери». Этот канон в молитвословах обычно предваряется таким надписанием: «Сей канон поется во всякой скорби душевной, и обстоянии». Сила этого молитвословия проверена веками. Я думаю, что вдумчивое чтение этого канона — самое подходящее молитвенное делание во время болезни.

Особо хочу сказать о чтении Евангелия. Болезнь захватывает человека врасплох и человек может быть просто не готов к молитве в той форме, в какой ему ее предлагает Церковь. Ведь большинство наших молитв — на церковно-славянском языке. Пусть читает больной Евангелие на русском, и, прочитав главу или «зачало», или просто небольшой отрывок отложит Книгу и своими словами обратится к Тому, о Ком только что прочитал, к Иисусу Христу. В Евангелии множество рассказов об исцелениях. И Тот, Кто совершал эти исцеления тогда, может сделать это и теперь. Он ведь невидимо рядом с каждым читающим.

Людям, которые в Церкви не один год, могу сказать: я не знаю ничего лучше и прекрасней Псалтыри. Лучше царя Давида никто к Богу не обращался. Хорошо читать Псалтырь и в болезни, и в радости, и в скорби, и на «Славах» вставлять какие-то свои личные молитвенные прошения. Но это для тех, кто имеет какой-то опыт чтения на славянском языке.

Есть сейчас акафисты для болящих. Акафисты чем хороши? Они абсолютно понятны, они написаны языком, близким к современному русскому языку. И конечно, все мы знаем святых, к которым принято обращаться во время болезни, например великомученика целителя Пантелеимона.

— Ну, вот допустим, что у человека нет такой книги, да и не во всякой ситуации есть возможность читать по книге. Как боль, она долбит тебя, как капля, так и молитва — она должна быть таким быстрым ответом на каждую каплю боли. Как в единоборствах — тебя бьют, ты в этот момент должен отразить удар. Когда ты читаешь молитвы, которые неточно отражают этот удар, ты этот удар пропускаешь. Можете порекомендовать краткие молитвы, подходящие к ситуации?

Думаю, молитва молитв — «Отче наш». Она поистине универсальна, недаром Сам Господь ее дал. Многократное вдумчивое повторение этой молитвы вводит нас в «правильное» состояние духа и привлекает обильную благодать.

Много написано об Иисусовой молитве. И на боль, на страдания, эта молитва ложится очень хорошо. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Хорошо также многократно читать «Богородице, Дево, радуйся…»

Действительно, нужно видеть, какой удар против нас направлен. Если боль вызывает в нас жалость к себе и ропот против Бога (а эти мысли и чувства обязательно усиливают боль), то оружие направленное прямо против боли — молитва «Слава Богу за все!». Или: «Слава Богу за все! Достойная по делам моим приемлю».

Очень помогает, когда мы в момент боли вспоминаем какой-то свой грех и как бы идем навстречу боли, принимаем ее добровольно как искупление этого греха. Когда мы идем так навстречу боли, боль отступает. Есть еще такая молитва: «Вытерплю же это ради Господа Иисуса Христа!» Это конечно уже для христиан, для людей, относящихся к своей жизни вполне сознательно.

Мы все время говорим о мучениках, которые свою верность Христу подтвердили достойным терпением мучений. Если человек в болезни находит в себе силы пусть не благодарить Бога, потому что это уже высшее, но хотя бы достойно без ропота претерпевать, и не озлобляется до ропота против Бога и окружающих, то в какой-то степени это тоже участие в мученическом подвиге. Человек терпит ради Христа. Ну а если душа возвысится до благодарности, то воистину недалеко такой человек до Царства Божия.

— Как вообще нужно к этим страданиям относиться? Мы только что говорили о том, что страдания с одной стороны могут озлоблять, с другой стороны очищать человека. Как с этой точки зрения, как относиться к страданиям? Допустим, если как к чему-то незаслуженному, то очевидно, что переносить страдания будет тяжелее, чем, если признать некую свою ответственность за свои страдания

— Любой грех, он что-то в человеке разрушает всегда. Самое страшное не то, что я нарушил какие-то законы, а то, что я что-то в себе сломал, что— то в себе исказил, что -то в себе изувечил. Каждый грех, что-то во мне уродует. А вот дальше, если что-то во мне сломано, значит, нужно это восстанавливать. Как это восстановить?

И вот тут хочется привести некую аналогию. Мы знаем, что если мы оцарапались, на такое повреждение внимания можно не обращать, ну помазал ее зеленкой — и все. Более серьезную травму нужно перевязать, на перелом — шину наложить. А совсем серьезное увечье требует долгой операции, без этого никак. Точно так же и в душе, — если малый грех, достаточно помолиться и сказать: «Господи, прости!» И все, эта болячка в душе уже зарастет. Если грех больше — нужно правило почитать, на исповеди сказать. Не обо всех же грехах на исповеди говоришь, они же забываются, особенно мелкие, но вот это нужно пронести через «позор» исповеди. За какой-то грех, если мало самой исповеди, священник налагает епитимью, потому что, бывает, что без епитимьи никак. А есть самые тяжелые грехи, которые не могут проститься без страданий. Только страдания могут это исцелить

Я в этом отношении всегда привожу пример из Синайского патерика. Был разбойник, грабил, убивал, страшные вещи делал. В конце концов, покаялся, пришел в монастырь к игумену и говорит — «вот я тот самый разбойник. Меня ищут, если найдут, то меня ждут страшные муки. Я покаялся, есть ли для меня спасение?». Игумен переодел его в рясу, сказал: «Вот в этой пещере будешь жить, молиться, тебе будут давать сухарей, воды…»

Разбойник поселился в этой пещере. Естественно, его никто не может найти, потому что никому и в голову не приходит, что он у монахов. Проходит несколько лет. Игумен интересуется, как там разбойник. Ему говорят, что он молодец, уже Господь, наверное, ему все простил, потому что он молится, плачет, читает псалмы, в общем, все как положено.

Ну и приходит один раз этот разбойник к этому игумену и говорит: «Отче, я пришел к тебе, верни мне мою разбойничью одежду, а я тебе возвращаю иноческую». Монах расстроился, говорит: «Неужели ты к старому решил вернуться?» Разбойник отвечает: «Нет, я в город пойду». Монах недоумевает — «А зачем? Разве ты не понимаешь, что тебя схватят и лютой смертью казнят?». А разбойник отвечает: «Я хочу пойти и принять именно эту смерть». — « Ну, зачем, ты же уже столько лет каешься, простил же, наверное, уже тебя Господь». — «Не дает мне покоя один мальчик, которого я зарезал без всякой нужной причины. Стал ко мне приходить этот мальчик и все время спрашивает — зачем ты меня убил. И куда бы я ни шел, и когда я один молюсь, и когда в трапезной, и когда я на богослужении, мне снова и снова является этот мальчик и снова задает этот вопрос. И чувствую я, что не будет мне покоя, не простится мне этот грех, пока не пойду я туда и не умру за этого мальчика».

Возразить монаху было нечего. Разбойник взял свою одежду, и действительно его схватили, судили, приговорили к мучительной казни, казнили. Но монахи теперь уже знают, что он спасен.

И вот вопрос возникает. Кому нужны были эти страдания? Мальчик что ли такой мстительный был, разве ему так было нужно, чтобы разбойник пострадал? Я думаю, что нет. Богу нужны были его муки? Тоже нет. Но есть какая-то тайна, какой-то закон, по которому внутренние увечья, которые мы нанесли себе не могут быть залечены никак, кроме как страданиями. Ведь Сам Господь восстановил разрушенную грехом природу человеческую пройдя через крестные муки.

И вот, мне думается, что если мы рассмотрим в этом контексте и те страдания, которые испытываем в болезни, может быть, осознаем, что нужно нам это, что нужна нам эта боль. И будем молиться: «Господи, убери эту боль, нет больше сил ее терпеть. Но если Ты знаешь, что мне это нужно, оставь…»

— У профессора, архиепископа Луки Войно-Яснецкого есть книжка «Я полюбил страдания. Исходя из сказанного вами, получается, что в идеале мы если не должны полюбить страдания, то, по крайней мере, не нужно его ненавидеть и считать его своим врагом. Оно, получается, все-таки для нас целительное лекарство, хотя и горькое.

— Я думаю, что да. Я думаю, что если мы сумеем увидеть в наших страданиях высокий смысл, все совершенно изменится. Странно, наверное, мне, православному священнику, цитировать такого человека, как Фридрих Ницше, но одно его высказывание мне очень нравится: «Человек вынесет любое «КАК», если будет знать, «ЗАЧЕМ»». Не может этот мир, «юдоль плача», быть без страданий. Нельзя пройти по этой жизни без скорбей и болезней, и достоинство человека как раз и заключается в том, чтобы их пронести как должно, чтобы эти страдания не сломали нас. Кто-то сказал, что Христос не для того пришел, чтобы избавить нас от страданий, а чтобы наши страдания стали, как Его.

Протоиерей Игорь Гагарин


Наталия
91081
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Эля

Батюшка Дмитрий Смирнов говорит, молитва никогда никому не помогла, помогает Господь Бог! а молитва это просьба

Пожаловаться
Наталия
а протоиерей Игорь этому противоречит?
Пожаловаться
Эля
т.е он не верит что молитва эта просьба ко Господу, ко Пресвятой Деве Богородице и святым, а что помогает Господь, он не верит?если противоречит этому?
Пожаловаться
Наталия
Эля, не выискиывай проблему там, где её нет
Пожаловаться
Эля
ну ты говоришь что он противоречит этому… т.е. получается молитва как заговор сама по себе что ли?.. акафист ко Пресвятой Деве Богородице-это просьба к Ней, но на все воля Божия! и наши желания и просьбы бывают нам не всегда полезны…
Пожаловаться
Эля
я согласна с протоиереем Дмитрием Смирновым, так и пишу.он прав и я с ним согласна, про то что молитва это просьба.
Пожаловаться
Роза

Спаси Господи. Да, я не раз убеждалась в силе молитвы. Иисусовой и других. Когда очень больно...

Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Марина

По правде сказать очень уважаю таких людей. Я бы наверное так не смогла.

Пожаловаться
Наталия
мы не знаем на самом деле своих пределов- и болезнь их обнажает. И действительно показывает нутро человека- один озлобляется, другой спасает душу, переосмысляя жизнь. Но это очень тяжёлый процесс. Но если Бог его послал- никуда не денешься. Придётся выбирать путь не только лечения, но и духовного отношения к болезни
Пожаловаться
Марина
Вот я и боюсь в случае чего озлобиться. Очень много примеров, когда знакомые и даже родные люди озлобляются, начинают жалеть себя, винить всех и вся. Смотрю на них со стороны и думаю о том, что я не хочу когда нибудь им уподобиться, но ведь с другой стороны, я же даже не представляю какие боли они испытывают. Бывает одна малеьнкая, незначительная проблемка или что то немножко заболит у уже уныние, уже ропот.
Пожаловаться
Наталия
к сожалению, эта тема для моей семьи актуальна не понаслышке, и не однократно. Я уже уверена, что в 90% без веры в Бога и Церковных Таинств принять болезнь практически нереально трудно- человек тогда просто не понимает смысла происходящего и озлобляется.Но вера всему даёт смысл и значение- и Бог действительно особенно близок к скорбящим.
Пожаловаться
Наталия
и ещё я поняла- не надо бояться- надо принимать всё посылаемое как Божий дар- и благодарить.Ну не высокие это слова. Прожитые и прочувствованные
Пожаловаться
Марина
Да, без церкви нет спасения. Люди не только не понимают смысла, но и начинают винить Бога в своих страданиях.
Пожаловаться
Наталия
ну вот это как раз неверие и маловерие и есть, рафинированное
Пожаловаться
Марина
Вот в этом то как раз и состоит сложность. Ведь мы привыкли обычно благодарить за что то хорошее, что нам нравится. А в болезни что хорошего может найти человек, особенно не воцерковленный. Люди не понимают значения своей болезни, задают Богу вопрос, за что? Вместо для чего?
Пожаловаться
Марина
Вот я и боюсь углубиться.
Пожаловаться
Наталия
когда понимаешь, что от тебя на самом деле нужно- вдохнуть, впустить в себя волю Божию как лекарство- а остальное Бог понесёт вместе с тобой- исчезает и страх, и тревога. Это непросто, но возможно
Пожаловаться
Марина
Я вот до недавнего времени, буквально еще пару месяцев назад, была просто одержима идеей родить еще ребенка, все мои мысли были только об этом, причем это продолжалось примерно лет 6. И вдруг, отпустило. Я вот теперь не знаю, то ли перегорело мое желание, то ли я положилась на волю Божию, то ли это временно. Более того, если сейчас я об этом просто не думаю, то в прошлом месяце, я вообще поймала себя на мысли, что я вдруг почему то боюсь забеременеть, хотя так об этом мечтала и меня даже перестали умилять детки в рекламе подгузников или в интернете. Что то со мной не так.
Пожаловаться
Наталия
я не знаю- у всего есть мотив. Надопросить Бога открыть сердце, увидеть грех в себе- мы очень чавсто этого просто не видим
Пожаловаться
Ola

Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться

Спасибо большое

Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Людмила
Спаси Господи! Очень нужная статья
Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Спасибо, мне сейчас очень в тему эта статья!
Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Лариса

не хочу показаться зазнайкой, но всё это уже давно дошло до моего сердца , именно так и отношусь к болезням. Без Евангелия в болезни вообще никак) Трудно всмысле

Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Светлана

ну не знаю… все прямо так хвалят, благодарят...

меня с подросткового возраста мучают головные боли. ничем они ни снимаются, молиться в этот момент искренне невозможно. на мозгах как подушка и все в притупленном виде воспринимается. слова путаются. для совершения обычных действий требуется максимальное сосредоточение.

никогда я не злобилась ни на кого не роптала. просто знала, что этот день (раз или 2 в неделю) надо пережить. и проблема ведь именно в том, что когда так болит крайне сложно выполнять свои обязанности. очень сложно. вот и все. жизнь в эти дни останавливается. работа стоит. ну невозможно улыбаться в эти минуты. Просто больно улыбаться. конечно, когда боль отступает и силы появляются то и живешь дальше и радость жизни приходит. раньше был страх что будет приступ и я не справлюсь со своими обязанностями. но был случай когда приступ настал меня в больнице с Лидой. Я блевала и дальше делала что положено: носила на процедуры, кормила, книжки читала. сильнее меня эта боль не делает слабее то же. только качество жизни ухудшает.

вроде зацепилась я сначала за слова: страдать во имя Христа или во искупление грехов (конечно у меня их полно) но ведь проблема не в том, что мне плохо, а в том что окружающим меня это портит жизнь: дети бояться моей Головной Боли так как знают, что мама не улыбаться ни играть с ними не сможет, а то и книжку почитать не сможет. Гулять по тащусь, порисовать, наклейки по наклеивать сяду (у, я их много на эти случаи накупила!), накормлю… но у них не мама, а зомби в эти дни. мужу напряг: с детьми нянчится… как ее любить, эту боль? как принимать? непонятно мне.

дело не в том, что страданий боюсь и тепеть не могу, дело в том что терпеть то надо достойно. что бы никого мои страдания (хоть физические, хоть душевный дискомфорт, например по поводу того что свекрови непереносимо много в моей жизнь) никто не замечал. если делать так, что бы не замечал, то психосоматика вылезает. последний раз после того как мне пришлось жить со свекровью я ходила с бардовой и чешущейся мордой 7 лет!). как так терпеть душевный дискомфорт что бы ни себе ни окружающим плохо не делать, а расти духовно не понимаю. вот пишут: страдания или приводят к озлоблению или к очищению меня к озлобление точно не приводят. но и очищения я не замечаю никакого. Но я все делаю хуже, чем когда я в состоянии душевного и физического комфорта нахожусь...

простите, что высказалась не встрокан.

Пожаловаться
Наталия
ты прочти всю статью, без сокращениий- может найдёшь для себя ответ
Пожаловаться
Светлана
Я прочту. спасибо.
Пожаловаться
Пушинка
Наташа, спасибо! Меня мама вымолила у Бога, когда я болела. Значит, зачем-то я здесь нужна.
Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
ЛенкаПенка
Пушинка 
Конечно нужна! Малышу нужна!
Пожаловаться
Алина

Вот эти слова для меня! "Вот это умение целиком жить в настоящем моменте и видеть в нем доброе, хорошее — одно из важнейших духовных качеств. Человек очень часто несчастен, потому что он либо продолжает переживать то, что уже прошло или расстраивается из-за того, что, ему КАЖЕТСЯ, может наступить". Спаси Бог! Часто нервничаю из-за того, что кажется, может наступить! Надо доверять Богу!

Пожаловаться
Наталия
да
Пожаловаться
Надежда
вот вот, переживаю или за прошлое, а умом же понимаю, что уже ничего не изменить, или за то, что впереди будет, хотя ведь тоже знаю, что будет только то, что реально мне на пользу.ну вот что за человек я такой????????мысли мои, как скакуны, то туда, то сюда, а в итоге-одно переживание, а по факту- недоверие Богу(((((((
Пожаловаться
Наталия
мысли надо учиться распознавать на стадии их попадания в голову. Если одной такой вредноймысли не от Бога дать волю- она погром в душе устроит
Пожаловаться
Надежда
вот вот(((((((((((((, как на развалинах живу в мыслях своих.как бы их обуздывать научиться?
Пожаловаться
Наталия
молитвой
Пожаловаться

очень хорошая статья, спасибо!

Натуль, вот навеяло немного первым примером… жить настоящим, жить именно здесь и сейчас.Часто натыкаюсь на непонимание таковой жизненной позиции, даже со стороны родных.Они считают(да и большинство наверно, чего уж там) это верхом безалаберности и глупости, а-ля«надо думать о будущем, планировать, добиваться, подгадывать -что там будет с нами, с детьми, внуками и тд».Мы с мужем все таки стараемся (не всегда конечно получается) уповать на Бога(откуда я знаю собственно- проснусь я завтра или нет, смешно в этом случае строить планы на пенсионный возраст).Часто ли христиане сталкиваются с подобным непониманием по этому вопросу? Вот золовка меня сейчас грузить начала по поводу Ники, дескать деваха большая, надо уже как то определяться с будущим выбором, пинать в сторону вышки(желательно по выбору родителей и попрестижнее конечно).На что я стараюсь от дебатов уходить, говоря что до этого в принципе еще дожить надо, а не бежать впереди паровоза(честно говоря я бы не хотела вообще её заставлять принимать МОЙ выбор)… короче — на нас как на дураков смотрят))))))))))

Пожаловаться
Наталия
ну с учёбой дальше я просила за два года до окончания школы сына определиться, чтобы знать, с какими репетиторами нам эти два года работать. Я предложила несколько вариантов, он сам выбирал.
Пожаловаться
вот — предложить, посоветовать, подсказать… но не стукнуть кулаком по столу «идешь в медицинский(к примеру) и точка, я так решила, мне виднее, ЯЖЕМАТЬ»
Пожаловаться
Наталия
нет, я за детей их судьбу решать не хочу
Пожаловаться
ЛенкаПенка
НатулЁк 
Тоже частенько себя ощущаю такой дурочкой))) особенно в свете всего происходящего дома, смотрю вокруг и думается, не тем мы голову забивали себе… и как часто у людей находится время пересмотреть кучу сериалов и всяких передач, сходить на маникюр и т.п и нет лишнего часа зайти в храм
Пожаловаться
ЛенкаПенка 
да, точно
Пожаловаться
Маша

спасибо. и как всегда во время статья.спасибо

Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

Пожаловаться
Наталия
Показать ещё