Отвечает протоиерей Алексий Уминский:
Хамство неприятно в любых проявлениях – в церкви, магазине, где-то еще. Хамство везде остается хамством. И всегда оно прикрывается некоей формой стояния за справедливость. Когда нам кто-то хамит, он тем самым отстаивает позицию своей личной справедливости. Он считает, что он имеет на это право. Это первое.
Если ты приходишь в церковь как в комбинат бытового обслуживания, как, если в ресторане мне хамит официант, я в этот ресторан не пойду больше. Если церковь – это ресторан, где мне нахамили, я больше в эту церковь не пойду, это логично. А если я ко Христу иду, тогда это не очень страшно. Это неприятно, да, но совсем не страшно.
Вспомните, даже в Евангелии есть такой момент, который странно воспринимается многими людьми. Идет Хананеянка за Христом: «Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».
А Он ей не отвечает, идет, не отвечает. «Но Он не отвечал ей ни слова»…
А когда отвечает, Он такое говорит! Она была бы сто процентов права, сказав, что в этой церкви меня обхамили. Он говорит ей грубость, казалось бы: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
И на это обидеться каждый имеет право, сказать: «Меня оскорбили! Меня в этой вашей церкви так приняли! Я в эту церковь больше никогда не пойду».
А тут все как раз ровно наоборот. Вдруг эта женщина понимает, почему это происходит. Она вдруг понимает, о чем идет речь. Она вдруг понимает, что жизнь-то ее вообще-то вся не просто языческая, а хананейски языческая, жуткая и нечеловеческая. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Потому что, на самом деле, всякая крошка, упавшая со стола Господня, это такой огромный дар для каждого из нас, который еще надо получить! И она становится в этот момент той самой «овцой дома Израилева», ради которой пришел Христос.
А так, вообще, по-человечески ее бы все поняли подруги, и все бы говорили: «Вот, оказывается, какая там у них церковь, смотрите, как там с людьми-то по-хамски! Шла, просила, дочь болеет, и как к ней отнеслись!»
Вспоминается: пойду пешком, назло кондуктору. вот так многие и поступают. особенно в вопросах церкви. Ведь именно от туда ждут понимания, помощи, спасения. а вместо этого хамство получают.
Вспомнила как меня корежило после исповеди, батюшка не нахамил, а просто сказал одну вещь))))
Именно тогда я поняла, какой грешок он всковырнул, а сутки думала сдохну...
о да, когда вот так ковырнут очень крутить начинает
Нужно понимать что в храм тоже разные люди ходят и у каждого свои грехи истрасти, нужно научиться необращать внимание на таких вот бабушек, есть священик если он скажет тогда нужно задуматься, а бабушки любят поучить)
не раз сталкывалась с таким и плакала и говорила все больше в этот храм не ногой, Слава Богу после успокаивалась и до сих пор хожу именно в этот храм!)
Пример величайшего смирения....
А я почему то вспомнила Марию Египетскую. Когда настал час Святого Воздвижения, я хотела войти со всем народом в церковь. С большим трудом пробравшись к дверям, я, окаянная, пыталась втиснуться внутрь. Но едва я ступила на порог, как меня остановила некая Божия сила, не давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем как все люди шли беспрепятственно. Я думала, что, может быть, по женскому слабосилию не могла протиснуться в толпе, и опять попыталась локтями расталкивать народ и пробираться к двери. Сколько я ни трудилась — войти не смогла. Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала. Так было три или четыре раза. Силы мои иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти.
А в идеале, хамства в церкви быть не должно. И нельзя оправдывать себя, что мы все тут больные и грешные.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 35)
И на самом деле Храм это срез нашего общества, у нас везде так, конечно хочется, чтоб в Храме было по-другому. Но само здание не меняет, какой человек вне Храма, такой он и переступит порог и будет таким в Храме. На исправления нужны долгие годы. Чем человек дольше шел от Бога, тем дольше и возвращение.
и еще у нас раз бабушка, то автоматически -всю жизнь в Храм ходила и как то забывается, что по возрасту тех белых платочков, что церкви отстаивали и были готовы до смерти быть верными уже почти не осталось, они ко Господу отошли. А многие нынешние бабули хорошо. если в детстве крещены были и росли уже в стране, где вера гналась и многие пришли в почтенных годах к Богу и соответственно с приличным багажом.
а у нас в тех храмах, куда я хожу, все бабулички очень милые и добрые. Одна, такая, с виду сердитая, когда я с Настей к Причастию опаздала, лично ходила просить батюшку, чтобы если еще не потребили Дары, причастил младенца.
Мария, конечно!!! Ребеночек должен идти с удовольствием, с открытым своим сердечком… Всему свое время)))
Конечно что-то надо объяснять… Я считаю, что зависит от возраста. Но про КРОВЬ рановато в 2-3 года...
Юлия, а может просто без подробностей?" Ты сейчас пойдёшь (или лучше: мы с тобой пойдём) Причащаться Святых Христовых Таин" «Батюшка тебя Причастит», «даст Причастие»
Когда старший сын был маленький, мы часто ездили в церковь на причастие. Как-то муж был на работе и мы пошли в ближайшую от дома церковь, не в ту куда обычно. При причастии, когда надо было выпить кагор (точнее я не знаю что детям маленьким дают), Никита расплакался, и я ему на ушко шепнула, чтоб выпил компотик. Каааак батюшка начал кричать, что какой компотик??? Какая я мать плохая!!! Не беседую с ребенком!!! Это же КРОВЬ ИИСУСА!!! И отказался причащать сына!!! В каком состоянии я от туда ушла, это не описать!
Ну как 2-ух летнему ребенку объяснить что надо выпить Кровь ИИСУСА?
Спасибо, учту, для младшего. Старший учился в православной гимназии, там очень хорошо все объяснили)
отличная аналогия.Ведь правда — как бы нам не хамили в том же магазине, мы все равно идем за продуктами, ведь кушать хоТЦа.А как дело до Храма доходит — все прям такие нежные становятся, ну не посмотри на них и слова не скажи
Спустя много времени поняла: не от бабушек зависит наша Вера, а от нас самих.