Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Об исповеди.

Продолжаю делиться отрывками из книги «Мысли христианина о покаянии и причащении».

Исповедь

«Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша верен есть и праведен, да оставит нам грехи (наша) и очистит нас от всякия неправды». 1 Ип. 1,8-9.

Сказал Господу грехи с сокрушением сердца — и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах — и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися. Как приходят, так и уходят. Мечта — мечта и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие, возымел намерение впредь вести себя исправно — и Бог очистил их чрез Своего служителя и св. Таинства.
О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние.
(...)
Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.

Плотской человек свободу христианскую считает неволею, например: хождение к Богослужению, посты, говение, исповедание, причащение, все таинства, а не знает того, что все это есть требование его природы, необходимость для его духа.

Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом. Да для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на страшном суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию и притом непременно ежегодному. Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчет. Второе побуждение составляет спокойствие: тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи — тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо; они не дают ему покоя, непрестанно сосут его сердце; грехи — колючее терние, бодущее непрестанно душу; грехи — духовная тьма. Кающиеся должны приносить плоды покаяния.
К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Боком, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный.
(...)
Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.

Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь (говорится о исповеди). Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостию: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, — за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства.
(...)
Главное в жизни — ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст ответ Богу, а ты в себя смотри. Злобы берегись.
(...)
Ради одной веры нашей сдвигаются горы сердечные, т.е. высоты и тяжести греха. Когда христиане снимут в покаянии бремя грехов, то иногда говорят: «Слава Богу, свалилась с плеч гора!»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и причащении.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Об исповеди.


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Катерина

Каждый за себя отвечает

Пожаловаться
Ольга Мануйлова

отличная статья!!!

Пожаловаться
Марина
Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Марина
Пожаловаться
Роза
Очень, очень сложно...
Пожаловаться
Марина
Да… Я о себе поняла, что во многом плотской человек, т.к. иногда приходится себя понуждать к чтению молитвенного правила, и сложно бывает собраться на исповедь и причастие, подготовиться как положено… А уж насчет осуждения ближних- очень трудно от этого удерживаться…
Пожаловаться
Надежда
меня вот именно это и удручает иногда, что далека ещё от Бога, очень далека, и молитвенное правило мне тяжковато бывает читать, переживаю, что такие периоды наступают у меня(((((((, чем больше хочется молиться, тем потом бывает наоборот, тяжело себя в кучку собрать.насчёт осуждения ближних-это вообще, кругом искушения и падения в этих искушениях(((((((
Пожаловаться
Марина
Главное- не сдаваться)
Пожаловаться
Надежда
да, это точно, идти, а если не можешь идти, то всё равно ползти, лишь бы двигаться, а не стоять на месте, идти на встречу к Богу
Пожаловаться
Анна Каргина
Вот как точно сказал праведный Иоанн о Таинствах и Церкви — " необходимость духа"!
Пожаловаться
ВалюхаБудько
«Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом.» Буквально перед последней исповедью об этом думала. Почаще бы вспоминать это
Пожаловаться
Марина
Да…
Пожаловаться
Вера Феникс

Когда христиане снимут в покаянии бремя грехов, то иногда говорят: «Слава Богу, свалилась с плеч гора!

Истинно так, после искреннего покаяния!)

Пожаловаться
Марина
Да, тоже на себе это прочувствовала)
Пожаловаться
Светлана

Очень понравилось: «Главное в жизни — ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст ответ Богу, а ты в себя смотри. Злобы берегись.»

Пожаловаться
Марина
Да… Этот очень сложно, ум привычно скатывается в осуждение… Но надо стараться.
Актуальные посты
имя митя
имена святки
имя миша ласковое значение