интересные вопросы- ответы протоиерея Андрея Ткачёва окончание

— Здравствуйте. Прошу вас ответить, как сориентироваться, как найти золотую середину в следующем вопросе. Есть прекрасная поговорка: когда у монаха заканчивается терпение, то начинается долготерпение. Она помогает очень во многих ситуациях, но есть жизненные ситуации, когда пора «поставить точки над i», например, разобраться с кем-то из своих родных, близких или знакомых, когда человек наглеет, хамит, садится на шею. Где найти золотую середину, что эта пора уже настала?

— Исходя из вашей формулировки, я не смогу вам дать точного ответа. Вас «достали»? Ну либо переходите в режим долготерпения, либо начинайте воевать за собственную территорию — в зависимости от того, кто там с вами воюет, вообще, и от чего вы терпите. Может быть и так, и так, я не могу вам дать «точечного» ответа. Допустим, вас замучил кто-то. Но нужно учесть кто возле вас: одна вы или с детьми, или с мужем, или со старыми родителями; кто вас «достал», в конце концов. И потом нужно два режима выбирать: либо вы переводите терпение в долготерпение, либо вы выходите на тропу войны и воюете за личную свободу и личную территорию — и так, и так можно. Где больше греха, где больше святости — это трудно сказать, потому что это всё сильно зависит от ситуации. Поэтому исходя из общей формулировки, я не могу дать вам конкретных советов, могу только вообще порассуждать как поступать. Иногда нужно воевать. Воевать и выгонять вон со своей территории пришлых — зашлых: родственников, полуродственников, которые надоели, замучили и мешают жить. А иногда нужно войти в режим долготерпения, — из терпения в долготерпение, как вы сами изволили выразиться, — но это нужно разбирать в частном порядке: что там, где там, как там. Поэтому я не даю вам, повторяю, «точечного» ответа, а оставляю вас наедине со своим нравственным вопросом. Можно поступать и так, и так, главное — не ошибиться.

— Добрый вечер, Сергей Павлович из Москвы. В прошлой передаче был поставлен вопрос о том, что можно причащаться на земле, но оказаться не причащённым на небе. Эти слова, в принципе, встречаются у святых отцов. Например, что утверждает преподобный Симеон Новый Богослов: «Если в чистом созерцании ты приобщился (тайн — имеется ввиду), то ты стал достойным подобной трапезы. А если ты не стал достойным, то никоим образом не соединишься с Богом». И ещё: «Если еду́щий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет вечную жизнь по Его божественному изречению, а мы, вкушая Их, не чувствуем, что в нас происходит что-то большее, чем предвкушение чувственной пищи, то, следовательно, мы приобщились только простого хлеба, а не одновременно и Бога». Есть такие же слова и о таинстве Крещения: для неверующих вода остаётся водой. В принципе, святые отцы чётко говорят о том, как надо причащаться.

— Спасибо. Я всё-таки повторюсь, что я верую, что Евхаристия объективна, и таинство Крещения объективно, оно не зависит от веры субъекта. Оно может быть в осуждение, но именно в силу своей объективности: раз оно объективно, то оно и осуждает тебя, неверующего; раз оно объективно, то оно и спасает тебя, верующего. Это касается Крещения, Евхаристии и всех остальных таинств. Эти все вещи, конечно, я понимаю, но нужно вникнуть в контекст Симеона. Он говорил про Причащение в Духе и реальное Причащение в свете: он не осуждал Евхаристию, которая принимается неверующим или маловерующим, но имел ввиду, что если ты съел Тайны как простой хлеб — ты съел реальное Тело, но съел Его как простой хлеб. Я так понимаю слова Симеона. В целом, в общем-то, я разделяю эту точку зрения, но подтверждаю своё стояние на точке зрения объективности присутствия Христа в Евхаристии независимо от того, веруешь ты или не веруешь: ты ешь либо суд себе, либо оправдание себе, и в зависимости от своей веры — ты потребляешь Святыню в осуждение или во спасение. Я на этом стою, и не могу иначе.

Все остальные тексты святых отцов я принимаю, согласен с ними, не оспариваю их, но Писание принимаю как первый и главный голос Духа Святого, в частности — послание Павла к Коринфянам.

— Здравствуйте. Батюшка Андрей, я давно читаю и не могу понять: «Не думайте, что вам пить и что вам есть». Вот это я не понимаю. Написано: «Птицы едят, а вы же…» Мы же должны работать.

— Если вы понаблюдаете за птицами, то вы заметите, что они находятся в непрестанном труде: бедные пташки покоя не знают вообще. Нам кажется, что птицы небесные — вечные странники — не думают, что есть, что пить: летают себе, поют. А они, на самом деле, постоянно возятся, носятся, вьют гнёзда, спасают своих птенцов, выводят их, кормят их, и не имеют никакого покоя. Но смысл в том, что Бог питает их: Бог даёт червячков, букашек, козявок, они постоянно находят для себя веточку, соломинку, кусочек деревяшечки для гнезда, и козявочку — букашечку, чтобы самим поесть и ребёнку принести. Т.е. даёт им Господь. Вот в этом смысле и человек должен иметь трудолюбие и заботу. Но у птиц нету житниц, ведь Евангелие говорит про то, что у них отсутствуют житницы: нет амбаров, нет складских помещений для запасания козявок на потом. Они не запасают жучков, червячков, козявок: нет у них холодильников, чтобы там козявки морозились. Вот в этом смысле каждый Божий день Господь им даёт пищу на сегодняшний день. В этом смысле они — пример. Не в смысле, что они балдеют, ничего не делают, лентяйки, летают, поют себе, подбирают крошки — ничего подобного: они постоянно возятся, работают, просто у них нету никаких банковских систем, нету складских помещений, холодильников, амбаров, погребов с козявками, и они, бедные, каждый Божий день добывают пищу заново. Вот в этом смысле. Ты работай, работай, а там уже посмотрим, потому что наберёшь козявок на всю жизнь, потом глядь — козявки испортились. Вот в этом смысле как бы, потому что козявки портятся. Надо каждый день трудиться.

— Здравствуйте, батюшка. С вашей точки зрения как правильно с христианской позиции поступить? — У меня сложная такая ситуация: на работе начальник побил меня. Это государственная служба. Я обращался во все инстанции.

— Побейте его в следующий раз.

...

— А с точки зрения христианской морали?

— Нормально, нормально, какая мораль? Бейте в лоб и не спрашивайте фамилию — это будет нормальная мораль. А что, вас будут бить, а вы будете смотреть и потом в прокуратуру идти? — «Меня побили, меня ударили…» Ну что это такое? Ну побили и побили. Допустим, побили меня: вышел я на улицу мусорное ведро вынести, а меня взяли и побили. Ну что я, в прокуратуру пойду что ли? Ну побили, да и побили. Вернулся побитый с ведром или без ведра. Если я могу дать сдачи, я должен бить в ответ. Не можешь дать сдачи — убегай: «Дают — бери, бьют — беги». Если он ещё раз поднимет на вас руку — бейте в лоб, да и всё, и он на вас больше руку не поднимет. Я вас уверяю, честное слово. Людей бьют тогда, когда они сдачи не дают. Стоит только дать в лоб в ответ — всё, драки закончились, начинается мир, дружба на веки вечные. А с прокурорами там не разберёшься во веки, у них посерьёзней дела есть, чем каждый мордобой рассматривать.

— Добрый вечер, Анна, Москва. Я наблюдала такую картину в двух храмах, довольно известных Московских, и что важно — во время двунадесятых праздников: причащают родители младенцев на руках и, наверное, из тридцати-сорока в обоих случаях родителей — в одном храме только младенец, а родители поворачиваются и уходят; во втором храме только двое… Как вы это оцениваете?

— Отвратительно я это оцениваю. Но у меня встречный вопрос: а вы детей своих причащали, а вы вместе с ними причащались, когда они были маленькими? Вы сейчас скажете: ну время такое было… Я вас понимаю, я вас не осуждаю. Но извините, ну вот так вот. Вот они такие, так их научили: причащать детей и не причащаться самим. Я против этого. Я против того, чтобы тащить малышню к Причастию, а самим годами не причащаться. Это какое-то форменное безобразие. Но… «Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать». «Ах, как вы тут, понимаешь, причащаете младенцев, не причащаетесь сами…». Но мы вдруг — раз — и спросим себя: «А ты когда сама причащалась в первый раз?» — «Ну мне уже было 48 лет» — «А детей твоих ты причащала, на руках своих носила?» — «А мои дети были пионерами, я не могла их причащать» — «Ну так и не лезь в чужую жизнь». — Вот так я вам скажу.

Причащаться нужно: взрослым — в первую очередь, малышню причащать легче всего. Сами причащайтесь, злодеи, беззаконники, грешники, нечестивцы. Кайтесь и причащайтесь, а потом детей причащайте. Всем понятно? Ангела-Хранителя! Христос Воскресе!


Наталия
81074
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Эля

а подходя к Причастию, нужно быть как мытарь, которому даже в храм стыдно было войти, от своих грехов.с чуством свой немощи справиться с грехами и желанием поменять свою жизнь с просьбой к Господу помочь справиться со страстями и своим недостоинством быть причащенным.(так как весь во грехах)

Пожаловаться
Эля

— Здравствуйте. Батюшка Андрей, я давно читаю и не могу понять: «Не думайте, что вам пить и что вам есть». Вот это я не понимаю. Написано: «Птицы едят, а вы же…» Мы же должны работать… нужно понимать это что прежде всего нужно искать Царствия Божия, а остальное приложиться… Господь притчами говорил, и понимать это не буквально

Пожаловаться
Наталия
Царствие Небесное бездельникам и лодырям не даётся, ибо от безделья человек впадает в грех — «в поте лица добывать будешь хлеб свой». Не просто так только избранные святые занимались сугубо молитвой — даже монахи обязаны работать физически, стяжая Царствие Небесное
Пожаловаться
Эля
правого разбойника Господь спас, некрещеного и не работающего и без мытарств, он только покаялся, мы должны быть как правый разбойник, с чувством покаяния и смирения, есть притча о Марфе и Марии сестрах Лазаря, прежде нужно искать Царствия Божия! но и трудиться конечно тоже.
Пожаловаться
Наталия
а как без труда его достичь?
Пожаловаться
Эля
смотря подразумевать под трудом… кто то за компьютером сидит на работе, а кто то лопатой машет… труд это пунуждать себя на добродетель, понуждать тело на пост, на молитву, вставать с утра и идти на Литургию, помогать ближним, не смотря на то что у ты устал…
Пожаловаться
Наталия
меня мой батюшка учит делать то, что я должна, и поменьше думать о своих добродетелях
Пожаловаться
Эля

мне кажеться вообще о них должны забыть, дабы не возгордиться

Пожаловаться
Мария
Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Татьяна

Огромное спасибо.

Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Daria

Я дочь вожу причащаться, а сама увы...

Пожаловаться
Наталия
есть повод задуматься- пост начался…
Пожаловаться
Лариса

Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Аня

я про причастие детей и родителей вообще ничего не поняла. наверное, там в каком-то контексте был задан вопрос? мы с мужем причащаем детей каждое воскресенье почти. а сами гораздо реже. не раз в пять лет, конечно. короче, я не поняла вообще.((

Пожаловаться
Наталия
все понимают, что взрослые причащаются реже. Но часто видно, как ребёнка к причастию водят, а сами не идут никогда. Как правило с достижением ребёнка семилетнего возраста в храме тогда уже не будет ни мамы, ни ребёнка. Печальная констатация факта формального подхода и непонимания сути Причастия
Пожаловаться
Аня
А!!!
Пожаловаться
Татьяна
Как всегда, его ответы очень нравятся!

А про Причастие… да, тяжеловато, но хотя бы раз в месяц надо стараться!

Пожаловаться
Наталия
да
Пожаловаться
Ирина

Дитя должно видеть, что и родители причащаются. Ведь мы сами подаём пример. Конечно дочка пока чаще меня причащается. Но тногда нам получается и вместе.

Вот тут уже на лицо привычка судить. Ведь женщина не знает готовилась ли мать к причастию....

Пожаловаться
Наталия
все понимают, что взрослые причащаются реже. Но постоянным прихожанам видно, как ребёнка к причастию водят, а сами не идут никогда. Как правило с достижением ребёнка семилетнего возраста в храметогда уже не будет ни мамы, ни ребёнка. Не осуждение это, а печальная констатация факта формального подхода и непонимания сути Причастия
Пожаловаться
Ariannа
+ Наталия я согласна с Вами. Именно в этом ключе. А не под одну гребенку.

Для меня скажем причастить троих младших, двое из них отроки, это серьезный трехдневный марафон и собираешь в кулак все терпение. Я после этого подвига просто падаю и лежу полчаса в коматозе.

А сама уж спокойно и вдумчиво в другие выходные. Я просто боюсь халтурить при причастии даже детей, отвечай потом))

Пожаловаться
Наталия
да, я тоже иду отдельно от детей- это слишком тяжело вместе
Пожаловаться
Про мордобой: а как же если бьют в правую щеку, подставь левую ??..
Пожаловаться
Наталия
есть нюансы
Пожаловаться
Елена Трроянская

по поводу дать сдачи, ну прям вообще умница!))) последнее, детей причащаю отдельно, вернее сына и племяшку, вместе просто нереально выстоять службу два дня подряд. Дочь так вообще не хочет больше ходить, мы любим комфорт, трудиться не желаем… не знаю, в кого такая...

Пожаловаться
Наталия
я Васю одного отправляю, Артёму только намекаю — пора бы к причастию — он самостоятельно всё делает. А я как получается с Варварой- стараюсь не реже раза в месяц.
Пожаловаться
Елена Трроянская
мои дети не приучены к храму, к сожалению, я сама только только начала ходить, что с детей то взять… семья у нас была не воцерковленная, отец и до сих пор не верит, хотя покрестился… очень сложно я шла к Богу, много наделала… ну я писала уже… и еще многое предстоит сделать, надеюсь дочь когда нибудь придет сама в храм
Пожаловаться
Наталия
не заставляй, но показывай пример
Пожаловаться
Елена Трроянская
только так
Пожаловаться
Ariannа
Пример примером, но от реальной подготовки к причастию мои старшие дети вежливо отказываются, как не умасливаю. А в воскресенье утром резво убегают на тренировки. Радуюсь малому: хоть иконы со своих полок не убирают
Пожаловаться
Наталия
Понимаешь, я воцерковлялась уже будучи мамой первого. И вижу, что дети должны видеть, что вера- это не нечто эфемерное, а образ жизни и мыслей. Если нет- получается формализм. И в подростковом возрасте они отходят. Но причастие, которое их освящало в детстве, всё равно даст плод- семя посеено. В этом возрасте только предлагать им и молиться за них, и расти в вере самим. Молитва матери может многое- она очень быстро к Богу долетает
Пожаловаться
Ariannа
+++
Пожаловаться
Наталия
посеЯно*
Пожаловаться
Анна Каргина

Как мне нравятся рассуждения о. Андрея Ткачева! Такие неформальные, мудрые, искренние и всегда учитывающие ситуацию! Этому священнику, кстати, можно задать всегда личный вопрос на сайте Елицы. Ждать только долго, месяца1,5. Но оно этого стоит

Пожаловаться
Наталия
не знала про Елицы, спасибо. И я очень люблю слушать отца Андрея
Пожаловаться
Елена Трроянская
а я там зарегистрировалась неплохой сайт, православная соц.сеть. но мне показалось, что там много фанатичных людей, которые сами толком ничего не зная, или думая, что знают много, пытаются других учить уму разуму
Пожаловаться
Наталия
я на форумы вообще е хожу нигде- только тут. Только читаю что мне интересно
Пожаловаться
Людмила
Здорово. Про начальника понравилось, хотя этот вопрос, мне кажется, надо рассматривал в каждом случае отдельно
Пожаловаться
Наталия
да все вопросы конечно индивидуально надо рассматривать
Пожаловаться
Марина

Про птичек понятно, но как применить в жизни не понятно. А про мордобой вообще классно сказано. Тем более не известно еще за что начальник ударил.

Пожаловаться
Наталия
там рассуждений больше было- я начало и конец этого мордобоя в пост взяла. Это практика у начальника- распущенный просто. А про птичек- трудиться, но душой стараться к результатам труда не прирастать- Бог дал- волен и отнять
Пожаловаться
Ольга
!!! С первым комментарием согласна)))
Пожаловаться
Наталия
точно
Показать ещё