Борения, труд, исповедь – все это духовные подвиги. И ты смиряешься, когда перестаешь возвеличивать себя, идешь к священнику и говоришь ему:
– Отче, ты думаешь, что я хороший, а кое-кто даже считает меня святым. И вот послушай, что я наделал! Послушай, о чем я думаю и как поступаю, я, добрый человек, с отличным «имиджем» среди соседей! Послушай, куда я пошел и как отнесся к такому-то человеку…
И таким образом ты смиряешь себя сам. Это ли не аскеза? Не труд? Не жертва Христу? Я приношу Ему в жертву мои страсти, мой эгоизм, мое хорошее представление о самом себе. И когда ты так унижаешь себя перед Богом, Бог прославляет тебя. Так исчезают бесы.
Например, приходит ко мне одна девушка и говорит:
– Я хочу замуж.
Я говорю ей:
– Помолись!
– Ну, я молюсь, но у меня нет времени на молитву.
– Раз у тебя нет времени, значит, ты не воспринимаешь всерьез ни Бога, ни свою собственную проблему. Потому что если бы твоя проблема казалась тебе серьезной, ты бы много молилась. А ты много молишься?
– Нет, не много.
– А что ты делаешь?
– В смысле, что делаю?
– Ну, что ты делаешь для того, чтобы выйти замуж? Ходишь в храм? Постишься?
– Нет.
– Читаешь акафист Пресвятой Богородице?
– Нет.
– Читаешь Священное Писание?
– Нет.
– Ну и что? Чего же ты хочешь в таком случае?
– Я хочу, чтобы Вы что-нибудь сделали.
Я помолюсь за эту девушку, но и в таком случае может произойти то, о чем я рассказывал тебе на примере с зонтиком. Я молюсь, и Бог посылает дождь на человеческую душу. Но человек держит над своей душой зонтик, и Божия Любовь снова не доходит до его сердца – из-за этого зонтика. То есть тебе нужно сначала сложить зонтик (как мы делаем это в церкви). И тогда душа твоя превратиться в ложбинку, и благодать прольется в нее благодаря твоему личному подвигу смирения.
Ты не можешь быть живым, здоровым и при этом ничего не делать. Нужно осуществить свой вклад. Только дьявол поступает так – бросает тебе какое-то блестящее чудо (хотя ты ничего не делал для того, чтобы получить его), оно ослепляет тебя на мгновение, а затем исчезает. То, что дает нам искуситель, всегда пропадает. А то, что нам дарует Христос – когда мы этого заслуживаем, когда мы приготовили себя к принятию дара через подвиг и мучительную борьбу, – прилепляется к нам, пропитывает нас насквозь и никуда потом не девается, не исчезает.
Не нужно постоянно сопротивляться. Сама жизнь научит тебя не делать этого. Священник говорит тебе что-то, а ты сразу же начинаешь: «А-а, как Вы смеете вмешиваться в мою жизнь? Как смеете оказывать на меня влияние?» Ну, а как в таком случае ты хочешь изменить свою жизнь? Живи сам и оставь всех в покое. Если ты не собираешься ничего делать, то чего тогда хочешь? С Богом нужно сотрудничать. Но если у тебя не хватает смирения на то, чтобы прислушиваться к словам и ты везде впихиваешь свое «я», свою логику, свой рационализм, который уничтожает тебя, то с таким подходом к жизни – с упрямством, сопротивлением, противоречиями – в ней ничего не изменится.
Архимандрит Андрей (Конанос)
и ведь правда, Марин, так и есть......
хороший отрывок!
вчера дочери его дала прочитать, ей понравился, хотя я боялась, что вообще не захочет это читать)
Правильно. Нужно Самим трудиться а не ждать, что будет подброшено какое-то чудо. И Благодарить.
Спаси Господи!
Я вчера этот отрывок дочери дала прочитать, она прочитала с интересом и сказала, что он ей многое объяснил… Нам и батюшка на проповеди говорил, что чтобы достичь результата (в любой области), надо потрудиться, надо этим заниматься. И привел пример- спорт: в этой области это ни у кого не взывает сомнений. Но ведь то же самое и в духовной жизни: надо преодолевать себя…
Да, Марина!
Спаси Бог.
Во славу Божию!
точно, это про меня. бывает такое отупение. и лень.
Как часто я ношу над головой зонтик(((((((((
Я когда о чем-то молюсь и не получаю того чего хочу очень расстраиваюсь и прекращаю молиться, но по характеру наверное такая, что через какое-то время начинаю просить снова. Потому что сказано «Просите и дано будет вам». Просто иногда не хватает сил. Бывает думаю, наверно мне это не полезно, а пройдет какое-то время и я опять к Богу в молитве обращаюсь. Ведь сказано же Просите. А еще мне очень нравится притча про бедную вдову, которая просила защиты у неправедного судьи.
Замечательное объяснение