День Закона Божия

Многогранный и тонкий смысл у Праздника Обрезания Господня. Очень большая и интересная статья. Даю ссылку.https://

А в посте привожу отрывок.

Праздник Обрезания Господня — день Закона Божия

Двунадесятый ли это праздник?

Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, «двунадесятый» ли то праздник или нет.

Пасха стоит выше и вне «двунадесятых» (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым Днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово… Итак, двенадцать. Ясно, что Обрезание не есть двунадесятый праздник; но он чтится.

Незаметный

Но почему же он проходит так незаметно? И вообще в этот день как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько.

При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах.

Ему даже времени нет: 31 декабря (по старому стилю — прим. ред) отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.

А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почивший 1 января; — торжество ему тоже ослабляет Обрезание.

А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание.

Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник — один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев.

Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно… Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему.

В чем же дело? Не пропускаем ли мы его?

Мало задумывались

Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот, восьмой, день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев, так что «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» — язычником, как и у нас делили людей на крещеных и «нехристей», некрещеных… Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет; это я сам слышал от одной несчастной матери.

Но все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. А быстрое мелькание праздника между двумя великими «богоявлениями», да еще «заваленное» «Новым годом» (не церковным празднованием) не давало времени вдуматься о смысл этого праздника. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение — как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам? И уж во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях.

Праздник закона Божия

Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию — и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.

И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.

Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону.

И после в службе я действительно усмотрел эту мысль и встретил постоянное употребление слова «закон». Но я не задумался тогда над тем, какое же это отношение имеет ко мне, к христианам вообще. Теперь продолжу это размышление. Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое.

То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.

Но далее: это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти. Ведь остановиться на этом (законе, борьбе, букве) невозможно. И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Борьба в Ветхом Завете была бесплодна (). Человек, застывший на этом, духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде.

Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела (операция «обрезания» своей воли), во-вторых, — понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих, (и это, может быть, самое главное) — опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего».

Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала.

Митрополит Вениамин (Федченков).
Источник: Письма о двунадесятых праздниках


Наталия
4339
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Марина
Хорошая проповедь, сегодня в храме батюшка на проповеди кусочек из нее цитировал!
Пожаловаться
Наталия
да, и это только кусочек, вся статья большая и с разных аспектов освещает суть праздника
Пожаловаться
Еленка

Спасибо! действительно, как то не задумывалась об этом празднике… буду теперь знать

Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Людмила

Спаси, Господи!

Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Светлана

Наташа, спасибо! Ты и для меня помощник и путеводитель.

Про статью (если можно, хочется поделиться впечатлениями):

Когда только начала читать главу «праздник закона Божия» сразу в животе так заныло: как бывает, когда что-то сокровенное происходит. Уже когда дочитала «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые» такой вихрь ассоциаций пошел в голове! Я ведь психолог и очень многое в психологии пересекается с учением Божьим. Недавно, моя старшая подруга, взрослый практикующий психолог мне сказала: уже год как все мои консультации проходят с упором на заповеди Божьи. Дожила! Даже наверно не смогу слова правильные точные и понятные сейчас подобрать, но это один из главных законов человеческого общения: если хочешь что бы тебя услышали, сначала самвстать на уровень собеседника, войти в его реальность… Как — то так...

И еще одно место для меня прямо открытием стало: "понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу".

Ну и про все остальное тоже очень, мне показалось точно сказано.

Еще раз спасибо!

Пожаловаться
Наталия
Во славу Божию! Тебе как психологу рискну порекомендовать сайты группы пережить точка ру — на этом ссылки на другие похожие — главные жизненные проблемы разбираются православными психологами и священниками. А ещё сайт
Пожаловаться
Светлана

Первое: Официальный сайт Миссионерского отдела Московской епархии. семейство сайтов «пережить точка.ru» Правильно?

По ссылке нашла.

Спасибо. Буду изучать.

Пожаловаться
Наталия
да
Пожаловаться
Ирина

спасибо. а то бы так и не добралась почитать) С праздником !

Пожаловаться
Наталия
Во славу Божию!
Пожаловаться
Юлия Омельченко

Спасибо большое за статью! Очень поучительно и интересно мне было прочесть. Честно говоря давно хотела побольше узнать об этом празднике, но руки так и не доходили… Наталья, ты как всегда для меня помощник и мой путеводитель))) Слава Богу за всё! У Господа случайностей не бывает!

Пожаловаться
Наталия
Во славу Божию!
Пожаловаться
Ola

в закладки

Пожаловаться
Наталия