Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин о жизни в эпоху информационных технологий
-Жизнь в информационном обществе — оказывает ли она принципиальное влияние на внутреннюю, духовную жизнь человека? Может быть, даже стоит сказать: оставляет ли она возможности для внутренней жизни, для сосредоточенности?
— И да и нет. Все зависит о того, как человек относится к тому, чем он пользуется. Главное, по слову апостола Павла, чтобы ничто не обладало нами: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).
Действительно, если всерьез, всем сердцем переживать все то, что ты видишь и слышишь в «виртуальной» реальности, созданной СМИ и Сетью, то, конечно, не только от духовной, но и от обычной, настоящей, «внешней» жизни ничего не остается: человек просто теряет здравое отношение к действительности. Мы видим рядом с собой множество примеров того, как люди практически переселяются в тот «иной» мир, где находятся большую часть своего времени.
Но все же я должен подчеркнуть: нет ничего такого, что способно подействовать на душу человека извне с неотвратимой силой. Выбор всегда за самим человеком, все зависит от него. Он может активно пользоваться Интернетом и оставаться живым, чувствующим, думающим — нормальным. А может в виртуальном мире утонуть. Все зависит от того, какие ценности есть у человека, чем он живет, что является наполнением его жизни.
Мне кажется, нашему поколению проще противостоять этому натиску. (...)Мои наблюдения за молодыми людьми, которые выросли в обнимку с гаджетами, не внушают мне большого оптимизма.
Хотя, повторю, все зависит от самого человека, а он способен преодолевать многие сложности в своей жизни. Если он получил правильное воспитание — семейное, церковное — и если у него есть навык внимательной внутренней жизни, ему будет гораздо легче.
— А вообще, труднее ли сегодня человеку услышать Бога, голос своей совести?
— Когда человек сам засыпает свою совесть, этот колодец, по выражению аввы Дорофея , песком суеты, беготни и развлечений, ему становится все труднее и труднее услышать этот голос. Тут неважно, какого рода этот «песок»: погружение ли это в Интернет или в обычные повседневные дела, которым человек отдает себя полностью. Сегодня люди живут в большинстве своем абсолютно рассеянной жизнью.
— Люди привыкли доверять СМИ. Но сегодня никто не несет ответственности за недостоверную информацию… Не говоря уже о лжи, о сознательных манипуляциях, о «позициях сторон» — это когда в разных изданиях можно прочесть противоположную трактовку одних и тех же событий.
Как же быть читателю, потребителю информации? Можно ли развить в себе умение различать фальшивки? Или главное — просто не торопиться с оценками?
— Прежде всего, конечно, никогда не надо торопиться с оценками. Сегодня Интернет — настоящее поле боя, где разворачиваются информационные битвы, сопоставимые с великими сражениями древности. Не каждый отдает себе в этом отчет. Сразу верить тому, что написано, я бы поостерегся… Сразу же становиться на чью-то сторону или чем-то возмущаться я бы не советовал.
— В числе главных христианских добродетелей всегда были трезвение, хранение чувств. В чем они должны проявляться в наше время и как можно их в себе воспитать?
— И сегодня, как и тысячу лет назад, трезвение проявляется во внимательности к себе, а не к другим. В том числе в неспешности наших оценок — людей, которые нас окружают, событий, которые происходят. В воспитании в себе некоей эмоциональной и ментальной аскезы, если можно так выразиться.
Как этого достичь? Только долгим трудом. Добродетель трезвения, может быть, даже в большей степени, чем какая бы то ни было другая, воспитывается навыком, постоянным приучением себя к взвешенным, трезвым оценкам и, главное, памятованием о Боге.
— На нашу жизнь сегодня оказывают огромное влияние социальные Сети, где мы можем обмениваться информацией и мнениями с большим количеством людей. Но именно в соцсетях с невиданной скоростью распространяются паника, нервозность, агрессия. Бывает, что после такого общения состояние человека можно описать только словами известного революционного гимна: «Кипит наш разум возмущенный»… Вот это состояние «кипения», взбудораженности с точки зрения духовной жизни — оно греховно? Знакома ли была эта страсть святым отцам и какое название она имеет в православной аскетике?
— Думаю, что эта страсть — гнев, слепой, поспешный, который всегда присутствовал в жизни человека. Здесь можно вспомнить даже совет из ветхозаветной книги: Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7, 9). И вот как раз противоположностью ему и средством, которое может победить такие состояния, является трезвение. Если у человека есть навык ко всему относиться трезво, он не будет поддаваться панике, нервозности.
(...)
— Сегодня часто можно прочитать, в том числе в блогах православных христиан: «Мне стыдно за свою страну», «Мне стыдно за свою Церковь» и т. д. Имеет ли такой «стыд» отношение к христианству?
— Каждый из нас имеет право стыдиться только за самого себя. Всё! Ни за Церковь, ни за страну, ни за людей, будь они нам близки или далеки. Это не наша обязанность и не наше право. Нам надо стыдиться собственных дурных поступков, бороться с ними, делать все, чтобы вырвать их из своего сердца. Вот это христианское делание. А стыдиться чужих грехов — занятие бесполезное, душевредное и никому не нужное.
— Опишу очень распространенную ситуацию. Человек приходит с работы уставший и, для того чтобы отдохнуть, садится перед телевизором или «зависает» в Интернете. Но получается, что он не отдыхает физически, а устает еще больше и при этом чувствует еще и душевное опустошение, душевную усталость. Почему так происходит? Этому часто поддаются даже люди церковные, зная, что после общения в Интернете практически невозможно исполнить молитвенное правило…
— Слаб человек. Вы описали ситуацию, когда влечение или навык превращаются в страсть, а любая страсть захватывает и обессиливает человека. Например, если он пьет или курит, он все прекрасно знает и понимает, он расскажет вам, в чем вред и как бросать, — а сам при этом удержаться не может. Так и здесь. Но надо бороться, и бороться крепко. Не ждать, когда само собой не захочется лезть в Интернет, а останавливать себя.
Для того чтобы преодолеть любую страсть, нужна большая сила воли. Вот как человек на диете сидит? Хочется, а нельзя. Так и здесь: должна быть такая же диета, только информационная.
А верующему человеку, конечно, нужно устраивать свою жизнь таким образом, чтобы исполнение молитвенного правила и чтение Священного Писания всегда стояли на первом месте. Например, проснувшись, не бежать куда-то, не приступать к делам, а сначала молитву прочитать. И вечером тоже обязательно помолиться, не откладывая правило напоследок. Есть такой хороший совет: даже если человек ложится поздно — в полночь, в час ночи, нужно молиться пораньше, не дожидаясь, когда ты свалишься от усталости. Скажем, прочитать правило после ужина, в 8–9 часов вечера, а потом доделывать свои дела, оставив напоследок несколько последних молитв.
В любом случае, если человек выстроит свою жизнь так, что духовное будет у него на первом месте, ему будет гораздо легче бороться с какими-то пристрастиями, потому что Господь будет подавать ему Свою помощь.
(....) Во время поста нужно ограничивать себя в получении информации. Лично мне помогает такая мысль: если случится что-то чрезвычайное, я об этом в любом случае узнаю. А вот все эти мелочи — кто там в очередной раз с кем встретился, кто кому позвонил и что сказал — ну не узнаю я этого, и слава Богу. Это ничего не изменит.
Поэтому особенно постом надо стараться воздерживаться от пребывания в Интернете так же, как от развлечений, телевидения, фильмов и других подобных вещей. Если есть свободное время, лучше посвятить его Богу, помолиться, почитать кафизму. Даже какой-то христианский фильм посмотреть или хорошую книгу прочитать гораздо лучше и душеполезнее. И не придется потом искать способов, как справиться с гневом, раздражением, злобой или унынием.
— И в завершение беседы, Владыка, — Ваш совет. Есть ли какие-то основные «правила духовной безопасности» в информационном пространстве?
— Один умный человек сказал однажды: в сегодняшнем информационном мире выживет и сохранится тот, кто сможет оградить себя от ненужной информации. Я с этим согласен.
Журнал «Православие и современность» № 31 (47)
Беседовала Наталья Горенок
..
У меня нет телика дома и новости вовсе не смотрим. Даже когда рассказывают знакомые, то я понимаю, могут преувеличивать. Своим глазам не всегда доверяю, что говорит о том что пишут другие. К тому же узнав новости я не чего изменить не могу, смысл их смотреть. Лучше займусь детьми и семьей, тут все от меня зависит.
Вот это разумно!!! Согласна с тобой
Но сегодня никто не несет ответственности за недостоверную информацию… Не говоря уже о лжи, о сознательных манипуляциях, о «позициях сторон» — это когда в разных изданиях можно прочесть противоположную трактовку одних и тех же событий.
очень-преочень согласна. особенно в ситуации с украиной сейчас.
и что человек сам за все несет ответственность — тоже очень верно
В интернете много информационного мусора. Согласна. Надо стараться фильтровать. Всеядность может и до несварения довести.
В интернете конечно много и грязи и полезного. Нужно просто не опускаться до уровня хамов и проживающих вместо реальной виртуальную жизнь. А за детей — реально страшно. Они же сейчас только в обнимку с гаджетами и растут.
Спасибо за статью!!! По поводу увеличения усталости, когда вместо того чтобы отдохнуть после тяжелого дня садимся перед телеком, согласна, частенько себЯ на этом ловлю и ругаю.
Во время поста нужно ограничивать себя в получении информации. Лично мне помогает такая мысль: если случится что-то чрезвычайное, я об этом в любом случае узнаю. А вот все эти мелочи — кто там в очередной раз с кем встретился, кто кому позвонил и что сказал — ну не узнаю я этого, и слава Богу. Это ничего не изменит. — уже давно и моё правило
Согласна с тобой… Некоторая информация- не только ненужная, но даже вредная… Услышу что-то в новостях, и потом это против моей воли в голове сидит(
оооооооо, Благодарю!!!