8 проблем ребенка в школе

Как сформировать у ребенка правильное восприятие процесса обучения? Помогать ли и как готовить домашние задания? Как проблемы с уроками могут повредить отношениям между ребенком и родителями? Все эти вопросы очень часто на консультациях слышитпсихолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, притом что:

  • Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников – многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1-2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4-5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была – научить, то сейчас задача учителя – дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял – сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял – то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5-6 классу эта возможность – сидеть и делать уроки вместе с ребенком – у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14-15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться – нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, – чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы – чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

8 проблем ребенка в школе

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое.

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки – и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий – уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4-5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

8 проблем ребенка в школе

продолжение


Ирина
311862
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Елена

Все-таки начальная школа такая была всегда (за минусом английского, который действительно нужно начинать изучать пораньше, но увы преподаватели язык обычно не знают и научить ему не могут), я отлично помню это по своему детству. Полно родителей которые умильно выводят со своими детьми крючочки и учат стишки а потом радуются хорошим оценкам. В средней школе все уроки им выучить с детьми обычно не под силу и эти дети скатываются на тройки.

Пожаловаться
РаисаЗахаровна
Ужас! А как преодолеть все эти проблемы?
Пожаловаться
Ирина

во второй части конкретики больше)

Пожаловаться
Ирина

нам так и сказали, что будем учиться вместе)

Пожаловаться
мамаНата

всегда была самостоятельной, училась на 5-ки, но раньше программа была легче

Пожаловаться
Ирина

и сам подход другой

Пожаловаться
Надежда

в закладки. Ужас, конечно! Но что понравилось в ответах -то, что по новым стандартам дети в школе не должны уметь читать и писать. Я абсолютно ЗА. В дошкольном детстве осн. деят-ть ребенка — игра. А учебная деят-ть — начиная с 7 лет. И учителя должны учить писать и читать. А то бедные дети начинают с 6 лет ходить на подгот. к школе, а через год так наготовятся, что в школу идут с отвращением (не все, но большинство).

Пожаловаться
Ирина

палка о двух концах, учителя то привыкли и им перестраиваться надо и как общее качество образование от этого не упало

Пожаловаться
Надежда

ну Ир, вспомни наше детство, мало кто умел читать, а тем более писать в 6 лет. В 1-ом классе нас всему учили. Я думаю, качество не пострадает. А ребенку надо дать наиграться до школы. Знаю лично одну семью (занималась с девочкой звуками), они начали ее водить на подгот. к школе в 6 лет, 3 р. в нед. Куча тетрадок, прописи, буквы и цифры учили. Через некоторое время у нее случилась истерика серьезная, т.к. ей хотелось играть и во дворе носиться, а мама старалась лучше к школе подготовить. Вот теперь незнаю как у них дела, но в то время я маме настоятельно советовала отложить эту подготовку на полгода точно.

Пожаловаться
Ирина

это да, но общие тенденции в образовании нехорошие, поэтому насторожилась

Пожаловаться
Надежда

а что еще там нехорошего наметилось? Слышала, что учебники теперь покупать не надо, — это хорошо))

Пожаловаться
Ирина

года два точно пострадает, в 14 году у знакомой дочка в школу идет — она все умеет и читать и писать, так почти все дети на подготовке все дети и вот вопрос — что они будут делать в первом классе? и как программа будет выстроена? с какой скоростью во втором классе программу проходить будут. Изменятся ли требования к гиа(или как их там)?

Пожаловаться
Надежда

м-дааа… странно все это. Придумали муть какую-то. Лучше советской системы образования еще так ничего и не создали.

Пожаловаться
Ирина

точно и с каждой реформой все хуже и труднее, как специально все делается(

Пожаловаться
Да, так и было. Со мной делали уроки до седьмого класса… Сама я просто боялась. Что ошибусь, что недосмотрю, что получу не пятеркуэто серьезные последствия на всю жизнь…
Пожаловаться
Мамочкадвухдочечек

ой ёй ёй… учиться вместе с детьми-жесть объяснить и помочь в трудной ситуации но учиться… нет.

Пожаловаться
Ольга

Все с ног на голову перевернуто — учителя дают задания, родители их выполняют, дети ничему не учатся. Но так и есть.

Пожаловаться
Ирина

даже еще «лучше» иногда. Куму учительница в первом классе сказала — я озвучиваю тему, а дети мне рассказывают. Во как!

Пожаловаться
Ольга

Ну, это можно по-разному понять. Если это форма платоновского диалога, когда учитель задает наводящие вопросы, а дети отвечают, — то очень неплохо для первого класса))))

Пожаловаться
Марина
Когда моя дочь пошла в первый класс, были те же самые проблемы, о которых пишет автор.Если ребенок не понимает объяснений учителя или что-то не получается, виноваты родители.Надо сидеть и заниматься с ребенком(хотя считалось, что в первом полугодии нет домашних заданийА лучше всего договориться с учителем насчет дополнительных занятий(платно, конечно).
Пожаловаться
Марина
То есть так было в подмосковной школе(1-й и 2-й класс), учили по программе Занкова, которая мне вообще не нравится.Потом в 3-й класс она пошла в Москве, во вновь сформированный класс.У них была отличная учительница! Всё было отлично, но через год она ушла в декретПришла новая, пока дети к ней приспособились, уже начальная школа кончилась.А в 5-м классе оказалось(так говорили учителя-предметники), что уроки надо делать вместе с ребенком.Я тогда работала, приходила не раньше 8 часов вечера, и мы начинали делать уроки или исправлять то, что дочь уже сделала, но неправильно...
Пожаловаться
Елена

А вот не понимаю, зачем все это делать?? Чтобы ребенок был круглым отличником? Ну если что-то недопонял можно объяснить, а вообще когда в классах по 30 человек понятно что большая часть что-то да не поймет, для того чтобы все понимали нужно чтобы было 12-15 человек в классах.

Пожаловаться
Елена

И еще не понимаю: ну следала она что-то неправильно, ну учитель и поправит...

Пожаловаться
Марина
Учителя на собрании говорили, что если ребенок что-то недопонял, то это проблема родителей.И именно говорилось, что мы ДОЛЖНЫ делать с детьми уроки.У нас речь не шла о том, чтобы дочь стала отличницей.Просто иногда она вообще не понимала объяснений учителя...
И не только у меня такая проблема.У моей одноклассницы три сына.И со старшим она аж до 7-го класса сидела, они вместе уроки делали.А второй сын с первого класса сам уроки делал, у него всё получалось.В итоге и тот, и другой поступили в университет.У другой подруги дочь с 1-го класса учится сама, без проблем.А сын- хоть и с хорошими способностями по матем.и физике, но его проблема вообще заставить сесть за уроки!
Так что всё по-разному, зависит и от самого ребенка, и от учителей...
Пожаловаться
Ирина

у Ангелины Занков жуть, а не программа(

Пожаловаться
Марина
Да((У Лизаветы всю охоту к учебе отбила
Пожаловаться
Ирина

не дописалось, в первом классе была, частично из-за нее(программы) мы в другую школу перевели дочку

Пожаловаться
Катерина

Пожаловаться
Ксения Ксения

«придется учиться вместе с детьми» убило)

Пожаловаться
Ирина

реальность нынешней школы(

Пожаловаться
Катерина

а так оно и есть… во втором классе задают столько же сколько мне в 5 задавали)у меня сестра мелкая и я вместе сней заново учусь))

Пожаловаться
Ксения Ксения

да я знаю все. я не так уж давно сама школу окончила.

мне учиться не придется. я все помню :))

Пожаловаться
Ксения Ксения

учебников полон дом. даже покупать ничего не надо будет-все есть

Пожаловаться
Ирина

а меня сегодня «обрадовали» что опять новые стандарты для начальных классов ввели, на госуровне и теперь детям к школе не надо читать и писать уметь

Пожаловаться
Катерина

а у нас сестрой разные учебники))))

Пожаловаться
Ксения Ксения

ну мало ли че там решили. я считаю что надо!)

Пожаловаться
Ксения Ксения

Катерина, это вдвойне хорошо! потому что часто в новых учебниках нет той инфы, что есть в старых. то есть ребенок может заниматься по двум учебникам дома. домашние задания делать проще)

я по двум занималась.

Пожаловаться
Ксения Ксения

я уже мечтаю детей отдать в школу… как ненормальная)

и самой бы побыстрее на учебу и работу. таак надоело дома сидеть… хочется развиваться