Кровожадные сказки: ужасаться или читать?

Очень меня эта тема волновала, нашла ответ в данной статье. Дочке  содрогаясь  читала Корнея Чуковского, книгу А.К.Толстого отложила, а оказывается зря:

Что читать детям? Вроде бы сказки. Открывают родители свою старенькую книжечку, где добро всегда побеждает, и в недоумении смотрят друг на друга: разве это можно читать ребенку? Мачеха разрубила падчерицу на куски и бросила их в корыто. Дровосеки распороли волку брюхо и достали оттуда бабушку и внучку. Живому медведю отрезали ногу, и он пришел требовать ее назад. Консультант по семейной педагогике и завуч начальной школы Елена Байдина рассказывает о том, что, когда и как читать детям.

Кровожадные сказки: ужасаться или читать?

«Кащей Бессмертный». В.М. Васнецов



  Родительские форумы кипят:


У меня есть книжка с русскими народными сказками, я там прочитала сказку про Лихо Одноглазое, с тех пор подходить к этой книжке боюсь...

  – Да… Можно быть невероятно матерым волком, и не факт, что козлы толпой не растопчат. С этой стороны мне жаль волка стало, если б у меня дети были, я бы сам сказки для них сочинял, чтоб по справедливости все))

  – Ой, мама. Прочитала сейчас нашу русскую сказочку – «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» называется – опять глаза повыкалывали, в бочку засмолили и плавать отправили. Что за мода такая?? А потом еще и на собственном молоке лепешки печь – полный финиш!


  Родители пытаются дать рациональное объяснение такому свирепому натурализму, опускают подробности, меняют сюжет или вообще не читают сказки детям. Родители боятся. А дети? Им нравится. Скачет ребенок по дивану и с удовольствием скандирует: «Соломенна нога… об одном сапоге… все молодки спят… три колодки спят… только бабка не спит… мою ножку варИт… мою шерстку прядЁт… мою кожицу сушИт… бабушку съееем! съеееем!..» Дети смеются. Ведь у детей свое восприятие, свои возрастные задачи. Завороженные ритмом, неотягощенные причинно-следственными связями, они запечатлевают древние образы сказок, улавливают что-то душой, а не умом.


  Никто не знает, кто именно сочинял сказки. Поэтому говорят, что они народные, не авторские. Известно более 20 «бродячих сюжетов», т.е. одинаковых у разных народов (про мачеху и падчерицу, про третьего сына-дурака, про сражения героев и т.д.). Рождение похожих сюжетов в разных культурах (или ассимиляция чужих) свидетельствует о важности заключенных в них образов. Ведь сохранилось то, что люди хотели слушать и пересказывать. Образы, запечатленные в сказках, не нужно интерпретировать с точки зрения современного вкуса или бытовой логики. Они несут скорее внеисторические архетипические смыслы. Про это можно почитать у В. Проппа в книге «Исторические корни волшебной сказки».


  Попытка внести современные или психологические смыслы в волшебную сказку в поисках «поучительности» кажутся неуклюжими и смешными: «вот Золушка – папа там подкаблучник, а сама Золушка – мазохистка больная. Будь я Золушкой – мачеха бы сама мне стирала…» Тенденция современных авторов «улучшить зло», т.е. сделать Бабу-Ягу смешной и нестрашной, убрать кровавые подробности, приукрасить текст находят поддержку у родителей: «купили мы с мужем книгу «Русские народные сказки» «классическую» с рисунками Билибина. Так там рисунок голого Кощея на коне, из одежды даже плаща с сапогами не было! Пришлось мне самой рисовать».


  К слову сказать, ребенку и не требуется разъяснений. Родители, вспоминая детские впечатления, удивляются переменам в собственном восприятии: «недавно решила почитать… Когда читала лет в 6-8, всё было нормально. Зато сейчас таким ужасом показалось», «я тут недавно почитал сыну на ночь сказочку. Когда мне мама в детстве эту книжку читала (а книжка та самая, бабушка передала внуку), то я как-то не анализировал, а сейчас… да это же просто детям читать нельзя!»


Занятно, что наши предки и наши родители, видимо, не боялись за наши неокрепшие души. А может, они их так укрепляли? Предлагая ребенку вариант «Красной шапочки», где Волк одумался и сел пить чай с пирожками, мы учим Добру? Зло в такой подаче остается неперсонифицированным, и мы оставляем детей беспомощными перед следующим этапом развития.



  В возрасте 4-6 лет дети переживают «витальные страхи». Они могут бояться темноты, сказочных персонажей и вообще пессимистического развития событий: «не читай мне про грустное». Про какие-то их страхи мы вообще не догадываемся. Это может быть пятно на обоях, слив в раковине, соседка, чаинки в чае, темные окна в доме напротив. Дети разных социальных слоев и в разных странах переживают в этом возрасте сложные процессы душевного созревания. Вот тут-то сказочные персонажи и принимают на себя удар. Детям легче справится со страхом, олицетворенным в сказочном персонаже. Архитепические образы народных сказок помогают им принять в себя огромные пласты мировой культуры в форме, отточенной поколениями. Там Добро и Зло круче, чем наши представления о них, а душа человека мудрее, чем интеллект.


Как и что читать? 


  Предлагаю вашему вниманию список сказок (конечно, неполный).


До двух лет:   эти сказки мы сами знаем с детства практически наизусть, потому что без конца просили их нам рассказывать. Дети требуют, чтобы им рассказывали одну и ту же сказку по многу раз одними и теми же словами. Так и надо. Это у них такая потребность, они очень любят сказки с повторами в этом возрасте. Нужно, чтобы все рассказывали одинаково. Часто можно видеть такую картину: сидит малыш и «читает» вслух – листает книгу и точно воспроизводит текст каждой страницы: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Соломенный бычок», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Колобок», «Три поросенка», «Машенька и медведь», «Три медведя», «Мужик и медведь», «Гуси-лебеди», «Репка» и другие сказки с повторами. 


После двух лет мы читаем волшебные сказки с более сложным сюжетом. Это не значит, что отказываемся от прежних, но расширяем круг чтения. Обычно дети сами дают понять, какую сказку хватит читать. Количество повторов уменьшается до 2-3: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По-щучьему велению», «Иван-царевич и Серый волк», «Гензель и Гретель», «Три царства», «Василиса премудрая и Кощей бессмертный», «Боб, уголек и соломинка», «Ворон Воронович», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и

  другие сказки с волшебными элементами. 


После четырех лет добавляем повествования с еще более сложными сюжетами. Некоторые сказки прочитываем всего один раз, но по просьбе ребенка перечитываем столько раз, сколько он хочет: «Аленький цветочек», «Финист — ясный сокол», «Джек –победитель великанов», «Златовласка», «Алладин и волшебная лампа», «Синдбад-мореход», «Волшебное кольцо», пересказы былин, исторические песни (в родительском пересказе), отдельные мифы и легенды народов мира.


  И напоследок один совет – если сказка не нравится родителям, читать ее не нужно.



Елена Байдина

Источник: Нескучный сад


Ирина
1794
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Алина

Есть чудесная книга православного человека, кандидата педагогических наук Ю.Ю.Поринца «Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует». Подробно описывается и объясняется. 

Пожаловаться
Алина
я до сих пор помню тот момент, когда мне было примерно 3 (!) года и мама читала книгу о девочке, которая наступила на хлебушек и эту девочку засосало болото. 
Пожаловаться
МаксаМама
ага) помню тоже выпала чуток, читая «зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у него выпивает») а ведь в детстве я не так это воспринимала)это как-то шло «мимо ушей» наверно
Пожаловаться
Юлия
Я вот в детстве жутко боялась по Бармалея слушать. Но любила про Дюймовочку)
Пожаловаться
Мою ножку варит, мою шерстку прядет, кожу сушиииит!!!.. О_______о МААМОЧКА!.. Мне самой страшно!..
Пожаловаться
Катя мишкина
На меня в детстве многие сказки ужас наводили. Я спать боялась. Почему то больше всего, просто даже панический страх у меня вызывала книга «Снежная Королева». Не знаю относится ли она к сказкам. До сих пор мороз по коже от мыслей об этой книги)))))
Пожаловаться
Liebe
давно, приехала к нам в гости сестры подруга, и привезла мне толстенную книжку «Арабские сказки» — на них та я и выросла.
Ну к аллаху я не переметнулась, но мораль мне их нравилась. Когда детям читаю эти сказки, не говорю аллах… говорю Бог.

Еще есть одна книженция — «сказки о животных» там и волки говорящие и львы, вот там страсти, Тарантино нервно курит в стороне...
Пожаловаться
Катя
Эээ, не буду я читать кровавые подробности расправы, мне это не нравиться и я не думаю, что ребёнку это полезно. Ну ладно ещё что волку живот вспороли, это нормально звучит, иначе ведь как бабушку с внучкой спасти, но вот про то как на куски порубили и побросали куда-то там, у меня это просто тошноту вызывает, поэтому не буду я Так дочке читать, перефразирую помягче.
Пожаловаться
Ирина
Я так А.К.Толстого книжку убрала — начала на ночь читать, а там прям в первых строках няня девочке говорит: спи, закрывай глаза, не дословно конечно  привожу, или кошка тебе на грудь прыгнет глаза выцарапает. А мы только кошку завели, подумала, что еще Ириски бояться начнет
Пожаловаться
Катя
Вот-вот, мне тоже кажется, что деток запугивать нельзя ни кошками, ни врачами, ни волками и тд, потому что потом может быть сильный страх на долгое время.
Пожаловаться
Мария
Просто  на  самом  деле, Русские  народные  сказки  совсем  не  детские  и  рассказывали  их  не  детям, а  взрослым.  Расказывали  рабоче-крестьянский  люд  на  завалинках, как  сейчас  рассказывают  анекдоты.  А  дети  просто  рядом  крутились, память  у  них  хорошая, они  все  запоминали, потом  сами  рассказывали.  Если  Афанасьева  почитать, так  там  не  только  натурализм, это  ерунда, в  них  мораль  очень  странная (  мягко  выражаясь)  Читать  такие  сказки  детям, можно  только  адаптировав  их, или  попутно  внося  свои  объяснения.
Пожаловаться
Елена

Но сказки они же очень поучительны, взять для примера Чуковского:

— Муха-цокотуха о смелости и отваге

— Мойдодыр — о желании купаться (у маленьких деток с этим периодически бывают проблемы)

— Тараканище — о выдуманных страхах и смелости

— Бармалей — о послушании и перевоспитании

— Айболит — о самоотверженности и любви к миру природы

И так можно много сказок расписать. Не очень люблю часть русских народных за их сомнительную моральную идею

Пожаловаться
наталья
Это возрастные особенности ребёнка и он должен и это все прочитать, прослушать.не вижу смысла смягчать что то.упрощать.время для сопернживания настанет позже
Пожаловаться
Фея
ой. а сказки братьев Гримм? это вообще хоррор жуткий... 
Пожаловаться
Ирина
да-да-да)
Пожаловаться
Марина
Я думаю, что если сама в детстве читала все эти сказки и воспринимала их нормально, то и моя дочь в том же возрасте воспримет их так же.Не представляю своего детства без русских народных сказок, а также "«Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита», «Карлсона»… А вот когда бабушка мне решила пересказать «День Триффидов» Уиндема(вот такая продвинутая бабушка!), то это была ее ошибка.Это произведение- уже совсем «другого поля ягода»...
Пожаловаться
Шурик
да, тоже недавно ужасалась сказкам )
Пожаловаться
Мур Дарья
Да, я тоже дочке купила муху-цокотуху и теперь пропускаю странички про паука и расправу над ним ))
Пожаловаться
Ольга
Я, когда сыну читала, тоже текст смягчала!.. Хоть мы и выросли на этих книжках, но я предпочитаю фильтровать!
Пожаловаться
Надежда
моя во всю уже декламирует половину Мухи-цокотухи ( самая любимая ее книжка), но я не пропускаю ничего))
Пожаловаться
Мур Дарья
А я и в мойдодыре спотыкаюсь на обзывательствах мальчика )))
Пожаловаться
Марселька
… да куда мир катится… ПАКИМООВ пусть тогда читают!
Показать ещё