Сообщество закрыто

Богослужебное и духовное содержание Великого поста.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения...

преподобный Ефрем Сирин

По учению св. Астерия Амасийского, св. Четыредесятница есть «учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения». Великий пост – это время упражнения в молитве, способ удалиться от зла, угасить страсти. Целью Великого поста является изменение духовного состояния, совершенствование себя. И об этом, к сожалению в наше время многие христиане забывают, превращая пост в диету, и считают исполненным свой религиозный долг причастившись раз в год Святых Христовых Таин. Это заблуждение проистекает от непонимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.

В самом начале Великого поста за Великим Повечерием читаетсявеликий покаянный канон Андрея Критского. Четыре дня Святая церковь плачет вместе с каждым из нас о своей жизни, о своей трагедии, о своем грехопадении. В библейских образах — Адама и Евы, первого грехопадения, изгнания из рая, великого потопа, Давида, Обетованной земли, апостолов и наконец самого Христа и Его Святой Церкви показывается великая борьба добра со злом, борьба Бога с силами тьмы, борьба человека с грехом. Каждый из этих образов становится примером или к подражанию, или к отвращению, и перемене своих мыслей и дел. Покаянный плачь, раскрывающий всю бездну греха приводит душу в раскаяние, рождает надежду на милость Божию и дает силы для борьбы. Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», это отражение нашей жизни, наши грехи, это выбор перед которым стоит душа каждого человека, путь Каина и Авеля, Соломона и Давида, и наконец путь Христа. Великий покаянный канон помогает человеку не просто механически перечислить свои грехи на исповеди, но восприняв свой грех, всю глубину и горесть своего падения привести душу к раскаянию. На утрене в среду пятой седмицы Великий Канон читается полностью, и теперь его слова являют собой оценку нашего постного подвига.

Великие Субботы. Суббота и воскресенье Великого Поста — это дни, когда совершается Евхаристия, дни исключения из великопостного богослужения, суббота же не есть постный день, но день праздника, установленный еще самим Богом: «и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Бытия 2,3). Среди христиан существует заблуждение, что божественное установление субботы, дня Творения мира, дня «мира сего», было перенесено на воскресенье, и таким образом воскресный день стал днем праздника, отдыха и покоя. Предание называет воскресенье первым днем, во Христе — днем ожидания, Днем Господним. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», и начался первый день Нового Творения. Суббота — день праздника, потому что в «мире сем», Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Суббота — день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, а рождение его уже за пределами Смерти в «будущем веке». Три субботы Великого Поста — это дни особого поминовения усопших в Господе «в надежде воскресения и жизни вечной» предвозвещают Субботу Воскрешения Лазаря и Великую и Святую Субботу Пасхи, которые есть великие субботы воскресения и перехода в новую жизнь Нового Творения.

Воскресенья Великого Поста. В великопостные воскресения Церковь празднует Первое (победу над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843 г.) и Второе (оправдание учения св. Григория Паламы) Торжество Православия. В конце Литургии Василия Великого священнослужители совершают молебное пение ко Господу и Пресвятой Богородице, молясь об утверждении в Святой православной вере православных христиан во век веков, об обращении на путь истинный всех отпавших от Матери Церкви, о даровании «многой и благой леты» всем живущим, и о «вечной памяти» всем скончавшимся защитникам веры православной. После прочтения дьяконом Символа Веры провозглашается анафема т. е., объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры. В четвертое и пятое воскресенье Церковь воспоминает аскетический подвиг жизни св. Иоанна Лествичника и Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния. В третье воскресенье начинается поклонение кресту, который торжественно выносится на середину храма за всенощным бдением, после Великого Славословия. Все песнопения этого дня говорят не о страданиях, а о Торжестве, о радости, о победе. Крестопоклонное воскресенье призывает нас сораспятся Христу, оставить грех, взять свой крест и следовать ко спасению. Вербное воскресение — великий двунадесятый праздник, знаменующий торжественный вход Господень в Иерусалим на добровольное заклание, о котором Он так часто говорил и к которому все Его служение на земле было направлено. В этот день освящаются молитвой и святой водой ветви вербы (вайа) или других растений, с которыми при зажженных свечах верующие стоят до конца службы в знак победы жизни над смертью.

автор: Лия Силуянова

газета Благовещение https://bks-vrn.ru/?page_id=37


Лилия
Лилия
Ксения
11 лет
Стефания
7 лет
Воронеж
3555
Интересные разделы сообщества