Сообщество закрыто

Масленица. Православные традиции и язычество.

Масленица — народное название праздника. В православной традиции приготовительная седмица перед началом Великого поста называется Сырной седмицей. В народе утвердилось мнение, что празднование масленицы уходит корнями в обычаи языческой Руси, связанные с   проводами зимы и встречей весны, с культом просыпавшегося весной медведя и получила название от печеных комов из гороховой муки – прообразов позднейших блинов. Но история церковного устава и богослужебные особенности данной недели полностью опровергают это ложное мнение. Синаксарь в субботу мясопустную говорит о том, что византийский император Ираклий (610 — 640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. После того, как Ираклий одержал победу, Церковь по его ходатайству ввела этот благочестивый обет в свой устав. Тут необходимо проводить четкую грань между языческим бесчинством и православным праздником. 

Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, пьянство и буйство. Сырная седмица — время приготовления в Великому посту, время отказа от излишеств, время приготовления души притчами к покаянию, к духовному посту, время приготовления тела к посту физическому, к крайнему воздержанию. На этой неделе уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю). Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий. Святая православная Церковь призывает к примирению с ближними, к прощению обид. Так каким же образом может сочетаться примирение с кулачными боями, самой распространенной забавой на Руси? Никак. В предготовительную неделю перед Великим постом мы просим Бога ограничить нас от праздности, уныния, желания властвовать и празднословить, просим дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других. Но как же может сочетаться эта просьба к Богу с языческими гуляниями, с желанием «наесться до отвалу» перед постом, «нагуляться», «нарадоваться», усладить свою плоть? Никак. 

Беспредельную ревность о благочестии народа в искоренении нехристианских обычаев празднования масленицы явил святитель Тихон Задонский. Борьбу эту начал святитель Тихон вскоре после своего вступления на воронежскую епархию, а в 1765 году он решился окончательно уничтожить этот обычай. В Прощенное воскресенье святитель в Благовещенском соборе произнес слово против масленицы: «Самое празднование масленицы есть дело языческое. Был у язычников ложный бог, изобретатель всякого пьяного пития. Сему скверному божку язычники учредили особливые в году праздники, и эти праздники проводили во всяких бесчиниях, играх, пьянствах и скверностях. Смотрите: не так ли и христиане проводят масленицу, да и прочие не так ли празднуют праздники? Не для чего в полудни света показывать, сами видите. А я еще подтверждаю, что кто масленицу в бесчиниях провождает, тот явным преслушником Церкви бывает и как бы упорно противу ее стоит, и показывает себя недостойным и имени христианского...

Дети отрекаются от своей матери, христиане Церкви Христовой не слушают, христиане, отвергшиеся сатаны и всех дел его, паки к делам его обращаются! Дело достойное сожаления, братие, да и страшное! Ибо кто Церкви не слушает, тот, по словеси Христову, как язычник и мытарь. И еще повторяю: кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви; кто не сын Церкви, тому Христос не пастырь; кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни. Ибо Христос только Своим овцам обещает живот вечный: овцы Моя, говорит Он, гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, Вот, братие, к чему приводит бесчинное празднование масленицы ».

Благочестивый обычай не возбраняет проводить сырную седмицу с блинами. Наоборот, Церковь призывает накормить нищих и странников, разделить любовь во Христе с ближним, хождение друг к другу на блины может сблизить родственников, помочь забыть обиды, простить. Но эти дни необходимо проводить в трезвости, без буйства и разгула, уклоняясь от языческих народных гуляний.  

автор: Лия Силуянова



Лилия
Лилия
Ксения
11 лет
Стефания
7 лет
Воронеж
21037