Ещё немножко осталось
Кому САД НУЖЕН — пост не для вас, можете, не глядя, закрывать. Поймите, пожалуйста))) Я пишу не о том, что «детский сад — зло», а о том, что он не является обязательным и необходимым для всех атрибутом развития и становления личности.
СПОРИТЬ НЕ ХОЧУ, это просто моё личное мнение, которое, возможно, будет интересно тем мамам, которые по определённым жизненным принципам НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ идею нахождения ребёнка в садике и имеют возможность не работать, но сомневаются из-за общественного давления.
И уточню ещё, что отказ от садика не снимает с родителей ответственности за социальную адаптацию ребёнка, за развитие в нём дисциплинированности, самостоятельности и уверенности в себе, за развитие умения общаться и конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, за развитие способностей ребёнка в целом (творческого мышления, в частности), за адаптацию к нахождению в большом коллективе перед школой и т.п.
Начало тут. Для тех, кому интересна тема нетрадиционного взгляда на детские сады
Какие развивающие занятия обычно проводят в саду
Обычно это рисование/лепка/аппликации по шаблону (это как бы такое «творческое» развитие), занятия по различным дидактическим материалам, развитие мелкой моторики, разучивание стихов и песен, игры на развитие внимания, подвижные игры. В некоторых садах есть логопед.
Лично для меня очевидно, что в развивающих занятиях/играх с детьми в детском саду нет ничего такого сверхсложного и непосильно для обычного взрослого человека. Это не требует особой «квалификации» (кроме разве что логопеда, и то — если у ребёнка совсем сложный случай). Это требует только желания мамы и определённую часть времени, не такую уж и большую (порой достаточно дать материал и свободу действий). Кстати, необязательно всем этим заниматься каждый день. Про читать/писать/считать я не буду тут писать – я придерживаюсь мнения, что этому специально нужно учить непосредственно перед школой (если ребёнок ещё сам не научился) – и то, если этого требуют школьные условия для принятия в 1-ый класс.
Немного о шаблонах, которым учат в детском саду
Информация для того, чтобы мамы сильно не сокрушались по поводу того, что их 3-летний ребёнок, не ходящий в сад, до сих пор не умеет «творчески» склеить «ёлочку» из трёх зелёных заранее кем-то вырезанных треугольничков и другие подобные «творческие» вещи. Дальше я позволю себе процитировать Марину Озерову, магистра общей педагогики, специализирующегося на детской психологии и детском развитии, практикующего методиста и психолога с многолетним стажем, руководителя и преподавателя творческих кружков, маму 3-их детей.
«Ребёнок бойко считает до (скольки угодно), называет буквы, и т.п. При этом никого совершенно не интересует настоящее развитие мышления, потому что это совсем не «видимый результат», который так любят родители. Таким образом, в самом начале, когда только закладываются основы интеллектуальных способностей и развивается мышление, ребёнок отучается мыслить, зато его учат усваивать шаблоны и «выдавать» их по просьбе взрослых. Это очень хорошо видно на рисовании (поскольку мышление в этом возрасте образное, его легче всего «убить» на «творческих занятиях»).
Например, воспитательница задала детям рисовать дерево. Она объясняет, из каких частей оно состоит. Как рисовать ствол, ветви, листья. Дети послушно повторяют показанный шаблон. А ведь если бы им сказали по отдельности нарисовать дерево, не было бы двух похожих! И вряд ли все дети нарисуют эти «ствол-ветви-листья» с правильными цветами, кто-то вообще синюю загогулину нарисует, кто-то бесформенную глыбу серо-буро-малинового цвета. Потому что в таком случае, если они придумывают образ сами, они ориентируются на СОБСТВЕННЫЕ впечатления, генерируют СВОЙ образ, что, конечно, развивает мышление и умственные способности. В повторении шаблона мышление участвовать никак не может — зачем? Всё и так готово. Бери и копируй. И ещё постарайся сделать «правильно», «как надо». Вот ребёнок и понимает на этих «развивающих занятиях», что думать ему некогда, не нужно, надо только брать готовенькое и показывать взрослым их любимые шаблончики».
О процессе занятий в детских садах
«Дошкольник не может удерживать внимание дольше 15 минут. Поэтому занятия в детских садиках построены на принципе частой смены деятельности, чтобы дети не «рассыпались».
То, что ребёнок не может долго концентрироваться на предмете, не значит, что ребёнок не мыслит! Ах, как хочется взрослым, чтобы всё, о чём думает ребёнок, было написано у него на лбу! Не задаёт вопросов — значит, не думает. Не участвует активно — значит, этот предмет его не занимает. Нет видимых результатов после занятия — значит, ничего не делал.
Как раз постоянная организованная смена деятельности не даёт ребёнку сосредоточиться ни на чём. У него нет времени ОБРАБОТАТЬ информацию, его задача — её просто пассивно усваивать. Ребёнку не дают думать, а дают только воспринимать. Ребёнку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счёт механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию! Получается, что ребёнок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы.
К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чём-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. (Особенно это влияет на медлительных детей — флегматиков и холериков). У воспитателей есть поурочный план: сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть «расписание познания», как раз в том возрасте, когда это НЕОБХОДИМО проходить в СПОНТАННОМ режиме.
Ребёнок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он её забыл и перестал об этом думать. Лучше, если ребёнок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.
Когда ребенок познает что-то новое, он постоянно проигрывает это. Вот это как раз и является хорошим закреплением информации в мозгу, многократным размышлением — а вовсе не повторение вслух за воспитательницей готовых сведений».
Кому интересна эта точка зрения о развитии детского мышления, можно почитать ещё вот тут: Раннее обучение (карточки/сортеры и т.п.) развивает механическую память, но не способность мыслить https://www.baby.ru/blogs/post/499397937-181805786/
П.С. Если хотите поделиться своим мнением, давайте будем это делать корректно и конструктивно, без хамства. Спасибо.
мне вчера дочка (растет дома) делала открытки. сначала одну, потом еще одну. я в шоке была. отрезала сама кусок картона, слепила пластилиновый цветок и букву А, первую букву своего имени. наклеила. потом еще добавила обычных наклеек, подписала «МАМЕ». а ведь я ее не учила даже лепить пластилином по бумаге!
и я сразу вспомнила, как в детстве в садике делала открытки. без желания, без творчества. налепить те самые подготовленные воспитателями бумажки на картонку. и еще прикол — на 23 февраля делали открытки папам (а у меня папы нет, но я тоже делала).
так что всё правильно в посте) я за свободное творчество!
я могла бы сидеть в декрете с младшим вместе со старшим. но наличие младшего не дает возможности полноценно заниматься — да даже просто порисовать ему мешает. А в садике полноценные занятия по возрасту с проф.педагогами.
Живые примеры несадовских детей есть у всех, и они действительно бывают очень разными. Вы правы, всё зависит от родителей. Спасибо за Ваше мнение.
Согласна, да я сама с дочкой занимаюсь и даю даже больше, чем в саду, как говорится было бы желание.
Сама работаю в саду.И помимо описанных Вами, занятий «по шаблону», существует множество других. И нетрадиционным рисованием занимаемся, и много проектов различных, и творческие занятия вместе с родителями… И многое другое...
Интересно было бы почитать развернуто про многое другое
Экспериментируем, игры различные — на развитие внимания, памяти, мелкой моторики… праздники тематические проводим
Ну это все понятно-обобщенно.Вот если бы вы, например, создали развернутый подробный пост по теме… интересно было бы почитать, но я не настаиваю.
если будет время и желания, то напишу… Я пока в декрете с младшим
я не говорю, что дома хуже, я привела вам пример того, что не всегда в садах — занятия по шаблону. Многое зависит от педагогов
И, конечно, интересны реакции детей на занятия.Я читала одну книгу по математике (для 1класса), где автор по каждой теме расписывает диалоги своих учеников-правда интересно.Будто их движение мысли становится тебе напрямую понятно
Мне кажется в садах тяжело физически уделить каждому малышу должное внимание, но не спорю, что есть специалисты от бога (в каждой профессии причём).
С этим согласна — к сожаления, очень часто группы в садах переполнены