Размышления о чтении 2.

Размышления о чтении. 2.

В предыдущей статье говорилось о благоприятных периодах обучения чтению. Эту статью хочу посвятить тому, как не надо учить детей читать, ну и о последствиях неправильного обучения.

Вернемся на несколько десятков лет назад. Обучение чтению и грамоте велось по одноимённому учебнику под названием Букварь. Рассчитан он был на детей в возрасте от 7 лет. Фиксирую внимание на этой фразе (см. Размышления о чтении 1)! Именно возраст 6-7 лет считается наиболее благоприятным для овладения чтением и письмом. Конечно же, интерес к чтению может появиться и раньше. Никто, собственно, никогда этому не препятствовал, но и не требовалось при поступлении в школу обязательное умение читать. Ведь данная ситуация предусматривает более раннее обучение ребенка чтению. И тут возникают вопросы. Готов ли малыш научиться читать? Сможет ли мама организовать этот процесс правильно, без ошибок?

Итак, поговорим о Букваре. Учебник был построен на основе аналитико-синтетического метода. В чем он заключается? В качестве примера разберем фрагмент урока обучения грамоте (кстати, обучение чтению и письму во всех системах всегда шли параллельно).

Анализ
1. Выделение из речи предложения.
2. Деление предложения на слова и выделение «исходного» слова.
3. Деление слова («исходного») с изучаемым звуком на слоги.
4. Выделение и изучение нового звука.
5. Знакомство с печатной буквой.
Синтез
6. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.
7. Чтение составленных слов.
8. Чтение новых слов по букварю.
9. Чтение предложений по букварю.

Это пример классической методики обучения чтению. Знакомство с каждой буквой проходит по одной и той же схеме. Варьируются лишь игровые упражнения для закрепления полученных знаний. Надо понимать, что этот процесс довольно длительный. Букварный период в советской школе занимал 7-8 месяцев. Согласитесь, процесс нелегкий, требует достаточного количества времени, знаний и терпения. Конечно, хочется научить ребенка читать в более короткие сроки, но спешка в этом деле, мягко говоря, неуместна и зачастую приводит к большому числу ошибок, которые порой под силу исправить далеко не каждому специалисту.

Рассмотрим основные и часто встречающиеся ошибки, к сожалению, не только родителей, но и педагогов дошкольных учреждений (увы, приходилось встречаться и с такой проблемой).

Первая и самая распространенная ошибка, с которой часто сталкиваюсь в своей практике, — искажение произношения звуков. Состоит она в том, что обучающий взрослый называет звуки следующим образом: [МЭ], [ЛЭ], [ТЭ], [РЭ] и т.д. в таком стиле. Что происходит в последствии? Ребенок соединяет звуки в слог, произнося их заведомо неверно. Происходит это так: [МЭ], [А] – [МА]. Между произнесением каждого звука в отдельности и целого слога, как правило, повисает пауза. Ребенок пытается мысленно откинуть лишний гласный звук [Э] и произнести слог слитно. Прочитать правильно слог с мягким согласным и гласным второго ряда становится ещё проблематичнее при таком способе, потому как звуковое сочетание [МЭ] закрепляет в памяти ребенка твердое произношение согласного. Следовательно, при прочтении слога МЯ возникают сложности. Как соединить [МЭ] и [Я]? В дальнейшем такой способ затрудняет чтение целых слов, и детям становится трудно прочесть даже двусложные слова, не говоря уже о словосочетаниях и предложениях. Произнося вслух или про себя такие звукосочетания: [МЭ А МЭ А] – [МАМА], — становится сложно сориентироваться, дети сбиваются, прочитывают слово с нескольких попыток. При попытке прочтения предложения подобным образом, юный читатель, двигаясь к концу, забывает начало предложения. Про текст даже не имеет смысла говорить…

Ребятам с неврологическими нарушениями такая «методика» может нанести серьезный вред, существенно замедлив освоение навыка, превратив его в пытку. Об интересе к чтению тут и речи быть не может. В дальнейшем прочесть интересную книгу такого ребенка можно только заставить! Этой ли цели мы добиваемся?

Вторая ошибка заключается в том, что ребенка учат называть сначала все буквы в слоге или слове, а потом произносить всё слово целиком. Этот подход также обеспечивает неправильное формирование навыка чтения, что приводит к развитию стойкой привычки неправильного чтения. Исправить впоследствии эту ошибку бывает довольно трудно.

Предположим, вы выбрали хорошую, правильную методику обучения чтению. Ваш малыш научился читать слоги, затем слова, и вот уже читает целые предложения, тексты. На данном этапе вас подстерегает возможность допустить третью ошибку. Вы можете заметить, что ребенок, читая начало слова, вторую его часть или окончание произносит неверно, подгоняя его по смыслу текста. То есть, иными словами, домысливает. Обнаружив такую особенность, следует подобрать упражнения для устранения этой погрешности, иначе в дальнейшем есть риск утраты одного из главных компонентов техники чтения – правильности, что для будущего ученика первостепенно.

Еще немного внимания хотелось бы уделить методике обучения чтению, которую вы решите использовать. Отнеситесь к этому пункту с максимальной долей ответственности. Выбирайте ту, которую под силу осуществить человеку без педагогического образования. Существует немало учебников, которые содержат рекомендации для родителей. С таким пособием обучать малыша азам грамоты станет намного легче и эффективнее. И, напоследок, от стертого карандаша всегда остаются следы на бумаге. Чем сильнее нажим, тем труднее стереть и написать правильно. Если что-то идет не так, не затягивайте, обратитесь к грамотному специалисту, ведь исправлять всегда сложнее. Коррекция может занять много времени и сил.


Ольга
Ольга
Краснодар
02441
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
missOLLI
missOLLI
Гришастик
8 лет
Петюша
5 лет
Краснодар

интересная статья

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Краснодар
Спасибо!