Приветствую Вас, милые читательницы и участницы сообщества! Сегодня с нами , мама трех замечательных деток, психолог и просто приятный человек! Светлана поделится с нами знаниями положенными на опыт, что, несомненно, можно назвать мудростью.
— Светлана, расскажи нам о своей семье
— Когда познакомилась со своим будущим мужем, очень быстро поняла, что это именно тот человек, с которым я могла бы прожить жизнь.
У нас был «эпистолярный роман». Он жил и учился, а потом работал в другом городе, фактически на другом конце страны. И мы писали друг другу письма. Вернее, сначала был договор: я ему пишу, он мне звонит. Но прошло меньше месяца, и я получила от него первое письмо. Двое из трех детей это преимущественно его желание и решение, только средняя дочка была моим страстным желанием, которому он просто не противился. Дети все отчётливо разные по характеру. Все почему то красивые (мы с мужем не отличаемся этим достоинством). Старший живет отдельно, так как учиться в другом городе.
— Как проводите время вместе?
— Сейчас у нас есть четкое разделение: Алешины дела и мои дела. Дети обычно помогают одному из нас. А отдыхать предпочитаем активно и вместе: походы в лес, летом вылазки на реку, зимой на каток. Праздники в основном семейные, ну или для узкого круга. На всех, кроме дня рождения мужа, стараемся организовать что-то помимо застолья.
— Каких принципов ты придерживаешься в воспитании детей?
— Речь скорее пойдет о системе ценностей, которыми я руководствуюсь при общении с близкими людьми (мужем и детьми).
1. Искренность в отношениях. Этому научил меня мой папа. Показательный пример: как то мы с ним стояли в очереди и разговаривали, я еще школьницей была. Поворачивается женщина и говорит: вы разговариваете как два друга. Дети имеют право выражать свое отношения ко всему, что видят и слышат в родном доме. Даже если это нелицеприятное что-то для меня. Если я не права (это бывает частенько), обязательно признаю ошибку и прошу прощения.
2. Примерно с 5 лет я начинаю объяснять правила хорошего поведения. Раньше, думаю это бесполезно и даже вредно. Главное в этом плане для меня научить детей жить по принципу: не важно, что о тебе подумают люди, но очень важно, что они будут чувствовать при взаимодействии с тобой. Можно все, что не нарушает свобод другого человека и не доставляет ему неудобств.
3. Есть возрастные потребности и задача родителей помогать детям их удовлетворять.
4. Как в физическом, так и в интеллектуальном плане ребенка лучше недокормить, чем перекормить.
5. Любые проблемы ребенка следствие неправильного поведения взрослых, в большинстве случае родителей. Поэтому если мне что-то не нравится, ищу где накосячила, а дальше уже решаю по ситуации: или смириться с тем что есть (и уж точно не винить ребенка) или исправлять свое поведение. Например, я никак не могу организовать режим дня более приближенный к детсадовскому. Даже к психологу обращалась))) Мне сказали, что в вашей ситуации все выглядит логично и гармонично, подчинено интересам всех членов семьи, поэтому лучше оставить все как есть.
6. Стараюсь в любой ситуации научить их видеть свою роль в этой ситуации. Учу задаваться вопросом: что я сделал, чтобы в нее попасть. Если это хорошее что то, то не скуплюсь на похвалу и перечисление тех усилий, которые были ребенком предприняты, чтобы достичь успеха. Если плохое, то после утешений и сочувствий обязательно разбираемся, какие действия привели к негативным последствиям, как можно было сделать, что бы получить иной результат и как теперь исправить ситуацию.
7. Старший сын у нас воспитан в духе свободы вероисповедания. А младших я стараюсь приобщить к православной вере. Я уверена, что православие – религия делающая сильнее.
8. Мне очень нравиться высказывание доктора Комаровского: «счастливый ребенок – это здоровый ребенок».
— Сколько времени нужно проводить с детьми, чтобы удовлетворять их потребность в общении с родителями?
— 1. Столько, сколько им необходимо. Тут от ребенка зависит (от возраста, от его личностных особенностей) и от ситуации. Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно. Я даже встречала таблицу по месяцам первого года жизни. Там первые месяца постоянно, примерно с 9 мес. уже можно покинуть ребенка на несколько часов и это будет для него безболезненно. Но опять же, это при условии что идет нормальное развитие и все потребности своевременно удовлетворяются. Когда ребенок болен, в стрессе его потребность в общении с мамой возрастает. А стрессом для ребенка может быть любое изменение привычного уклада жизни.
2. Начиная с года важнее становится не сколько времени, а какого качество это общение. Тут количество вообще роли не играет. Для полноценного удовлетворения потребности и нормального развития достаточно играть с ребёнком по 15 мин 3 раза в неделю. Но именно поиграть! Не заниматься, а быть полноценным игровым партнером! Ну и сказки, и обнимашки перед сном, хотя бы на ночь. Это вообще обязательный ритуал на долгие годы должен быть.
— Были ли возрастные кризисы у твоих детей?
— Были, но они проходили довольно безболезненно у старших. С младшим сложнее. Он и по характеру сложный для меня, и мне на него сил не хватает, чтобы всегда вовремя и адекватно реагировать на его потребности.
— Чем могут помочь родители на этом этапе развития?
— Пониманием того, что происходит: что это естественный этап развития, что ребенку сейчас не легче чем родителям. Что он нуждается в помощи, в большем внимании, чем обычно. Важно понимать не просто что «какой-то возрастной кризис», а его суть. Что нужно ребенку, какие внутренние процессы сейчас происходят и влияют на его поведение. С чем в итоге ребенок должен выйти из кризиса. Все это описано в возрастной психологии. Благодаря интернету информация доступна для каждого. Только читать лучше первоисточники, а не новомодных авторов. Потому что иначе получается как в игре в глухой телефон. Эльконин, Выготский — вполне подходящие авторы в помощь родителям.
— Как вырастить детей счастливыми?
— Да, конечно, любая мама этого хочет… наверно. Тут вероятно все упирается в само понимание «счастья». Для меня это возможность быть самим собой и реализовывать себя. Поэтому главная задача для меня помочь им не уйти от самих себя, остаться собой. Сложная задача. Сродни «пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что». Поэтому думаю важно не мешать им учиться делать свой выбор. Сейчас вспомнила, как однажды в моем посте вырос яростный спор на тему игрушек. Меня активно обвиняли несколько мам в том, что я лишаю ребенка свободы выбора, навязывая ему тех кукол, которые мне нравятся, и не покупая Барби. Вот буквально так. Потом выяснилось, что Барби это мечта детства. Мечта детства чьего? Выросшей мамы или современного ребенка? Очень сложно не скатиться к собственным представлениям о том, что надо ребенку. Ребенку нужна Барби или нужна кукла с которой он будет играть? Барби ему нужна потому что «у соседки есть и мне надо»? Или потому что «у подружки есть и когда у меня будет, мы сможем выстроить сюжет игры»? Очень тонкая грань и я стараюсь ее уловить и научить понимать ребенка: это его желание, продиктованное его потребностями (играть с подружкой) или навязанное (хочу как у всех)?
Ну и более легко реализуемый момент в плане умения быть счастливым: мне кажется важно научить ребенка самому себе организовывать досуг. Получать удовольствие, не прилагая усилий, это тупиковый путь развития. Например, можно смотреть на праздник, а можно его создавать. Пассивная (потребительская) позиция счастья не приносит, так мне кажется.
— Твои пожелания читательницам
Желаю жить в любви и уважении с собой и родными!
Желаю силы и гибкости, мудрости и терпения!
Желаю интересных и надежных друзей!
Желаю иметь свой уютный дом и возможность путешествовать по миру!
Желаю здоровья вам и вашим родным!
У меня не было папы-друга. И у моих детей тоже нет такого папы. Немножко грустно стало.
Так и сейчас — у моих детей есть отец. Но он не тот папа о котором можно фильм снять или книжку написать. Ну это уже моя вина.
Хотя, часто вижу совсем отрицательные примеры. По этому правило психотерапевтов, пожалуй, верное))
Какая хорошая мама
Ну хоть на фотографиях тебя рассмотрела)Свет я думаю ваши детки вырастут достойными людьми! Очень интересно было почитать!!
и вопрос: как научить ребенка организовывать свой досуг? с какого возраста?
мой без меня примерно мин 5-10 в день может играть, остальное время: мам давай играть!
Молодцы! Эти фото вижу впервые, полюбовалась! Узнаю Светлану, всё разложившую по пунктам. И очень уважаю твою позицию. Кроме той, что заимствована у Комаровского. И нездоровые дети могут быть счастливыми. Потому что счастливый ребёнок- это любимый ребёнок. Только любимый не эгоистической любовью, где, как ты правильно заметила, воплощены детские нереализованные родительские хочу типа куклы Барби, а просто любовь, потому что ты есть и такой как ты есть.
молодцы какие))))
Очень интересно было почитать!