Главная задача для меня помочь детям не уйти от самих себя, остаться собой!

Приветствую Вас, милые читательницы и участницы сообщества! Сегодня с нами , мама трех замечательных деток, психолог и просто приятный человек! Светлана поделится с нами знаниями положенными на опыт, что, несомненно, можно назвать мудростью.

— Светлана, расскажи нам о своей семье

Когда познакомилась со своим будущим мужем, очень быстро поняла, что это именно тот человек, с которым я могла бы прожить жизнь.

У нас был «эпистолярный роман». Он жил и учился, а потом работал в другом городе, фактически на другом конце страны. И мы писали друг другу письма. Вернее, сначала был договор: я ему пишу, он мне звонит. Но прошло меньше месяца, и я получила от него первое письмо. Двое из трех детей это преимущественно его желание и решение, только средняя дочка была моим страстным желанием, которому он просто не противился. Дети все отчётливо разные по характеру. Все почему то красивые (мы с мужем не отличаемся этим достоинством). Старший живет отдельно, так как учиться в другом городе.

— Как проводите время вместе?

Сейчас у нас есть четкое разделение: Алешины дела и мои дела. Дети обычно помогают одному из нас. А отдыхать предпочитаем активно и вместе: походы в лес, летом вылазки на реку, зимой на каток. Праздники в основном семейные, ну или для узкого круга. На всех, кроме дня рождения мужа, стараемся организовать что-то помимо застолья.

Каких принципов ты придерживаешься в воспитании детей?

— Речь скорее пойдет о системе ценностей, которыми я руководствуюсь при общении с близкими людьми (мужем и детьми).

1. Искренность в отношениях. Этому научил меня мой папа. Показательный пример: как то мы с ним стояли в очереди и разговаривали, я еще школьницей была. Поворачивается женщина и говорит: вы разговариваете как два друга. Дети имеют право выражать свое отношения ко всему, что видят и слышат в родном доме. Даже если это нелицеприятное что-то для меня. Если я не права (это бывает частенько), обязательно признаю ошибку и прошу прощения.

2. Примерно с 5 лет я начинаю объяснять правила хорошего поведения. Раньше, думаю это бесполезно и даже вредно. Главное в этом плане для меня научить детей жить по принципу: не важно, что о тебе подумают люди, но очень важно, что они будут чувствовать при взаимодействии с тобой. Можно все, что не нарушает свобод другого человека и не доставляет ему неудобств.

3. Есть возрастные потребности и задача родителей помогать детям их удовлетворять.

4. Как в физическом, так и в интеллектуальном плане ребенка лучше недокормить, чем перекормить.

5. Любые проблемы ребенка следствие неправильного поведения взрослых, в большинстве случае родителей. Поэтому если мне что-то не нравится, ищу где накосячила, а дальше уже решаю по ситуации: или смириться с тем что есть (и уж точно не винить ребенка) или исправлять свое поведение. Например, я никак не могу организовать режим дня более приближенный к детсадовскому. Даже к психологу обращалась))) Мне сказали, что в вашей ситуации все выглядит логично и гармонично, подчинено интересам всех членов семьи, поэтому лучше оставить все как есть.

6. Стараюсь в любой ситуации научить их видеть свою роль в этой ситуации. Учу задаваться вопросом: что я сделал, чтобы в нее попасть. Если это хорошее что то, то не скуплюсь на похвалу и перечисление тех усилий, которые были ребенком предприняты, чтобы достичь успеха. Если плохое, то после утешений и сочувствий обязательно разбираемся, какие действия привели к негативным последствиям, как можно было сделать, что бы получить иной результат и как теперь исправить ситуацию.

7. Старший сын у нас воспитан в духе свободы вероисповедания. А младших я стараюсь приобщить к православной вере. Я уверена, что православие – религия делающая сильнее.

8. Мне очень нравиться высказывание доктора Комаровского: «счастливый ребенок – это здоровый ребенок».

— Сколько времени нужно проводить с детьми, чтобы удовлетворять их потребность в общении с родителями?

1. Столько, сколько им необходимо. Тут от ребенка зависит (от возраста, от его личностных особенностей) и от ситуации. Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно. Я даже встречала таблицу по месяцам первого года жизни. Там первые месяца постоянно, примерно с 9 мес. уже можно покинуть ребенка на несколько часов и это будет для него безболезненно. Но опять же, это при условии что идет нормальное развитие и все потребности своевременно удовлетворяются. Когда ребенок болен, в стрессе его потребность в общении с мамой возрастает. А стрессом для ребенка может быть любое изменение привычного уклада жизни.

2. Начиная с года важнее становится не сколько времени, а какого качество это общение. Тут количество вообще роли не играет. Для полноценного удовлетворения потребности и нормального развития достаточно играть с ребёнком по 15 мин 3 раза в неделю. Но именно поиграть! Не заниматься, а быть полноценным игровым партнером! Ну и сказки, и обнимашки перед сном, хотя бы на ночь. Это вообще обязательный ритуал на долгие годы должен быть.

— Были ли возрастные кризисы у твоих детей?

Были, но они проходили довольно безболезненно у старших. С младшим сложнее. Он и по характеру сложный для меня, и мне на него сил не хватает, чтобы всегда вовремя и адекватно реагировать на его потребности.

— Чем могут помочь родители на этом этапе развития?

Пониманием того, что происходит: что это естественный этап развития, что ребенку сейчас не легче чем родителям. Что он нуждается в помощи, в большем внимании, чем обычно. Важно понимать не просто что «какой-то возрастной кризис», а его суть. Что нужно ребенку, какие внутренние процессы сейчас происходят и влияют на его поведение. С чем в итоге ребенок должен выйти из кризиса. Все это описано в возрастной психологии. Благодаря интернету информация доступна для каждого. Только читать лучше первоисточники, а не новомодных авторов. Потому что иначе получается как в игре в глухой телефон. Эльконин, Выготский — вполне подходящие авторы в помощь родителям.

— Как вырастить детей счастливыми?

— Да, конечно, любая мама этого хочет… наверно. Тут вероятно все упирается в само понимание «счастья». Для меня это возможность быть самим собой и реализовывать себя. Поэтому главная задача для меня помочь им не уйти от самих себя, остаться собой. Сложная задача. Сродни «пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что». Поэтому думаю важно не мешать им учиться делать свой выбор. Сейчас вспомнила, как однажды в моем посте вырос яростный спор на тему игрушек. Меня активно обвиняли несколько мам в том, что я лишаю ребенка свободы выбора, навязывая ему тех кукол, которые мне нравятся, и не покупая Барби. Вот буквально так. Потом выяснилось, что Барби это мечта детства. Мечта детства чьего? Выросшей мамы или современного ребенка? Очень сложно не скатиться к собственным представлениям о том, что надо ребенку. Ребенку нужна Барби или нужна кукла с которой он будет играть? Барби ему нужна потому что «у соседки есть и мне надо»? Или потому что «у подружки есть и когда у меня будет, мы сможем выстроить сюжет игры»? Очень тонкая грань и я стараюсь ее уловить и научить понимать ребенка: это его желание, продиктованное его потребностями (играть с подружкой) или навязанное (хочу как у всех)?

Ну и более легко реализуемый момент в плане умения быть счастливым: мне кажется важно научить ребенка самому себе организовывать досуг. Получать удовольствие, не прилагая усилий, это тупиковый путь развития. Например, можно смотреть на праздник, а можно его создавать. Пассивная (потребительская) позиция счастья не приносит, так мне кажется.

— Твои пожелания читательницам

Желаю жить в любви и уважении с собой и родными!

Желаю силы и гибкости, мудрости и терпения!

Желаю интересных и надежных друзей!

Желаю иметь свой уютный дом и возможность путешествовать по миру!

Желаю здоровья вам и вашим родным!


Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара
26241275
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Константин
11 лет
Самара
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Константин
11 лет
Самара
Интересная тема!
Пожаловаться
Daria
Daria
Белгород
Хорошая статья! Света — умница!
У меня не было папы-друга. И у моих детей тоже нет такого папы. Немножко грустно стало.
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Не надо грустить. у всего хорошего всегда есть и вторая сторона медали о которой я не рассказала . У психотерапевтов есть такое правило: мне чужого не надо, ни плохого, ни хорошего: у меня своя жизнь.
Пожаловаться
Daria
Daria
Белгород
Светлана 
Согласна, конечно! Но мне всегда не хватало папы (хоть росла в полной семье).
Так и сейчас — у моих детей есть отец. Но он не тот папа о котором можно фильм снять или книжку написать. Ну это уже моя вина.
Хотя, часто вижу совсем отрицательные примеры. По этому правило психотерапевтов, пожалуй, верное))
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Daria 
что тут скажешь…



Пожаловаться
Юлия
Юлия
Елизавета
9 лет
Вера
7 лет
Нина
4 года
Москва

Какая хорошая мама

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
благодарю за похвалу!
Пожаловаться
Марина
Марина
Москва
Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
8 лет
Каспийск

Ну хоть на фотографиях тебя рассмотрела)Свет я думаю ваши детки вырастут достойными людьми! Очень интересно было почитать!!

и вопрос: как научить ребенка организовывать свой досуг? с какого возраста?

мой без меня примерно мин 5-10 в день может играть, остальное время: мам давай играть!

Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
8 лет
Каспийск
а я вот кстати и не умею играть, я могу заниматься, а вот именно играть не умею… например в машины, я не знаю как в них играть, я построю гараж, а дальше что делать не знаю… а муж так вообще с нами не играет, только из под палки!
Пожаловаться
Даша
Даша
Липецк
Яночка 
а че там играть-то! 1. пришел неуклюжий медведь и гараж развалил. ему стало стыдно, другие звери помогли ему построить заново. 2. мишка стал хвастаться, что обгонит лисичку, а в итоге всех сделал тихий заяц. 3. все красные машины отправились на техобслуживание, а белые в магазин за овощами, чтобы привезти их в санаторий… вариантов миллион. попробуйте вспоминать истории из сказок, мультиков, а лучше всего из реальной жизни. у вас малыш уже большой, ему только направление надо задать
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Яночка 
Яночка, благодарю за добрые слова! что касается игры: у ребенка еще маленький социальный опыт, поэтому взрослые могут обогощать игру именно историями из реальной жизни. важно разыгрывать диалоги, стимулируя ребенка отвечать. вначале малыш может и не отвечать, но постепенно станет везти полноценные диалоги. если ребенок играет в машины то обыгрываются ситуации, которые могут встретиться в жизни: машина сломалась и надо ехать в автосервис, или помыть ее пора. ребенку обычно отдается главная роль (он или водитель машины или машина), а мама — все остальные персонажи, которые могут на пути встретиться: работник автосервиса, автомойки, работник ГИБДД, пассажир (если это такси, автобус или поезд). И прямо диалог развивать: здравствуйте, ваши документы! куда направляетесь? Приятного пути. Маленькому ребенку не нужны длинные развернутые сюжеты. постепенно, когда начнете играть и ваши умения и его будут постепенно нарастать и сюжеты сами собой будут усложняться. Тима очень любит играть со спецтехникой: вот он нам сначала подвозил стройматериалы мы ему их заказывали, говорили где сгружать и благодарили за работу (именно от лица захотел, значит я уже стала или на грузовике подвозить стройматериалы или инженер-проектировщик: здесь будем строить дорогу, а здесь дом. у вас есть книги Ричарда Скарри? я отдуда часто сюжеты беру для игр с ним.
Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
8 лет
Каспийск
Светлана 
да есть эта книга, мы ее только рассматриваем, спасибо за идею))
Пожаловаться
СенЯ
СенЯ
Василина
9 лет
Мирон
5 лет
Тольятти
Очень интерес ни и актуально!!! Спасибо за такое интервью!!!



Пожаловаться
Наталия
Наталия
Варвара
11 лет
Василий
20 лет
Артем
28 лет
Ляховичи

Молодцы! Эти фото вижу впервые, полюбовалась! Узнаю Светлану, всё разложившую по пунктам. И очень уважаю твою позицию. Кроме той, что заимствована у Комаровского. И нездоровые дети могут быть счастливыми. Потому что счастливый ребёнок- это любимый ребёнок. Только любимый не эгоистической любовью, где, как ты правильно заметила, воплощены детские нереализованные родительские хочу типа куклы Барби, а просто любовь, потому что ты есть и такой как ты есть.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
НАТАША, согласна про здоровых и нездоровых детей. Вообще темя очень непростая что бы рассуждать в общем. Тут контекст совершенно конкретный: речь шла о том, что не стоит усердствовать с развивавшими, цирками и пр. развлечениями. Надо сначала сделать ребенка «не часто болеющим», а потом в цирк таскать. Исключительно в этом контексте речь была и у Комаровского и у меня.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Варвара
11 лет
Василий
20 лет
Артем
28 лет
Ляховичи
Светлана 
в этом согласна
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик

молодцы какие))))

Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Ольга Мануйлова
Катерина
10 лет
Пашенька
8 лет
Качканар

Пожаловаться
Liebe
Liebe
младшаяДочь
12 лет
старшаяДочь
19 лет
младшийСын
10 лет
Самыймладший
7 лет
многое прочитала как про свою семью)))

Пожаловаться
Ви Счастливая
Ви Счастливая
Санкт-Петербург

Пожаловаться
Nezabudka
Nezabudka
ПлюшечкаМоя
8 лет
Самара

Очень интересно было почитать!