Освоение горшка: путеводитель для взрослых

Твой малыш растет, учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из  непростых и  даже знаковых моментов взросления ребенка  — приучение к  горшку. Это не  только и  даже не  столько освоение правил личной гигиены. Важен способ их  освоения  — то, КАК ребенок приучается к  горшку. В  дальнейшем это повлияет и  на  развитие самого ребенка, и  на  его отношения с  родителями. На  развитие всегда влияет не  столько факт освоения чего-либо, сколько способ этого освоения.

Твоя задача  — сделать так, чтобы действия, которые должен освоить малыш (есть ложкой, проситься на  горшок), стали для ребенка своими, а  не  оставались лишь требуемыми извне. Дело не  в  послушании, а  в  интересе самого ребенка к  работе с  собой  — своим движением, своим побуждением и  т.п.

В  приучении к  горшку самое важное  — работа ребенка и  взрослого с  новым Образцом действия. Ребенок учится различать, как надо и  как не  надо поступать, различать «так» и  «не  так». Именно это различие трудно дается ребенку (кстати, и  взрослым в  новых для них ситуациях, если они хотят их  осмыслить, а  не  просто действовать по  правилам), и  именно установление этих различий должно стать предметом детского интереса и  экспериментирования.

Опробование образца  — границы «так» и  «не  так»  — требует от  ребенка доселе не  пройденного и  не  прочувствованного опыта  — опыта действия при одновременном удержании от  другого действия. Например, есть ложкой и  при этом не  лезть в  тарелку рукой; идти на  горшок и  при этом удерживать мочеиспускание. Взрослым кажется, что подобное поведение естественно, однако в  других ситуациях они, так  же как и  годовалый ребенок, не  могут действовать подобным образом. Например, кто-то не  может молчать и  не  перебивать собеседника в  разговоре; кто-то отвечает на  обращенный к  нему вопрос, не  подумав и  двух секунд. Тех  же, кто может удержаться от  первой, непосредственной, еще не  продуманной реакции, мы  специально отмечаем и  называем «воспитанными».

Освоение образца проходит в  несколько стадий. На  первой стадии ребенок должен опознать непосредственную реакцию как свое действие. Например, лужу под ногами как свой «продукт» и  «достижение». На  второй стадии этому «достижению» можно придавать смысл того, что «не  надо», то  есть, учить «проситься». Ребенок начнет с  того, что будет проситься на  горшок сразу после «акции», и  это хорошо, поскольку свидетельствует о  том, что он  понял смысл ключевого слова («пи-пи», «ай-ай-ай»), но  еще не  в  силах сдержать себя. Далее он  начнет произносить ключевое слово вместе с  «акцией», и  лишь потом  — перед ней. У  разных детей стадии приучения к  горшку, то  есть  — принятия образца, протекают разное время и  имеют разную степень выраженности. В  любом случае, принятие и  освоение образца требует времени: иногда  — год, а  иногда и  больше.

Когда ты  задаешься целью научить ребенка делать (или не  делать) что-то, например, проситься на  горшок, помни о  трех запретах:

  1. Запрет прямого воспитательного насилия. Нельзя добиваться требуемого репрессивными мерами. Это неэффективно и  может вызвать обратную реакцию.
  2. Запрет прямого следования так называемой «паспортно-возрастной норме» (в  1  год ребенок должен делать и  уметь это, а  в  1  год и  2  месяца  — это, и  т.  п.). Когда именно надо высаживать на  горшок данного ребенка, с  данной системой отношений с  родителями и  данным стилем отношений в  семье, с  точностью до  месяца никто не  может и  не  должен определять. Подобные предписания  — свидетельство низкой квалификации. Обычно, при отсутствии существенных отклонений в  развитии, лучшим временем для начала действий по  образцу считается период примерно между годом и  полутора годами жизни ребенка. Но, повторюсь, это отнюдь не  обязательно.
  3. Запрет на  замещение освоения образца рефлекторно-автоматическими реакциями. Например, когда влажности штанишек сопутствует либо отрицательное (шлепок), либо иное (цветовое, музыкальное) подкрепление. В  этом случае ребенок принимает образец неосмысленно, что гораздо вреднее, чем просто отсутствие нужных навыков. Родители, не  понимающие вреда подобных мер, предпочитают раннее приучение к  горшку (например, в  полугодовалом возрасте). Результат этих действий сомнителен, а  вред для развития серьезен.

Способы приучения к  горшку

Мама, помни, что самый эффективный способ приучения к  горшку заключается в  двух нерушимых правилах:

  • похвала ребенка, когда у  него получилось,
  • и  терпение, когда нет.

Но  все-таки есть несколько практических советов на  тему, как правильно приучить к  горшку. Все они построены на  принципе помощи ребенку в  закреплении причинно-следственной связи «позыв  — горшок  — хорошо». Предлагаем твоему вниманию несколько из  них:

  • Включите воду в  ванной, когда малыш сидит на  горшке. Звуки льющейся воды стимулируют позывы к  мочеиспусканию.
  • Если ребенок упорно не  желает отрываться от  игры и  садиться на  горшок, то  придется проявить театральный талант. Присоединитесь к  игре, взяв его любимую игрушку, и  озвучьте ее  примерно так: «Мне так интересно с  тобой играть, но  мне уже пора на  горшок. Ты  сходишь со  мной? А  потом снова будем играть вместе!» Ребенок вряд  ли устоит от  общего занятия с  любимой игрушкой.
  • Сидеть на  горшке  — это скучное занятие, тем более, если не  понимаешь, зачем это делать. Предложите ребенку книжку или игрушку.
  • Если вы  сажаете ребенка на  горшок, а  результата нет, но  потом кроха убегает, прячется и  делает свои дела в  штанишки, то  это означает, что он  не  любит ходить в  туалет под пристальным надзором. В  этом случае горшок можно поставить в  детскую палатку или просто предложить ребенку сделать домик из  пледа.

Однако самым эффективным методом в  приучении малыша к  горшку является пример. Статистика показывает, что вторые и  последующие детки, которые ежедневно наблюдают, как старший брат или сестра пользуется горшком, осваивают его без проблем.

Приучение мальчика к  горшку

Перед многими мамами встают вопросы «Как приучить мальчика к  горшку? Как показать малышу, что он  может справлять нужду стоя?» Главное в  этом вопросе  — не  торопиться. Специалисты рекомендуют начать приучение именно с  классической позы «сидя», поскольку поначалу малышу нужно понять предназначение горшка и  освоить его использование. Чтобы у  малыша не  возникало на  начальных этапах путаницы, лучше, если он  все свои дела будет делать, сидя.

Самое главное  — помни, что твой малыш рано или поздно непременно освоит горшок и  приобретет много других полезных и  необходимых в  жизни навыков. Отнесись к  процессу с  терпением и  пониманием, прислушайся внимательно к  желаниям и  возможностям ребенка  — твоя поддержка и  доброжелательное отношение в  этом непростом деле ему необходимы!


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
юлия
а как дать понять ребенку, что на горшке надо сидеть. А то все время пытается уползти с него ( такой вот непоседа )?
Пожаловаться
Аннита
спасибо огромное!!! очень полезная информация!!!У нас ни как с горшком не наладятся отношения!
Пожаловаться
ИриНна Gg
я не парилась с горшком.Было настроение с месяц назад, так я через 15-20 мин после сока-молока усаживала на горшок.Через неделю такой практики… стою мою посуду.Поворачиваюсь а малой под столом сел бочком на горшок и сикает)))правда трусы не сумел снять)))))))