Сегодня все больше родителей задумываются о раннем развитии малыша. Однако в связи с этим возникает масса вопросов относительно возраста, в котором начинать занятия и выбора методики раннего развития, оптимально подходящей малышу. В этой статье мы рассмотрим основные развивающие методики для детей до года. Кроме того, расскажем о комплексах несложных, но эффективных упражнений, которые помогут родителям в домашних условиях развить у малыша до года основные навыки и умения, свойственные ему в этом возрасте. Многих родителей терзают сомнения по поводу того, стоит ли нагружать такого кроху занятиями и не повредит ли ему нагрузка. Специалисты сходятся во мнении, что развивающие занятия окажут на кроху только благотворное влияние. Однако помните, что ни в коем случае не стоит заставлять ребенка выполнять какое-либо задание, оптимально провести его в форме веселой и увлекательной игры. Опыт показывает, что чем раньше вы начнете занятия, тем лучше. Специалисты по раннему развитию уверены в том, что с малышом можно заниматься практически с первых дней жизни, а переходить на занятия по методикам раннего развития желательно не раньше полугода. В это время малыш, как правило, уже умеет сидеть, начинает учиться ползать и интересуется всем, что происходит вокруг него. Он, как губка, впитывает в себя любую информацию, которую может получить при помощи органов чувств. Он рассматривает, трогает, слушает, нюхает и сует себе в рот любую заинтересовавшую его вещь. Используйте его любознательность для развития крохи. Родители всегда будут для своего ребенка лучшими учителями. Вам не обязательно следовать совершенно всем советам и исполнять все задания, рекомендованные различными методиками. Ваш малыш индивидуален, никогда не забывайте об этом. С чем-то вы согласитесь, что-то переделаете «под себя», а от чего-то вообще откажетесь. Вполне возможно, что вы самостоятельно разработаете свою собственную методику на основе всего изученного материала.
Вот список основных методик, которые на сегодняшний день получили распространение среди специалистов и их доверие. Несмотря на свои различия, все они помогают развить у малыша зрительные, слуховые и тактильные ощущения, концентрируя у него внимание и восприятие.
Методика Глена Домана основана на том, что главным является зрительное восприятие различной информации. Младенцам с первых дней его жизни показывают различные карточки, относящиеся к разнообразным областям знаний – язык, математика, история, биология и так далее. Метод этот, как таковой, эффективен, но не затрагивает таких важных составляющих, как развитие творческих и исследовательских наклонностей ребенка. Малыш практически не двигается во время занятий, что очень нежелательно. Вот почему рекомендуется дополнять ее, либо использовать в качестве вспомогательной.
Методика Сесиль Лупан (фактически, интерпретация методики Глена Домана), описанная в ее книге «Поверь в свое дитя» сводится к тому, что малышу требуется не столько опека – внимание, сколько интерес – внимание, то есть вам следует: помогать крохе осваивать что-то новое (если заметите, что он заинтересовался); не ограничивать его кругозор; преподать обучение как игру, прекращая занятие до того, как малыш от него устанет; не тестировать своего малыша. Просто наберитесь терпения и результат придет. По мнению Лупан, стимуляции зрения поможет развешивание по разным местам квартиры кусочков разноцветных тканей, маленьких зеркал, ярких игрушек и черно-белых фотографий (игра на контрасте). Осязанию будет способствовать одеяло из лоскутков материи различной фактуры. Чтение также можно превратить в увлекательную игру. Вы можете петь малышу алфавит на любой мотив, который нравится вашему крохе. А вот учиться читать лучше, когда малыш начнет говорить. Причем, стоит начать с развешивания по квартире табличек с названиями предметов, на которых они находятся. Писать слова желательно яркими крупными печатными буквами, так малыш быстрее их заметит и запомнит. Метод Сесиль Лупан позволяет также выработать у ребенка представление о времени. Для начала изучите с малышом его историю в фотографиях (на этой – кроха только родился, а вот здесь – уже научился сидеть и так далее). Потом автор рекомендует перейти к истории родителей, а дальше можно дойти, таким образом, и до динозавров. Не бойтесь сложных названий и терминов, объясняйте их коротко и просто. «Тот, кто с самого рождения своего младенца, смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них — такой человек уже сделал главное» — считает Сесиль Лупан. Методика Никитиных — это принципиально новый метод воспитания и оздоровления ребенка в семье. Она основана на активном использовании игр и упражнений в игровой форме, которые названы самими их составителями (родителями 7-х детей) «Ступенями творчества». Они ориентированы на развитие творческих способностей и логического мышления, заложенных в малыше от природы. Применение с раннего возраста в процессе воспитания развивающих игр дает ребенку потенциал для активного мышления, самостоятельного решения постепенно усложняющихся задач и расширения творческих возможностей в выполнении упражнений.
Специалисты по раннему развитию рекомендуют использовать ее в комбинации с другой понравившейся вам методикой. Это позволит в несколько раз умножить эффективность формирования творческого начала у ребенка. «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития» — убеждены авторы методики. НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Этот термин принадлежит Б.П. Никитину. Он уверен, что способность ребенка развиваться далее не является неизменной. По его мнению, только своевременная информационная нагрузка на определенные отделы мозга, готовые ее воспринимать и совершенствоваться, может предотвратить процессы их атрофирования в результате бездействия. Никитины убеждены, что потенциал малыша, получивший своевременную поддержку на раннем периоде жизни, в дальнейшем получит развитие в гораздо большей степени.
Методика Зайцева – это система, представляющая из себя набор их кубиков и табличек. Кубики не только имеют разный размер и цвет, но и оснащены мелодиями. Кроме того, на них написаны все возможные варианты слогов, присутствующие в русском языке. Предназначены они для обучения детей чтению, счету и письму. На данное время этот метод специалисты по раннему развитию считают одним из лучших при обучении детей чтению с первого года жизни. Не смотря на то, что кубики Зайцева рекомендованы для домашних занятий детям с 2-хлетнего возраста, методисты на специализированных занятиях используют их при работе с полугодовалыми детьми. Многие родители успешно обучают чтению своих крох, не достигших годовалого возраста. В среднем, через 8-10 занятий малыш с легкостью может найти из нескольких вариантов его имя, которое мама выкладывает из кубиков. По теории Зайцева, элементарная частица речи – это склад, то есть сочетание согласной и гласной букв, либо согласной буквы с мягким или твердым знаками, либо же отдельно взятые буквы. Эти склады написаны на гранях кубиков Зайцева. Давно замечено, что начиная говорить, малыш произносит не отдельные буквы, а слоги. Вот почему на кубиках и применяется данный метод. Главное же, что обучение чтению происходит в форме игры: малыши пропевают и прохлопывают слоги, при этом они вовсе не ограничены в движении. По такому же принципу детей с помощью методики Зайцева учат считать. Для этих целей существуют специальные таблицы, при помощи которых малыши могут довольно быстро освоить арифметические действия. Также в систему методики Зайцева включены игрушки, способные воспроизводить различные звуки; кубики с разрезными рисунками; музыкальные инструменты; наборы для строительства; пазлы и многое другое. Как правило, все это есть в специализированных детских садах или школах раннего развития, а для домашних занятий вполне достаточно кубиков и таблиц.
Кубики Зайцева отличаются друг от друга по 46 категориям. Например, по размеру (маленькие и большие), по текстуре (железные, деревянные или золотые) и так далее. Кроме того, кубики имеют различный вес и звучание. Золотые будут звенеть, деревянные станут приглушенно постукивать, а железные – довольно сильно греметь. Согласно методике, подобные звуки способствуют пониманию ребенком разницы между звучанием и произнесением гласных и согласных букв, а также звонких и глухих, твердых и мягких. Процессу обучения способствует также пение сочетаний складов на мотив нескольких детских песенок. Размер цифр и букв определен с таким расчетом, чтобы их смог без труда рассмотреть малыш с довольно большого расстояния. Опыт показывает, что малыши в возрасте 3-х с половиной – 4-х лет способны освоить чтение всего за несколько занятий, а дети до года, с которыми родители или педагоги систематически занимались по методике Зайцева, начинают одновременно говорить и читать.
Методика Самбурской – это система, разработанная педагогом-психологом, кандидатом педагогических наук А.А. Самбурской специально для обучения ребенка чтению, математике и письму. Ее уникальность обусловлена тем, что весь процесс обучения основан на музыкальных занятиях.
Методика Масару Ибука – система новаторских идей, воспитательных концепций и развития ребенка, начиная с первых дней его жизни. Согласно теории Масару Ибука, заниматься развитием малыша старше 3-х лет уже поздно, так как к этому времени сформировано уже в среднем 70-80% областей головного мозга ребенка. Автор уверен, что цель развития малыша – формирование у него четкого ума и физически развитого тела. Однако стремление родителей сделать из своего ребенка гения Масару Ибука считает в корне неверным и недопустимым, поэтому его метод ориентирован только на образование ребенка, а вовсе не на формирование у него сверхъестественных и гениальных способностей. Направление развития малыша не так важно, главное, чтобы происходило стабильное развитие потенциала ребенка. Автор обращает особое внимание на то, что любой новый опыт должен быть своевременным. Все дети индивидуальны, вот почему индивидуален и объем дающейся ребенку информации. Определять его должен близкий человек, который проводит с ребенком большую часть времени, исходя из объективных посылов. В большинстве случаев, таким человеком является мама ребенка.
Методика Макато (Макото) Шичида основана на убеждении, что любой ребенок без исключений с первых дней жизни наделен уникальными возможностями, заложенными в нем самой природой. Стоит только приложить чуть-чуть усилий к воспитанию и развитию малыша, используя выработанный Макато (Макото) Шичида метод, тогда родителям будет под силу воспитать настоящего гения. Система развития возможностей профессора Макато Шичида состоит в том, что правое и левое полушария мозга малыша обладают разными специфическими возможностями. Правое полушарие отвечает за память, а левое – способно запоминать громадное количество различной информации. Также они выполняют разные функции, различаясь не только временем усвоения разного рода информации, но и объемом для ее хранения. При следовании методу Макато Шичида, выходит, что правое полушарие – это своего рода архив памяти (она не стирается никогда), а левое – постоянно стирает ненужную неиспользуемую информацию. Пользуясь такими особенностями головного мозга ребенка, профессор Шичида советует родителям детей до трех лет стабильно стимулировать все чувства малыша. До достижения ребенком 3-хлетнего возраста правое полушарие головного мозга доминирует над левым. Вот почему так важно за это время снабдить ребенка всем объемом необходимой ему информации, которая потребуется ребенку на протяжении всей его жизни. При этом условии, малыш сможет проявить наивысшую степень своего развития и интеллектуальных способностей, что позволит ему проявить свои лучшие стороны. Со временем такие малыши смогут легко запоминать очень большое количество информации, а также быстро вспомнить что-либо, давно увиденное, либо прочитанное. Методика Китаева и Трунова — это система воспитания и развития малыша вплоть со времени внутриутробного развития и до достижения ребенком годовалого возраста. Она описана в книге «Экология младенчества». В ней представлен не слишком традиционный взгляд на рост и развитие малыша до 1 года. Данная методика предлагает родителям развить врожденные детские рефлексы при помощи динамической гимнастики, способной удовлетворить в полной мере потребность ребенка в двигательной активности. Авторы, при создании своего метода, обратились к методам развития малышей, существовавших еще в Древней Руси. Китаев и Трунов говорят о том, что в те времена родители выполняли с детьми целый ряд специфических манипуляций. Например, они могли крутить ребенка за ручки и ножки по типу карусели; подбрасывать высоко вверх; делать так называемые «самолетики»; носить, обхватив их в области подмышек и тому подобное. Это позволяет авторам прийти к выводу, что их методика проверена веками и надежна. Свои советы о том, что подобной гимнастикой следует заниматься с детьми, не достигшими годовалого возраста, авторы объясняют тем, что у младенца не хватает сил для активного движения, но оно ему просто необходимо. Вот почему родителям следует самим реализовать эту его потребность. Когда малышу исполняется год, ему уже по силам самостоятельно развивать физический потенциал, поэтому и отпадает необходимость в дополнительных занятиях. Уже в это время авторы рекомендуют родителям использовать для развития малыша разного рода игры и миниатюрные спортивные комплексы. Это позволит привить ребенку интерес к движению. Именно в нем, по мнению авторов, и заключается смысл жизни. Методика Гмошинской основана на том, что родителям следует приучать малыша рисовать уже полугодовалого возраста. Подобное младенческое изобразительное искусство при развитии ребенка имеет широкое распространение в Европе уже на протяжении не менее 20 лет. Данная техника рисования для 6-тимесячных малышей не представляет особой сложности, так как ребенок пишет свои картины, окуная в пальчиковые краски только пальцы, либо ладони целиком, все зависит от его желания. Не рекомендуется ограничивать его творческих порывов и возможностей. Кроме того, процесс творчества превращается для него в увлекательную игру. Опыт показывает, что подобные рисунки порой ничем не уступают произведениям знаменитых художников – импрессионистов (картины последователей этого направления основаны лишь на интуитивном изображении) и признаются многими специалистами шедеврами детского творчества. Европейские психологи выдвинули теорию, согласно которой картины, написанные детьми, положительно влияют на всех людей, которые их видят. Их наравне с работами мастеров выставляют на вернисажах и выставках. Автор методики советует родителям не спешить с началом занятий и не давать детям краски, пока им не исполнится 6 месяцев. Связано это с элементарным удобством для малыша и его родителей. Ведь только в полгода ребенок начинает уверенно сидеть, у него появляется стремление к познанию окружающего мира и тяга к прекрасному. Некоторые родители полагают, что если они станут применять эту методику для развития своего малыша, то он, скорее всего, в дальнейшем станет талантливым художником. Однако это заблуждение, так как свою методику Мария Гмошинская построила на том, что ребенок должен гармонично развиваться, а не трансформироваться с ее помощью в гения живописи. Кроме того, рисование красками способствует возникновению у малыша гармоничного восприятия цвета. Также, действия, которые ребенок совершает в процессе рисования пальцами, способствуют развитию детской психики, речи и памяти.
Методика Монтессори рассчитана на детей более взрослого возраста (с 2-х лет). Она построена на том, что дети занимаются тем, что им на самом деле интересно без каких — либо принуждений со стороны родителей либо воспитателей. Родители в данном случае выполняют лишь роль стороннего наблюдателя, давая тем самым малышу возможность самостоятельно выбирать себе занятие. Они могут ему помочь лишь тогда, когда малыш сам не может с чем-то справиться.
Это список наиболее популярных методик, при помощи которых родители могут самостоятельно развивать своих малышей. Теперь рассмотрим основные упражнения, которые дополнят либо заменят выбранную вами методику раннего развития на каждом месяце жизни крохи вплоть до его первого дня рождения. Имейте в виду, что массаж, гимнастику и водные упражнения нужно делать на протяжении всего первого года жизни младенца. Следует только видоизменять их в зависимости от возраста крохи. Играть и заниматься с малышом желательно не ранее, чем через полчаса после еды и не перед отходом ко сну. В первый месяц жизни младенец может еще не так много: различает цвета (желтый, красный, белый и черный), фиксирует взгляд на близко расположенном неподвижном предмете, начинает учиться держать голову. В 3-4 недели у младенца возникает сосредоточение на голос мамы или папы. Уже на третьей неделе жизни у младенца начинают формироваться условные рефлексы, а значит, малыш начинает учиться. Например, он кричит громко и долго, чтобы позвать маму, если она не откликается по первому его писку. А если приходит, то в криках нет необходимости. Некоторые родители, боясь приучить ребенка к рукам, не часто берут его на руки. Это неверно, так как младенцу для спокойствия и уверенности необходим близкий контакт с мамой. Малыш будет развиваться гораздо быстрее, если вы будете часто и подолгу держать его на руках, давать грудь не по расписанию, а по требованию, укладывать спать лишь когда он этого действительно хочет, а не потому, что «пришло время сна». Побольше разговаривайте с малышом, глядя ему в глаза и ласково прижимая к своей груди (стук вашего сердца успокоит малыша и придаст ему уверенности), давайте ему слушать музыку, особенно классику. Большинство ученых сходятся во мнении, что в большинстве случаев, малыши прикладываются к маминой груди не только тогда, когда им хочется есть, но и если им грустно, одиноко, обидно или страшно. В первый месяц малыш в основном спит, поэтому используйте максимально эффективно периоды его бодрствования. Делайте гимнастику, массаж и занимайтесь водными процедурами. Ванну младенцу рекомендуется в первые месяцы принимать вместе с мамой или папой, опуская его в воду потихоньку, начиная с пяточек. Вода прекрасно расслабляет малыша, кроме того, в ней удобно делать упражнения, например, катать по ванне, поддерживая его под грудь и подбородок и легонько покачивая вниз и вверх и с боку на бок. Еще одно замечательное упражнение: поверните младенца так, чтобы он мог оттолкнуться ножками от борта ванны. Чтобы малыш понял, что вы от него хотите, сами сделайте несколько отталкивающихся движений. Когда малыш оттолкнется, прокатите его до противоположного бортика, это будет стимулировать его физическое развитие. Кроме того, можно поводить малыша по дну ванны, держа его подмышки. Также можно дать возможность крохе поплавать на спине, легкие покачивания при этом прекрасно тренируют его вестибулярный аппарат и чувство равновесия, являясь хорошей профилактикой укачивания в транспорте. Для тренировки зрения и слуха прекрасно подойдут следующие упражнения: возьмите яркую негромкую погремушку и легонько потрясите ей на расстоянии 60-70 см от лица крохи и дождитесь, когда он сосредоточится на ней. После чего начинайте медленно двигать ее из стороны в сторону, то приближая, то отдаляя ее. Длительность занятия – 2 минуты, 1-2 раза в сутки. Это упражнение хорошо развивает зрение и слух младенца. Два месяца. Малыш улыбается родителям, проявляя комплекс оживления, поворачивает голову в поисках источника звука и учится поворачиваться. Комплексом оживления считается эмоционально-положительная реакцию младенца, которая сопровождается радостными движениями и звуками; это первое проявление необходимости в общении. Он включает в себя активные движения (общее моторное возбуждение ), гуление и улыбку. По-прежнему, основное средство его общения с миром – это плачь. Пойте крохе его песенки, это поможет ему подготовиться к произнесению первых букв и слогов. Для развития контроля над руками, повесьте над кроваткой погремушки, чтобы малыш мог стучать по ним. Для стимуляции его физического развития делайте малышу массаж, в который кроме обычных действий (потягивающие движения, растирание и зарядка для ручек и ножек) можно легонько поглаживать младенца маленькими шариками, орехами или карандашами. Также подойдет для крохи и самомассаж. Для этого на пеленку насыпьте немного крупы и ненадолго положите на нее малыша, только следите, чтобы он не засунул себе крупинку в рот или нос. Когда у малыша начнут активно двигаться ручки и ножки, можно сделать из маленьких бутылочек (из-под «Актимель» и так далее) гантельки, чтобы он упражнялся в поднимании тяжестей. Прикрепите их с помощью резинок для волос к ножкам и ручкам крохи, постепенно заполняя гантельки водой. Прекрасно поможет и зарядка для пальчиков. На ладошках крохи есть активные точки, которые связаны с корой головного мозга малыша. Их стимуляция поможет развитию высшей нервной активности. Вам пригодятся следующие упражнения: возьмите шарики, вкладыши из различных видов ткани или палочки и кладите их в ручки малышу, вызывая хватательный рефлекс. Потом потихоньку тяните их из его рук, тем самым вызывая у младенца большую силу хватания. Также можно подвесить их на ленточке, тем самым дав малышу возможность тренироваться самостоятельно. Это прекрасно развивает осязание. Развитию слуха поможет игра «Где звенит?». Звоните колокольчиком, перемещая его в разные стороны на расстояние 60-100 см от его лица. Следите при этом, чтобы малыш фокусировал на нем взгляд и поворачивал голову в сторону звука. Делать упражнение нужно 2-3 раза в сутки 3-4 дня. Потом сделайте перерыв на неделю. Позже (до 3-х месяцев) желательно делать упражнение пару раз в неделю. В три месяца главным средством общения крохи становится улыбка и смех, но он уже умеет капризничать. Малыш с удовольствием сосет палец и собственную пятку. Покажите малышу другие части тела (глаза, рот, нос), кроме уже известных ему рук и ног. Поощряйте его стремление к движению. Например, чтобы помочь малышу учиться переворачиваться со спины на живот можно воспользоваться любимой яркой игрушкой малыша, положив ее так, чтобы она была в его поле зрения, но ему нужно было бы повернуться, чтобы взять ее. Если ладони малыша периодически сжимаются в кулачки, можно делать массаж пальцев, поглаживая и легонько разминая их. А для того, чтобы ваш малыш постепенно начал учиться ползать (сначала, разумеется, на животике) следует положить яркую игрушку таким образом, чтобы кроха не смог ее сразу взять. Для того, чтобы малыш смог до нее доползти, в качестве упора, под его ножки поставьте свою ладонь, чтобы оттолкнувшись от нее, он смог дотянуться до игрушки. В четыре месяца малыш уже может по голосу отличить знакомого человека от незнакомого, из общего числа игрушек выделяет любимые и реагирует на свое имя. В этом возрасте малыши произносят первые гласные звуки (А или О). Это время особенно значимо тем, что, по словам ученых, установлена тесная связь между тем, как много родители разговаривали с 4-6-тимесячным малышом, и его способностями к обучению иностранным языкам. Вот почему так важно в этот период проводить с крохой как можно больше времени, разговаривая с ним на любые темы. Кроме уже описанных выше упражнений, для развития мелкой моторики можно использовать предметы разной формы и фактуры (пластиковые колечки, деревянные кубики, мягкие игрушки и тому подобное) и давайте их крохе по очереди. Кроме мелкой моторики это упражнение развивает осязание. Также вы можете делать малышу массаж, сопровождая его стишками (только читайте эмоционально и с выражением): В положении лежа поочередно сгибайте ножки малыша, а потом разводите в разные стороны и сводите его ручки (Ножки – топтыжки пошли молотить; Ручки – грабельки – сено воротить). Затем мама сгибает крохе ножки и поднимает их к животику, а потом поворачивает на бок (Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки!). После этого она подтягивает малыша за ножки к себе (Поехала, поехали за солью, за солью). После чего постучать малышу по пяточкам (Куй, куй, ковалек, подай сапожок; На маленькую ножку золоту подковку). В заключение погладьте малыша сначала своей, а потом его рукой по тем частям тела, которые вы называете (Тут лес (волосы), тут поляна (лоб), тут бугор (нос), а тут сердце живет). Для развития памяти малыша можно устроить для него представление домашнего кукольного театра, например «Теремок». Для этого в коробке вырежьте отверстия для дверей и окон и раскрасьте ее наподобие домика. Положите в коробку плюшевых животных и, задавая вопрос «Кто в теремочке живет?», отвечайте на него, вынимая из коробки то животное, которое вы назвали. В эту игру можно играть и с более взрослыми малышами, усложнив ее просьбой повторить звук, который данное животное произносит. Пять — шесть месяцев – это возраст, когда малыш учится лепетать, произнося свои первые слоги. К шести месяцам он уже неплохо сидит и учится ползать. У него появляется интерес к окружающему миру, предметы которого ему нужно попробовать на ощупь и желательно на вкус. Учтите, что в 5 месяцев малыш еще не в состоянии сидеть самостоятельно, хотя и предпринимает к этому активные попытки. Чтобы ему было удобнее тренироваться подвесьте над кроваткой специальные кольца, чтобы он мог подтягиваться, держась за них. Это позволит укрепить мышцы рук, ног и спины, ускорив обучение ползанию. Кроме того, крохе позволит лучше ползать следующее упражнение: положите младенца на живот на дно ванны и понемногу наливайте в нее воду. Набираясь, вода станет постепенно приподнимать малыша, помогая ему тем самым встать на четвереньки. Внимательно следите, чтобы кроха во время упражнения не испугался и не наглотался воды. Также прекрасным подспорьем станет спортивный комплекс для ребенка с горкой и кольцами. Вис на турнике либо кольцах развивают мышцы рук. Вися, малыш должен держаться так, чтобы его большие пальчики были снизу. Первое время держите кроху, а позже – только страхуйте его. Обязательно поощряйте ребенка ползать. Это позволит развиться его мышечной системе и сформировать у него бинокулярное зрение, а это, в свою очередь, станет профилактикой близорукости и улучшения координации движений.
Общаясь с 6-тимесячным малышом, не забывайте говорить ему названия всех предметов, которые привлекут его внимание. Это ускорит процесс развития речи. Кроме того, развитию головного мозга малыша способствует знакомая каждому игра в «ку — ку». Есть несколько ее вариантов: закрыв руками глаза; прикрывая лицо какой – либо накидкой, а потом выглядывая из-за нее; спрятавшись за дверью или мебелью и выходя оттуда; закрывая и открывая крохе глаза его же собственными ручками и так далее. Кроме того, к 6-ти месяцам некоторые малыши начинают вставать, держась за опору: спинку кровати, сиденье стула, кольца или лесенку и так далее. Очень важно, чтобы эти опоры были прочными и устойчивыми. Для расслабления пальчиков можно поиграть в маляра, крася стену влево и вправо сверху вниз и наоборот.
В семь – восемь месяцев ребенок сидит, ползает и переступает, держась за опору. Учится самостоятельно кушать и пить из чашки. Четко делит людей на «своих» и «чужих», испытывая сильный страх при расставании с мамой. В восемь месяцев может пугаться резких звуков, способен выполнить просьбу в роде «дай ручку» и так далее. Прекрасный возраст для жестовых игр, например «Ладушки» или «Сорока — воровка». Также прекрасно развивают мелкую моторику развивающие игрушки: пирамидки, вкладыши, детские музыкальные инструменты, кубики и так далее. Из самодельных игрушек подойдет мешочек, в него кроха может складывать, а потом вынимать разные мелкие предметы (бусины, пуговицы, орехи, крупа и так далее). А для ножек прекрасно подойдет игра – топалка «Кони»: Топот в поле, топали кони (малыш медленно топает ногами); От топота копыт пыль по полю летит (начинает топать быстро). В восемь месяцев некоторые родители начинают пользоваться ходунками, но это не всегда полезно для ребенка. Неокрепшие мышцы и позвоночник 8-мимесячного малыша, находящегося в ходунках, очень сильно напряжены. Вот почему так важно не держать в них малыша более полутора часов общего времени за сутки. В девять – десять месяцев малыш уже может вставать без опоры и ритмично двигаться под музыку. Девятимесячный малыш активно готовится говорить, постоянно повторяя простые слоги. Его эмоции с каждым днем становятся все богаче: радость, удивление, интерес, гнев, страх и так далее. Кроха уже может сам снять носок или шапочку. Поощряйте его в этом.
https://www.baby.ru/goto?url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dbbtn-05tDkw
My Little Star — новый развивающий канал для малышей!
Карточки Домана и другие полезные мультфильмы для самых маленьких.
Подписывайтесь на канал, что бы дать возможность своему ребенку развиваться играючи! :)
Очень полезная статья. Я вот фанат методики Домана. К 5 годам у меня старший сын читает целыми словами, складывает, вычитает в уме (в пределах 100), знает много цветов и создает мини шедевры. На мой взгляд необходимо с ребенком заниматься с рождения, чтоб потом перед школой в него не вколачивать весь багаж знаний и умений, который можно было дать в течении 6 лет. Но, это сугубо мое мнение.