+
Ребенок не может усидеть на месте? Ему трудно сосредоточиться? Школьные учителя жалуются на невнимательность и плохое поведение? Родители находятся в постоянном напряжении? Есть все основания предположить, что мы имеем дело с так называемым «синдромом дефицита внимания».
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» или «гипердинамический синдром» – это, к сожалению, наиболее распространенная форма расстройства поведения у детей и подростков. Специалисты установили, что до 20 процентов детей страдают этим расстройством. Только по официальным данным в нашем регионе насчитывается порядка 80 тысяч детей с этим нарушением. Детские психологи в большинстве своем убеждены, что, на самом деле, детей, страдающих синдромом дефицита внимания гораздо больше. Причем количество обращений именно по этой проблеме растет с каждым годом.
Чаще всего спрогнозировать появление гипердинамического синдрома можно очень рано. В младенчестве ребенок беспокоен, часто плачет без видимых причин, есть нарушения сна. Как только малыш начинает ходить, возникает масса проблем: вокруг него все падает, ломается, проливается и бьется, дети часто получают травмы, а мамы не имеют возможности отойти от ребенка ни на секунду. Позже ребенок не может сосредоточиться на одной игре, его очень легко чем-нибудь заинтересовать, но удержать внимание сколько-нибудь долго невозможно. О таких детях говорят «маленький моторчик». Настоящие проблемы начинаются тогда, когда ребенок поступает в школу. Начинаются постоянные жалобы учителей. Как правило, они сводятся к тому, что ребенок не может спокойно усидеть на месте, не слушает учителя и «совершенно не старается учиться, хотя к этому есть способности».
В большинстве своем взрослые не понимают, что ребенок просто не может «вести себя хорошо». Есть огромная разница между ребенком, по какой-то причине ведущим себя «плохо» (например, в связи с проблемами общения со сверстниками, переживанием семейных неурядиц или собственного возрастного кризиса, или просто страдающего от педагогически неграмотного поведения родителей), и ребенком, с гипердинамическим синдромом. Необходимо понимать, что ребенок ведет себя «не так, как другие» не из вредности или дефекта характера, а потому, что он иначе не может в связи с проблемами физиологического характера. Предъявляя непомерные требования к своему непоседе, родители рискуют в скором времени преумножить свои проблемы. Ребенок скорее будет избегать непосильной нагрузки, чем стараться «вести себя лучше», просто потому, что самостоятельно изменить свое поведение он не в силах. В чем же причина? Причина в нарушении на физиологическом уровне центров внимания и регуляции поведения. Как отличить банальные поведенческие проблемы синдрома дефицита внимания?
Прежде всего, необходимо ответить на несколько вопросов:
– Как давно возникли проблемы? (чаще всего, особенности в поведении проявляются до семи лет);
– Где и когда ребенок ведет себя чрезмерно активно и импульсивно? (особенности в поведении проявляются, по крайней мере, в двух сферах деятельности: дома и в школе, во время игр и во время общения со взрослыми);
– Есть ли причины, которыми можно объяснить поведение ребенка? (поведение не ситаутивно, не связано с проблемами адаптации к школьной жизни, ослабленностью после болезни или семейными неурядицами);
– Может ли ребенок некоторое время играть в спокойные игры? (ребенок с гипердинамическим синдромом постоянно находится в движении, очень нетерпелив и суетлив);
– Как долго ребенок может удерживать внимание на одной деятельности? (ребенок с гипердинамическим синдромом не способен сколько-нибудь долго сосредотачивать внимание, легко отвлекается на любые мелочи).
Дополнительно нужно учесть следующие факторы: есть ли логопедические проблемы, стоит ли ребенок на учете у невропатолога, есть ли стойкие нарушения сна, легко ли ребенку приспособится к дисциплине в детском саду или школе.
Что делать, если у ребенка обнаруживаются признаки синдрома дефицита внимания?
Во-первых, принять поведение ребенка с пониманием, твердо осознавая, что он не «играет на нервах», а просто пытается жить с постоянным внутренним напряжением и неспособностью сосредоточить внимание, которые постоянно беспокоят его. Терпение, терпение и еще раз терпение – вот главное правило для родителей. Скандалы, угрозы и физическое наказание могут лишь усугубить ситуацию, заставляя ребенка утвердиться в мысли, что он «не такой, как все» и у него никогда ничего не получится.
Во-вторых, пройти обследование у невропатолога. Как правило, снимается энцефалограмма и берутся анализы крови. Врачи чаще всего лечат гипердинамический синдром медикаментозно. В российской практике назначают препараты, улучшающие кровообращение головного мозга и успокоительные средства. По данным врачей, медикаментозное лечение имеет достаточно высокую эффективность. Серьезный недостаток метода – при прекращении приема препаратов, все симптомы возвращаются. Существуют также немедикаментозные методы коррекции. Они более сложны для родителей, поскольку требуют длительного времени и определенных денежных затрат.
Серьезное преимущество немедикаментозных (психокоррекционных) методов – устойчивость эффекта, то есть при прекращении работы, положительный эффект остается. Наиболее эффективная методика на сегодняшний день – это нейрофидбэк (коррекция с помощью биоуправления). Суть метода состоит в том, что ребенок сам отслеживает свое состояние с помощью специальных датчиков и учиться управлять им. В таком своеобразном тренинге используются различные игры, мультфильмы и картинки, что делает занятия привлекательными для ребенка.
Самое главное, что должны помнить родители гипердинамических детей, что внимание, терпение и ласка помогут преодолеть даже самые сложные ситуации, а потенциал ребенка столь высок, что при должной поддержке проблема может быть решена.
Ребенок не может усидеть на месте? Ему трудно сосредоточиться? Школьные учителя жалуются на невнимательность и плохое поведение? Родители находятся в постоянном напряжении? Есть все основания предположить, что мы имеем дело с так называемым «синдромом дефицита внимания».
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» или «гипердинамический синдром» – это, к сожалению, наиболее распространенная форма расстройства поведения у детей и подростков. Специалисты установили, что до 20 процентов детей страдают этим расстройством. Только по официальным данным в нашем регионе насчитывается порядка 80 тысяч детей с этим нарушением. Детские психологи в большинстве своем убеждены, что, на самом деле, детей, страдающих синдромом дефицита внимания гораздо больше. Причем количество обращений именно по этой проблеме растет с каждым годом.
Чаще всего спрогнозировать появление гипердинамического синдрома можно очень рано. В младенчестве ребенок беспокоен, часто плачет без видимых причин, есть нарушения сна. Как только малыш начинает ходить, возникает масса проблем: вокруг него все падает, ломается, проливается и бьется, дети часто получают травмы, а мамы не имеют возможности отойти от ребенка ни на секунду. Позже ребенок не может сосредоточиться на одной игре, его очень легко чем-нибудь заинтересовать, но удержать внимание сколько-нибудь долго невозможно. О таких детях говорят «маленький моторчик». Настоящие проблемы начинаются тогда, когда ребенок поступает в школу. Начинаются постоянные жалобы учителей. Как правило, они сводятся к тому, что ребенок не может спокойно усидеть на месте, не слушает учителя и «совершенно не старается учиться, хотя к этому есть способности».
В большинстве своем взрослые не понимают, что ребенок просто не может «вести себя хорошо». Есть огромная разница между ребенком, по какой-то причине ведущим себя «плохо» (например, в связи с проблемами общения со сверстниками, переживанием семейных неурядиц или собственного возрастного кризиса, или просто страдающего от педагогически неграмотного поведения родителей), и ребенком, с гипердинамическим синдромом. Необходимо понимать, что ребенок ведет себя «не так, как другие» не из вредности или дефекта характера, а потому, что он иначе не может в связи с проблемами физиологического характера. Предъявляя непомерные требования к своему непоседе, родители рискуют в скором времени преумножить свои проблемы. Ребенок скорее будет избегать непосильной нагрузки, чем стараться «вести себя лучше», просто потому, что самостоятельно изменить свое поведение он не в силах. В чем же причина? Причина в нарушении на физиологическом уровне центров внимания и регуляции поведения. Как отличить банальные поведенческие проблемы синдрома дефицита внимания?
Прежде всего, необходимо ответить на несколько вопросов:
– Как давно возникли проблемы? (чаще всего, особенности в поведении проявляются до семи лет);
– Где и когда ребенок ведет себя чрезмерно активно и импульсивно? (особенности в поведении проявляются, по крайней мере, в двух сферах деятельности: дома и в школе, во время игр и во время общения со взрослыми);
– Есть ли причины, которыми можно объяснить поведение ребенка? (поведение не ситаутивно, не связано с проблемами адаптации к школьной жизни, ослабленностью после болезни или семейными неурядицами);
– Может ли ребенок некоторое время играть в спокойные игры? (ребенок с гипердинамическим синдромом постоянно находится в движении, очень нетерпелив и суетлив);
– Как долго ребенок может удерживать внимание на одной деятельности? (ребенок с гипердинамическим синдромом не способен сколько-нибудь долго сосредотачивать внимание, легко отвлекается на любые мелочи).
Дополнительно нужно учесть следующие факторы: есть ли логопедические проблемы, стоит ли ребенок на учете у невропатолога, есть ли стойкие нарушения сна, легко ли ребенку приспособится к дисциплине в детском саду или школе.
Что делать, если у ребенка обнаруживаются признаки синдрома дефицита внимания?
Во-первых, принять поведение ребенка с пониманием, твердо осознавая, что он не «играет на нервах», а просто пытается жить с постоянным внутренним напряжением и неспособностью сосредоточить внимание, которые постоянно беспокоят его. Терпение, терпение и еще раз терпение – вот главное правило для родителей. Скандалы, угрозы и физическое наказание могут лишь усугубить ситуацию, заставляя ребенка утвердиться в мысли, что он «не такой, как все» и у него никогда ничего не получится.
Во-вторых, пройти обследование у невропатолога. Как правило, снимается энцефалограмма и берутся анализы крови. Врачи чаще всего лечат гипердинамический синдром медикаментозно. В российской практике назначают препараты, улучшающие кровообращение головного мозга и успокоительные средства. По данным врачей, медикаментозное лечение имеет достаточно высокую эффективность. Серьезный недостаток метода – при прекращении приема препаратов, все симптомы возвращаются. Существуют также немедикаментозные методы коррекции. Они более сложны для родителей, поскольку требуют длительного времени и определенных денежных затрат.
Серьезное преимущество немедикаментозных (психокоррекционных) методов – устойчивость эффекта, то есть при прекращении работы, положительный эффект остается. Наиболее эффективная методика на сегодняшний день – это нейрофидбэк (коррекция с помощью биоуправления). Суть метода состоит в том, что ребенок сам отслеживает свое состояние с помощью специальных датчиков и учиться управлять им. В таком своеобразном тренинге используются различные игры, мультфильмы и картинки, что делает занятия привлекательными для ребенка.
Самое главное, что должны помнить родители гипердинамических детей, что внимание, терпение и ласка помогут преодолеть даже самые сложные ситуации, а потенциал ребенка столь высок, что при должной поддержке проблема может быть решена.
До сих пор еще до конца не ясно, почему у многих детей наблюдаются соответствующие отклонения в поведении. Однако существует множество теорий — как довольно правдоподобных, так и весьма запутанных.
Теория наследственности
Справедливо считают, что причина возникновения СГДВ кроется в наследственности. Это подтверждают, кроме всего прочего, также исследования, проводившиеся среди близнецов. Все-таки не один только дефектный ген несет ответственность за СГДВ — ученые исходят из того, что множество генов определяют такие столь различные качества, как концентрацию деятельности и порывистость движений (разумеется, не следует упускать из виду и безусловное влияние окружающей среды).
Совет
В США проводились успешные опыты, суть которых сводилась к следующему: мальчикам разрешалось во время урока держать в руках резиновый мяч, попеременно сжимая и разжимая его. Этого оказалось достаточно для того, чтобы в какой-то степени умерить порывистость движений у детей. Следует добавить, что многие мальчики лучше учатся, если имеют возможность двигаться (или хотя бы двигать руками).
Следует добавить, что один из родителей, страдающих СГДВ, необязательно должен также проявлять определенные отклонения в поведении. Ученые считают, что наследуется лишь предрасположенность к СГДВ, а разовьется ли из этого в дальнейшем синдром гиперактивности и дефицита внимания — вопрос в первую очередь окружающих условий и воспитания.
Нарушение мозгового обмена
Многие ученые также считают, что у детей, имеющих синдром гиперактивности и дефицита внимания, наблюдается нарушение мозгового обмена, то есть нарушение структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге. Причина всех этих явлений, безусловно, лежит в наследственности.
Предполагается, что передача нервного возбуждения, то есть посылаемой определенными участками мозга информации в иные области мозга, в случае с СГДВ нарушена.
Поступление информации в мозг осуществляется посредством определенных веществ, передаточных материалов, называемых нейротрансмиттерами. К ним относится допамин, возбуждающий нервные окончания и, помимо других функций, ответственный за мотивацию, внимание и психомоторику.
К нейротрансмиттерам принадлежит и норадреналин, выделяющийся в стрессовых ситуациях. Он поддерживает организм а боевой готовности и снижает чувствительность к боли, так же как названный «гормоном счастья» серотонин, который не только способствует возникновению ощущения счастья, но и сдерживает импульсивность поведения. Предполагается, что у детей с СГДВ один из этих трех (или больше) нейротрансмиттеров в определенных областях мозга (особенно под подозрением находятся лобные доли мозга и ганглии ствола мозга) не функционирует должным образом.
Изменения в структуре мозга
Наряду с теорией о нарушении мозгового обмена, объясняющей связанные с СГДВ отклонения в поведении, существует еще гипотеза о том, что у людей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания, произошли определенные изменения в мозге, или имеют место врожденные аномалии развития. Например, установлено, что у взрослых мужчин с СГДВ определенный участок коры мозга — левая, фронтоорбитальная зона — меньше по размерам, чем у остальных мужчин. Однако непосредственная связь между этим мозговым изменением и симптоматикой СГДВ пока еще не доказана.
Вывод
Неясно, существует ли связь между изменениями в структуре мозга и возникновением синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Гипотеза о продуктах питания
Постоянно приходится слышать о том, что какие-то определенные продукты питания, или содержащиеся в них вещества, провоцируют возникновение СГДВ или, по меньшей мере, усиливают отклонения в поведении. Особенно дурная слава у фосфатов (соли фосфорной кислоты), которые, среди прочих добавок, в огромных количествах содержатся в колбасе, а также в напитках с колой. Однако эта гипотеза научно не обоснована и до сих пор не доказана.
Многим родителям рекомендовано придерживаться в питании детей избирательной диеты (питание, при котором периодически запрещаются определенные продукты), чтобы вывести из организма вещества, усиливающие отклонения в поведении.
Родителям детей-индиго, у которых примерно те же особенности поведения, что и у детей с СГДВ, многие авторы особенно рекомендуют избегать сахара и продуктов, его содержащих, поскольку они усиливают отклонения в поведении. Однако это утверждение научно не доказано.
Курение во время беременности
Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что курение во время беременности губительно для новорожденного. Каждая сигарета — это, бесспорно, больше, чем просто сигарета. И, тем не менее, убеждение многих в том, что курение во время беременности способствует возникновению СГДВ у новорожденных, до сих пор еще научно не доказано.
Теория проблемного окружения
Многие ученые исходят из того, что различные проблемы в родительском доме способствуют возникновению СГДВ и соответствующих отклонений в поведении. К таким проблемам относится чрезмерное употребление алкоголя хотя бы одним из родителей и наличие у них психических проблем (например, депрессии).
Вполне можно допустить, что подобные проблемы в семье оказывают влияние на детей. Отклонения в поведении гораздо чаще проявляются у детей из неблагополучных семей, чем у тех, у кого дома все в порядке. Однако еще неясно, в этом ли коренится причина развития СГДВ.
Дай Бог, чтобы Ваш малыш был здоровеньким!