ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА (упражнения)

•На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У этих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

•На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто сокращаются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня — полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова

•На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со. сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Активизация речевого подражания

Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания. В речевую практику ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с постепенным наращиванием их количества: ау, ауи, ауиэ и т.д. Затем ребенку предлагают произносить ряд гласных, изменяя их место в ряду: ауи, аиу, уиа и т.д. Следующее задание — по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных, птиц, людей: ам, му, ко-ко и т.д. Затем цепочка звукоподражаний увеличивается до 3—4 слогов: ко-ко-ко-ко, ам-ам-ам-ам. Для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия можно предложить выполнить задания, связанные с произнесением слогов сначала со сменой гласного (му-ма), а затем — со сменой согласного (му-ку), постепенно увеличивая ряд.
Нельзя обойти этот этап и начать работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять и автономную речь детей.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как делаю я». Нужно научить детей подражать действиям с предметами (игры с машиной, мячом, куклой, кубиками), движениям рук, головы, ног («полетели, как птички», «поскакали, как зайчики»,  и т.д.).
В работе над речевой активностью (повторение звукоподражаний за логопедом) следует учитывать индивидуальные особенности детей. У одних легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му), у других — задненёбные (ка-ка, га-га), у третьих — переднеязычные (ди-ди, ти-ти). Удавшиеся звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком до 5—6 раз в различной тональности. Произнести эти звукосочетания тихо, громко, быстро, медленно, сердито, нежно, ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями, поданными в игровой форме.
В итоге логопедической работы на этом этапе формирования слоговой структуры слова дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, постоянно находящихся перед глазами ребенка, действий, совершаемых им или знакомыми ему людьми, некоторых состояний (холодно, тепло, вкусно). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых звукоречевых выражениях.

Формирование первых форм слов

Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова.
Прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно). Вначале допустимо проговаривание только ударного слога, в дальнейшем необходимо научить ребенка воспроизводить слова из двух слогов.
На данном этапе работы не рекомендуется исправлять звукопроизношение. Это может вызвать у некоторых детей речевой негативизм. При этом желательно, чтобы дети произносили все гласные (кроме звука [ы]). Желательно (но не обязательно), чтобы согласные |м], [п], [б], [т], [д] не замещались согласными звуками другого места образования, например звуком [к]. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Согласные язычно-передненёбные ([ш], [ж], [ч], [щ]), требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например мягким [с']. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе следует обратить особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ой, ай, эй.
Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом слов со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.
К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы, поставленные логопедом.
Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных
Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке м.орфем например: кош-ка (а не ко-шка).
Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются лишь те звуки, которые ребенок может произносить правильно. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые первоначально проговариваются детьми по слогам.
Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает сначала повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману и т.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно  проговариваются ребенком по слогам (простукиваются).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Предметные:
уа — младенец;
иа — ослик;
бе-е-е — овечка;
ме-е-е — козленок;
му-у-у — корова;
га-га-га — гуси;
ко-ко-ко — курица;
пи-пи-пи — мышка;
би-би — машина;
жу-жу — жук;
чу-чу-чу — поезд;
агу — малыш;
ути-ути — утята;
гули-гули — голуби;
мяу-мяу — кошка (котенок);
и-го-го — лошадка;
ав-ав-ав — щенок;
у-ух — сова;
тук-тук — дятел;
тик-так — часы;
гав-гав — собака;
чух-чух — паровоз;
чив-чив (чиф-чиф) — птицы;
цып-цып — цыплята;
мур — кошка;
кар — ворона;
динь-дон — колокольчик;
чирик — воробьи;
ку-ка-ре-ку — петушок;
ква-ква — лягушка;
кря-кря — утка;
хрю-хрю — свинья (поросята);
дзинь — телефон;
фьюить — щегол (соловей);
вжик — пчелка.
Ситуативные:
угу — крик в лесу;
ха-ха-ха — смех;
хи-хи-хи — хихиканье;
фи — наморщить нос;
ду-ду-ду— играть на дудочке;
ля-ля — пение;
ам — ребенок ест;
ай — занозить палец;
ох — болят зубы;
ой — уронить предмет;
ух — грозить кулаком;
эх — махнуть рукой;
бах — лопнул шарик;
бух — ребенок упал;
бум — ударить в барабан;
фас — команда собаке

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ
Дыня, вода, вата, кино, кофе, муха, уха, дети, ноги, боты, кеды, веко, духи, ноты, ива, тема, небо, еда, дама, баня, киви, мода, мама, папа, тетя, дядя, баба, деда, пума, дача, хата, чудо, фея, тихо, куда, туда, Вова, Дима, Катя, Витя, Ната, Нина, Таня, Митя, Тома, Ваня, Вята, Капа, Веня, Вика, Дуня, Даня, Гена, Петя, Ида, Феня, Федя, Ника, бегу, буду, могу, хочу, иди.
Та-та-та — это вата(ата-ата).
Ту-ту-ту — на вату(ату-ату).
Ты-ты-ты — нету ваты(аты-аты).
Да-да-да — у Димы еда.
Хи-хи-хи — у мамы духи.
Чу-чу-чу — дыню хочу.
Ги-ги-ги — быстрее беги!
Ома-ома — буду дома.
Офе-офе — у мамы кофе.
Ыня-ыня — у папы дыня.
Аче-аче — Даня на даче.
Ш
Ударный слог: шея, шина, шуба, душа, шоу, дыши.
Безударный слог: каша, туша, уши, мыши, ваша, наша, тише, выше, Даша, Маша, Кеша, Паша, Миша.
Ши-ши-ши — Кеша, дыши!
Аша-аша — у Даши каша.
Аши-аши — шуба у Маши.
Аши-аши — уши у Даши.
Ыши-ыши — у Паши мыши.
Ына-ына — у Миши шина.
Ж
Ударный слог: жаба, ножи, ужи, ежи, уже, Женя, Жека, бужу, хожу.
Безударный слог: кожа, жуки, хуже, даже, вижу.
Жа-жа-жа — вижу ежа.
Жу-жу-жу — жука бужу.
Жи-жи-жи — дома ножи.
С
Ударный слог: сани, оса, сода, совы, соки, соты, усы, весы, носы, коса, соя, сухо, Соня, Саня, несу, пасу.
Безударный слог: бусы, мясо, киса, косы, осы.
Са-са-са — это оса.
Са-са-са — у Сони коса.
Сы-сы-сы — у папы усы.
Сы-сы-сы — несу весы.
Су-су-су — бусы несу.
С'
Ударный слог: сито, сети, сено, сидя, Сема, Сева, Сима, носи, неси, коси.
Безударный слог: гуси, Вася, Ася, Тася, Тося, Дуся.
Ся-ся-ся — пасу гуся.
Си-си-си — сито неси.
Ася-ася — на сене Тася.
Асю-асю — буди Васю.
З
Ударный слог: коза, зубы, тазы, возы, зона, Зоя, Зая, везу.
Безударный слог: ваза, база, доза, муза, пузо, фаза, козы, зови.
За -за — у Зои коза.
Зу-зу — тазы везу.
Аза-аза — у Заи ваза.
З'
Ударный слог: Зина, Зита, вези.
Безударный слог: зима, Дези.
Зи-зи-зи — Зиту вези.
Л
Ударный слог: лапа, лама, пила, дела, лупа, голы, Лада, вела, пила
Безударный слог: луна, мыло, вилы, пилы, Мила, Лука, пела, лови.
Ла-ла-ла — у папы пила.
Ла-ла-ла — Мила воду пила.
Ла-ла-ла — вола вела.
Лы-лы-лы — я мою полы.
Лы-лы-лы — на поле голы.
Л'
Ударный слог: лето, липа, люди, Лена, Леня, Лева, Лида, Люда, Люба, Леха, ко-лю, полю, пилю.
Безударный слог: пуля, поле, воля, Поля, Галя, Валя, Оля, Толя, Неля, Коля, Гуля, Геля, Филя.
Лю-лю-лю — липу пилю.
Оле-оле — липа на поле.
Аля-аля — у липы Валя.
Р
Ударный слог: рама, рана, рано, гора, нора, кора, рота, перо, руки, рыба, Рая, Ро-ма, беру.
Безударный слог: рука, норы, куры, горы, Юра, Вера, Кора, Мара, Гера.
Ра-ра-ра — у горы нора.
Ра-ра-ра — на дубе кора.
Ара-ара — у Раи Мара.
Ора-ора — у Веры Кора.
Р'
Ударный слог: моря, заря, репа, рева, Рита, Рина, Рига, варю, дарю.
Безударный слог: река, буря, гиря, гири, Боря, Варя, верю, мерю.
Рю-рю-рю — я еду варю.
Ря-ря-ря — на море заря.
Рю-рю-рю — духи дарю.
Ири-ири — у Бори гири.
Ова-ова — Рита — рева.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ
Кабина, бумага, минута, помада, панама, ягоды, монета, дубина, какао, идея, поэ-ма, обои, опята, мимика, наука, охота, магия, мафия, пехота, выгода, этика, эпоха, химия, фауна, пичуга, чепуха, ватага, метода, кубики, утята, пауки, табуны, утюги, ходики, бу-кеты, ходоки, пакеты, ботики, туманы, батоны, тумаки, худая, убегу, добегу, одену, надену, ходите, будите, Эдита, Диана, Фаина, Хибины, Гавана, Дания, Канада.
Ама-ама — у Дианы панама.
Ада-ада — у Фаины помада.
Ага-ага — у Ивана бумага.
Ата-ата — у Вадима опята.
Ая-ая — Фаина худая.
Аны-аны — у воды туманы.
Ите-ите — хотите — будите.
Ш
Машина, тишина, юноша, шумиха, камыши, мышата, Наташа, Катюша, Витюша, Ванюша, шумите, шутите, пишите, укушу.
На-на-на — дома тишина.
Ши-ши-ши — у воды камыши.
Ыне-ыне — мышата на машине.
Ите-ите — дети, не шумите!
Аша-аша — напиши, Наташа.
Уша-уша — у Катюши Ванюша.
Ж
Жадина, хижина, дюжина, этажи, ежата, ножики, живые, ухожу, увижу, покажи, докажи, вяжите.
Жи-жи-жи — покажи этажи.
Жу-жу-жу — я ухожу.
Чу-чу-чу — ужина хочу.
Ата-ата — живые ежата.
С
Собака, посуда, соната, осока, сосуды, советы, сапоги, сухая, сытая, босая, косая, Сабина, посади.
Ги-ги-ги — у Сони сапоги.
Ди-ди-ди — Саню посади.
Ака-ака — сытая собака.
Уда-уда — сухая посуда.
С'
Кассета, беседа, осина, синева, сюита, соседи, бусины, осины, семена, тысяча, си-няя, седая, поседи, посети, носите, висите, гасите.
Ди-ди-ди — Сема, дома посиди.
Ома-ома — соседи у дома.
Има-има — у осины Сева и Сима.
Имы-имы — синяя бусина у Симы.
З
Забава, забота, музыка, заноза, пауза, зануда, замена, медуза, закаты, заветы, заво-ды, фазаны, бизоны, газоны, казаки, задеты, зовите.
За-за-за — ты егоза.
Оне-оне — бизоны на газоне.
Ава-ава — музыка забава.
Аты-аты — на небе закаты.
Уда-уда — Зина зануда.
З'
Газета, бузина, физика, зевака, кузина, визиты, везите, Азия.
На-на-на — у дома бузина.
Зи-зи-зи — дома не бузи.
Ету-ету— купи газету.
Л
Колода, лагуна, молоко, логика, пугало, белуга, кобыла, холода, налоги, Володя, Данила, Калуга, милая, белая, вялая, поила, доила, ломала, лакала, ловила, будила, вида-ла.
Ко-ко-ко — пей, Володя, молоко.
Ода-ода — у дома колода.
Л'
Полено, малина, калина, телега, поляна, коляда, лебеда, колени, тополя, билеты, далеко, Лиана, Полина, Миледи, ходили, лепили, пилили, учили, делали, катали, видали, одели, хотели.
Ко-ко-ко — не ходите далеко.
Или-или — мы лепили.
Или-или — вы учили.
Или-или — они ходили.
Р
Радио, работа, радуга, ракета, Родина, дорога, корова, ворона, борода, рубаха, по-рода, каратэ, курага, рутина, комары, топоры, пироги, номера, повара, города.
Ры-ры-ры — дома комары.
Ры-ры-ры — у папы топоры.
Га-га-га — у повара курага.
Аха-аха — у Романа рубаха.
Ета-ета — на небе ракета.
Р'
Фонари, дикари, ребята, карета, коряга, перина, дерево, рябина, неряха, четыре, орехи, наряды, береты, ревуны, берега, Марина, Ирина, Карина, Корея.
Ри-ри-ри — на море дикари.
Ря-ря-ря — Ирина у фонаря.
Ре-ре-ре — ребята на горе.
Га-га-га — у реки берега.
Ны-ны-ны — на дереве ревуны.
Ины-ины — четыре Марины.
Яды-яды — у Марины наряды.

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
Кит, конь, дуб, мед, кот, ток, тон, день, бок, куб, дом, дым, мех, док, дух, пух, май, кум, маг, ген, медь, мак, меч, мох, миф, код, бег, хит, гид, хек, пять, ночь, чай, буй, печь, пан, чин, йод, юг, яд, вид, вот, тут, там, мой, Дик, Ким, Том, Кай, Кен, Бах, Дон, дуй, дай, вой.
От-от-от — дома кот.
Ит-ит-ит — на воде кит.
Уп-уп-уп — Дику дай куб(п).
Ак-ак-ак — у Гены мак.
Ед-ед — Киму дай мед.
Еч-еч — у Кена меч.
Ш
Шаг, шум, нож(ш), уж(ш), тишь, шах, еж(ш), шок, шут, шип, шик, наш, ваш, шеф, ешь.
Ить-ить-ить — буду шить.
Ум-ум-ум — дома шум.
Ош-ош-ош — у папы нож(ш).
Уш-уш-уш — у воды уж(ш).
Ж
Жук, чиж, жуть, жать, жить, жуй.
Ить-ить-ить — надо жить.
Ать-ать-ать — буду жать.
Ук-ук-ук — не жужжи, жук.
Иж-иж — у Жени чиж.
С
Нос, сад, сам, сом, сок, сон, сук, суп, сын, сыт, бас, ус, вес, пес, вес, воз(с), таз(с), пас, мыс.
Ын-ын-ын — у мамы сын.
Ыт-ыт-ыт — Витя сыт.
Ас-ас-ас — у папы бас.
Ос-ос-ос — у сына нос.
Уп-уп-уп — у мамы суп.
Ам-ам-ам — ем сам.
С'
Семь, мазь(сь), гусь, сев, сеть, весь, сядь.
Усь-усь-усь — на воде гусь.
Ась-ась-ась — у мамы мазь(сь).
З
Зуб, зоб, вяз, Зак.
Ак-ак-ак — дома Зак.
Уп-уп-уп — дуй на зуб(п).
З'
Зев, зябь.
Апь-апь — на воде зябь.
Л
Лак, лоб, лом, лук, луч, гол, гул, вол, пол, кол, мел, мул, мал, Нил, дал, мыл, был, выл, ел, пел, пил, дул.
Ыл-ыл-ыл — я дома был.
Ал-ал-ал — Даня мал.
Ыл-ыл-ыл — он лоб мыл.
Ук-ук-ук — Дима ел лук.
Ил-ил-ил — Дима воду пил.
Ол-ол-ол — Витя мыл пол.
Л'
Лев, лещ, лед, лен, люк, даль, боль, моль, ель, мель, пыль, лей.
Ыль-ыль-ыль — дома пыль.
Оль-оль-оль — летала моль.
Ён-ён — на поле лен.
Ей-ей — воду лей.
Р
Рак, рот, рог, ров, пар, дар, бур, хор, бор, вор, мир, пир, тир, мэр, рай, рыть.
Ов-ов-ов — у дороги ров.
От-от-от — у кота рот.
Ар-ар-ар — у воды пар.
Ыть-ыть — не надо рыть.
Р'
Ряд, риф, гарь, корь, хорь, Рим, верь.
Иф-иф-иф — на море риф.
Орь-орь — у Риты корь.
Ерь-ерь — Роме верь.
Ерь-ерь — маме верь.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
Веник, паук, банан, пакет, томат, кокон, бубен, мячик, гамак, туман, вагон, батон, петух, каток, комок, табун, пятак, ноготь, коготь, кабан, питон, диван, канат, бутон, хо-бот, удав, обед, воин, кубик, пупок, котик, домик, утюг, обувь, топик, гудок, июнь, букет, пион, поход, опыт, маяк, метод, комод, моток, кубок, чугун, наган, бетон, баян, почин, потоп, печать, агат, кадык, вывод, выгон, кювет, бутик, мутон, нытик, этюд, девять, но-вый, худой, дутый, немой, Эдик, Иван, Вадим, одет, едет, поет, идет, ходит, видит, учит, мычит, воет, ноет, надеть, одеть, пугать, путать, гудеть, мутить, дудеть, задеть, метить, бегать, тянуть, таять, купить, катить, купать, катать, метать, тыкать, хотеть, умыть, да-вать, давай, Киев, Китай, Дунай.
Он-он-он — едет вагон.
Ух-ух-ух — поет у дома петух.
Ок-ок-ок — иду на каток.
Ан-ан-ан — я ем банан.
Ат-ат-ат — тяну канат.
Ат-ат-ат — Иван, купи томат.
Им-им-им — баян видит Вадим.
Эть-эть-эть — давай будем гудеть.
Ш
Шагом, мешок, пушок, шепот, ушиб, ушат, багаж(ш), шаман, шатун, шагать, ша-тать, шипеть, шуметь, шутить, дышать, вешать, кушать, мешать, кишит, пишет.
Ок-ок-ок — давай мешок.
Ан-ан-ан — шагает шаман.
Ып-ып-ып — он ногу ушиб.
Ой-ой-ой — шагай домой.
Ать-ать-ать — могу дышать.
Ать-ать-ать — не надо мешать.
Ж
Живот, ужин, ножик, ежик, жакет, жучок, ожог, божок, бежать, жужжать, живет, жует, нажать, чижик-пыжик.
Ит-ит-ит — жук жужжит.
Ать-ать-ать — буду бежать.
От-от-от — ноет живот.
Ет-ет — мама купит жакет.
Ёт-ёт — ежик ужин жует.
Чок-чок — живет у Жени жучок.
С
Садик, соболь, песок, кусок, носок, висок, мысок, судак, насос, конус, утес, офис, сосуд, фокус, фикус, фасад, совок, совет, тонус, кумыс, топаз(с), бутуз(с), выпас, вынос, сухой, сытый, босой, косой, Томас, судить.
Ос-ос-ос — новый насос.
Уд-уд-уд — несу сосуд.
Ок-ок-ок — надену носок.
Ак-ак-ак — на обед судак.
Ес-ес — иду на утес.
С'
Синяк, сосед, восемь, десять, синий, седой, повесь, висит, носит, косит, сидит, ба-сит, бесит.
Есь-есь — сито повесь.
Ит-ит-ит — канат висит.
Ит-ит-ит — папа басит.
Ит-ит-ит — сын сидит.
Як-як — на ноге синяк.
Ой-ой-ой — идет дед седой.
З
Завод, замок, закат, запах, азот, возок, фазан, закон, бизон, язык, вазон, газон, озон, кузов, мазок, азот, загон, затон, Азов, зовет, зудит, зудеть, задеть, забыть, забить, запить, задеть, вязать, мазать.
Ат-ат-ат — на небе закат.
Ык-ык-ык — у Дуни язык.
Ок-ок-ок — на доме замок.
От-от-от — гудит завод.
Ит-ит-ит — нога зудит.
Ить-ить-итъ — надо мячик забить.
З'
Изюм, музей, визит, Тузик, везет, возит, зевать.
Юм-юм — ем изюм.
Ёт-ёт — Зине везет.
Атъ-ать-ать — не надо зевать.
Л
Ладонь, халат, локоть, молот, тулуп, голубь, лоток, мелок, холод, голод, лопух, пе-нал, укол, овал, купол, кулак, кулон, дятел, угол, пепел, валун, колун, котел, телок, бокал, выгул, латунь, молод, белый, милый, вялый, хилый, Даниил, Павел, ходил, упал, купил, видел, вынул, колоть, полоть, молоть, делать, ломать, лакать, ловить, лаять, лупить.
Ал-ал-ал — купи пенал.
Ил-ил-ил — папа ходил.
Ал-ал-ал — сын упал.
Ат-ат-ат — надень халат.
Уп-уп-уп — у деда тулуп.
Л'
Лебедь, улей, лимон, лютик, летун, мебель, тополь, метель, фитиль, ковыль, уголь, медаль, модель, кулек, полет, июль, Олег, левый, белый, лепить, любить, лечить, болеть, болит, лететь, летит, велеть, велит, холить.
Он-он-он — ем лимон.
Ить-ить — буду лепить.
Ить-ить — надо любить.
Еть-еть — не надо болеть.
Ит-ит-ит — лебедь летит.
Аль-аль-аль — Лене дали медаль.
Ель-ель — поет метель.
Р
Баран, порог, народ, урок, курок, рукав, барон, рыбак, рынок, карат, ротик, комар, ворон, удар, багор, нарыв, повар, топор, убор, ковер, мотор, нарыв, порох, буфер, кефир, катер, тенор, вечер, хутор, выбор, веер, ручей, бурый, Егор, Федор, рубить, рыдать.
Ак-ак-ак — идет рыбак.
Ир-ир-ир — у Вяты кефир.
Ор-ор-ор — поет Егор.
Ор-ор-ор — у Вовы топор.
Ор-ор-ор — рычит мотор.
Ать-ать-ать — Федор, не надо рыдать.
Р'
Моряк, буряк, корень, наряд, берег, орех, хорек, урюк, ремень, репей, фонарь, та-риф, рядом, Арик, Эрик, Кирим, теперь, поверь, верить, гореть, варить, дарить, парить, мерить, морить.
Як-як-як — идет моряк.
Юк-юк-юк — я ем урюк.
Арь-арь — горит фонарь.
Ерь-ерь — маме поверь.
Им-им-им — дарит Кирим.
Ак-ак-ак — у Арика буряк.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ
Бабка, дедка, банка, банька, юбка, папка, ветка, майка, гайка, ватка, утка, дымка, кепка, тыква, будка, гонка, койка, тумба, копье, окно, кофта, банда, битва, манго, война, мойва, тайна, яхта, ямка, чайка, печка, дочка, тучка, бочка, почка, точка, кочка, кухня, качка, очки, буквы, нитки, тапки, ногти, когти, факты, одни, видно, вечно, модно, мутно, давно, дивно, помни, найду, пойду, Димка.
Но-но-но — вот окно.
Ны-ны-ны — дома видны.
Не-не-не — банка на окне.
Ет-ет-ет — я модно одет.
Ш
Кошка, башня, вешка, вышка, пушка, мышка, кашка, шайба, шайка, мишка, мошка, мушка, шапка, шубка, шутка, шишка, тушка, вишня, яшма, нож(ш)ка, ушки, шаньги, Шавка, Бишка, Кешка, шумно, душно.
Ит-ит-ит — Бишка шумит.
Ит-ит-ит — кошка шипит.
Ушка-ушка — на вышке пушка.
Апка-апка — на Кешке шапка.
Ишка-ишка — у Мишки шишка.
Ж
Жатва, дожди, можно, нужно, нежно, между, важно, жутко, Жанна, пожми, выжми.
Ди-ди-ди — идут дожди.
Ди-ди-ди — дожди не жди.
Ми-ми-ми — на жука нежно нажми.
Ожно-ожно — Жене бежать можно.
С
Сайка, сумка, самбо, сукно, судно, паста, место, тесто, маска, каска, сосна, сойка, судья, весна, десна, соска, сопка, миска, тоска, пески, санки, носки, сутки, кусты, мосты, ясно, тесно, густо, сытно, Санта.
На-на-на — идет весна.
Ки-ки-ки — неси носки.
Но-но-но — купи сукно.
На-на-на — на сопке сосна.
Ты-ты-ты — у сосны кусты.
С'
Такси, семга, сетка, письмо, семья, кости, гости, вести, басни, песни, Настя, Костя, Васька, нести, пусти.
Си-си-си — едет такси.
Си-си-си — письмо неси.
Ти-ти-ти — домой Костю пусти.
Астя-астя — поет песни Настя.
Етка-етка — у Васьки сетка.
З
Зайка, езда, зонты, замки, зубки, мозги, зыбко.
Ты-ты-ты — купи зонты.
Ги-ги-ги — у Зойки мозги.
З'
Возня, кузня, ниндзя, везде, зябко, Кузьма, Зинка, возьми.
Де-де-де — нитки везде.
Ми-ми-ми — тапки возьми.
Ма-ма-ма — идет Кузьма.
Л
Булка, балка, лавка, лампа, лайка, лапка, лодка, полка, палка, вилка, салки, лунка, холка, халва, елка, галка, колпак, челка, белка, лапта, метла, вобла, мелки, волки, углы, локти, волны, колко, мелко, тепло.
Елка-елка — на дубе белка.
Алка-алка — на ветке галка.
Олка-олка — папина полка.
Ампа-ампа — мамина лампа.
Л'
Лента, лямка, капля, суфле, лейка, галька, пулька, долька, колье, колья, вопли, вафли, кегли, туфли, бульки, Ольга, Линда, Литва, люблю.
Пи-пи-пи — лейку купи.
Ле-ле-ле — ем суфле.
Ли-ли-ли — дольки дели.
Лю-лю-лю — Ленку люблю.
Инды-инды — туфли у Линды.
Ента-ента — у Ольги лента.
Р
Ручка, парта, марка, карта, корка, морда, горка, дырка, терка, бурка, метро, утро, выдра, пудра, игра, икра, ведро, бедро, кобра, арфа, хурма, метры, ветры, бобры, ковры, тигры, негры, кедры, кадры, багры, Мурка, Ирма, Ирка, Барби, верно, бодро, гордо, мудро, бурно.
Ра-ра-ра — начата игра.
Ро-ро-ро — у Коры ведро.
Ры-ры-ры — у Иры ковры.
Ат-ат-ат — тигры рычат.
Орда-орда — у выдры морда.
Учка-учка — на парте ручка.
Р'
Редька, речка, рейка, рюмка, борьба, кудри, перья, горько, Борька, Зорька.
Ба-ба-ба — идет борьба.
Ре-ре-ре — Зорька на горе.
Ра-ра-ра — Борька у ведра.
Ата-ата — на речке ребята.
Удри-удри — у Борьки кудри.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ
Птаха, книга, вьюга, кнуты, твоя, много, квиты.
Ты-ты-ты — купи кнуты.
Аха-аха — у Пети птаха.
Ого-ого — меда много.
Ш
Штука, шпага, швея, шхуна, штаны, шведы.
Ны-ны-ны — купите Мишке штаны.
Я-я — у мамы швея.
Ага-ага — твоя шпага.
Уна-уна — на воде шхуна.
Еды-еды — едут шведы.
Ж
Ждите, Дженни, Джуди, Джеки.
Ите-ите — Женю ждите.
С
Спина, стена, смена, стадо, стая, скука, смета, смута, ступа, свита, стопа, свеча, схема, сваха, стуки, скаты, стоны, счета, Света, стоя, стучи, студи, свети, смыто, снято.
Ны-ны-ны — стадо у стены.
Не-не-не — не стучи по стене.
Та-та-та — на схеме счета.
Ти-ти-ти — свеча, свети.
Ета-ета — у Светы смета.
С'
Стихи, всюду, свои.
Хи-хи-хи — у меня свои стихи.
Ети-ети — всюду дети.
З
Змея, знамя, звено, знаки, звуки, звони.
Амя-амя — на доме знамя.
Аки-аки — у Зака знаки.
Ачу-ачу — дай Заку с(з)дачу.
Я-я-я — у Зои змея.
З'
Дзюдо, взята.
Та-та-та — книга взята.
До-до-до — иду на дзюдо.
Л
Плата, пчелы, клады, плоты, плохо, глухо, глупо, Клава, плыла, гнула, пнула, кла-ла.
Олы-олы — летят пчелы.
Ава-ава — у Клуни Клава.
Ула-ула — Клава мячик пнула.
Л'
Глина, плита, блюдо, племя, блины, плечи, плети, львята, плела.
Ла-ла-ла — Лада венок плела.
Та-та-та — на кухне плита.
Ны-ны-ны — печем блины.
Удо-удо — надо блюдо.
Ята-ята — у львицы львята.
Р
Драка, крупа, тропа, труба, трава, дрова, пруды, брови, пруты, права, вчера, хмуро, браво, круто, Прага.
Ба-ба-ба — труби труба.
Па-па-па — у пруда тропа.
Ва-ва-ва — руби дрова.
Ве-ве-ве — дрова на траве.
Ови-ови — у Прони брови.
Ага-ага — город Прага.
Р'
Время, грива, пряха, дрема, прима, двери, брюки, прямо, криво.
Ги-ги-ги — время береги.
Ива-ива — у коня грива.
Ери-ери — гири у двери.
Юки-юки — на Юре брюки.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
Фонтан, медведь, магнит, индюк, бантик, винтик, бинтик, фантик, обман, ответ, водник, капкан, чайник, обмен, чепчик, печник, конвой, фунтик, кантик, меткий, медный, модный, умный, мягкий, бедный, потный, годный, ветхий, гадкий, мутный, томный, туч-ный, ватный, мигнуть, пугнуть, икнуть, махнуть, отдать, отбыть, отмыть, подбить, под-нять, отнять, выгнать, Гудвин.
Ит-ит-ит — чайник кипит.
Ук-ук-ук — идет индюк.
Ан-ан-ан — поет фонтан.
Ит-ит-ит — мой магнит.
Уть-уть — надо маме махнуть.
Ать-ать-ать — папе винтик отдать.
Овы-овы — медный чайник у Вовы.
Ани-ани — модный бантик у Тани.
Ш
Кувшин, каштан, вешний, шумный, пушной, шаткий, кошкин (дом), Пушкин.
Ом-ом-ом — надо вымыть кошкин дом.
Ан-ан-ан — шумит каштан.
Ын-ын-ын — надо отдать кувшин.
Ень-ень — вешний день.
Ень-ень — шаткий пень.
Ж
Дождик, манжет, жемчуг, бюджет, жуткий, каждый, важный, нежный, нужный, жадный, жидкий, жуткий, ножной, выждать.
Эт-эт-эт — у Жени манжет.
Дождик, дождик — не дожди,
Дождик, дождик — подожди.
С
Поднос, сундук, кактус, космос, сустав, состав, компас, каскад, восток, уксус, пастух, испуг, успех, мускат, фитнес, пятьсот, семьсот, кислый, уз(с)кий, низ(с)кий, мясной, сочный, успеть, остыть, испечь, Самсон, Кавказ(с).
Ос-ос-ос — несу поднос.
Ух-ух-ух — идет пастух.
Ук-ук-ук — у Саньки сундук.
С'
Костюм, мопсик, кексик, кустик, мостик, Максим, пустит, гостит.
Ум-ум-ум — у Кости костюм.
Им-им-им — его купит Максим.
З
Зонтик, воздух, ездок, узбек, захват, возчик, зайчик, задний, зубной, позвать, назвать, узнать, мазнуть, затмить.
Ок-ок-ок — зайчик ездок.
Эк-эк-эк — возчик узбек.
Ать-атъ-атъ — надо Зайку позвать.
Ойки-ойки — зонтик у Зойки.
З'
Бензин, зимний, зябнуть, казнить, зевнуть.
Ин-ин-ин — купи Зине бензин.
Уть-уть-уть — хочу зевнуть.
Ень-ень — зимний день.
Ой-ой-ой — буду зябнуть зимой.
Л
Футбол, каблук, балкон, толчок, болтун, алтын, уклон, наклон, вулкан, вымпел, поклон, теплый, полный, ладный, долгий, колкий, Байкал, Лондон, махнул, метнул, отдал, поднял, подвел.
Ук-ук-ук — у Ланы белый каблук.
Ул-ул-ул — Володя Ладе махнул.
Ол-ол-ол — иду на футбол.
Он-он-он — на доме балкон.
Ал-ал-ал — еду я на Байкал.
Л'
Павлин, бублик, лентяй, альбом, бульдог, бульон, мальчик, дельфин, куплет, буклет, гоблин, пальчик, омлет, дуплет, летний, Гамлет, выльет.
Ин-ин-ин — идет павлин.
Ом-ом-ом — летний дом.
Ок-ок-ок — лает бульдог.
Ол-ол-ол — иду на футбол.
Ом-ом-ом — надо Алику альбом.
Ет-ет-ет — купи бублик и омлет.
Р
Бархан, карман, картон, гармонь, морковь, гарнир, монтер, актер, ворчун, кирпич, тетрадь, фартук, червяк, обрыв, отрыв, формат, овраг, кортик, паркет, архив, бардак, округ, батрак, подбор, маркер, вампир, бампер, тортик, черный, мудрый, мирный, первый, маркий, гордый, мерный, рыбный, верный, бурный, утром, Артек, Артем, Артур Герман, портить, кормить, бурчать, подрыть, отрыть, вырвать, порвать.
Ать-атъ — купи Марку тетрадь.
Офь-офь — потру Ромке морковь.
Ан-ан-ан — это мой карман.
Ак-ак-ак — у дороги овраг(к).
Он-он-он — подай черный картон.
Р'
Букварь, бунтарь, коврик, январь, горький, редкий, Харьков, подряд, мудрить, бодрить.
Арь-арь-арь — хочу букварь.
Яд-яд — читаю подряд.
Иты-иты — мягкий коврик у Риты.
Ить-ить-ить — не надо мудрить.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
Внучок, гномик, квиток, гнутый, втыкать, хватать, хныкать, квакать, вдыхать, вбивать, двигать.
Атъ-ать — не надо хватать.
Адо-адо — и хныкать не надо.
Акать-акать — будем квакать.
Ш
Шпагат, штатив.
Ат-ат-ат — купи Паше шпагат.
Ив-ив-ив — дай папе штатив.
Ж
Движок, жгучий, множить.
Ок-ок-ок — почини движок.
С
Скачок, свиток, стакан, студень, статус, свиной, святой, спетый, стынуть, стучать, стонать, смекать, сменить, светить, снимать, скатить, студить, стоять, скакать, скатать, свисать, скучать, ставить, свесить.
Ан-ан-ан — стоит стакан.
Ать-ать-ать — будем снимать.
Ить-ить-ить — надо Свете светить.
С'
Степан, свесить, квасить, мчитесь.
Ан-ан-ан — по степи идет Степан.
Ать-ать-ать — он не будет скучать.
Итесь-итесь — куда мчитесь.
З
Звонок, с(з)битый, звенеть, звякать, звонить, знобит, звучит, с(з)бивать, с(з)бавить.
Ок-ок-ок — звенит звонок.
З'
(Много) взяток.
Л
Клубок, клоун, клубень, флакон, платок, плакат, глупый, плохой, глухой, гнилой, Владик, Платон, Плутон, плакать, плавать, гладить.
Ок-ок-ок — у Клавы клубок.
Ок-ок-ок — у Влада платок.
Он-он-он — на полке флакон.
Л'
Ключик, плевок, львиный, длинный, плевать, хвалить, клеить, клюет, блеет, млеет, плетет.
Оли-оли — ключик у Коли.
Ить-ить-ить — меня надо хвалить.
Ёт-ёт — улов клюет.
Ечка-ечка — блеет овечка.
Ом-ом-ом — у льва львиный дом.
Р
Кровать, драчун, провод, творог, графин, грохот, вратарь, дракон, братик, прутик, прадед, прорыв, хмурый, крутой, грубый, хромой, грубить, грабить, крутить, творить, прыгать, править.
Ун-ун-ун — братик драчун.
Ок-ок-ок — прадед купит творог.
Ить-ить-ить — не надо грубить.
Арь-арь-арь — у ворот вратарь.
Ин-ин-ин — у кровати графин.
Ро-ро-ро — будем творить добро.
Р'
Крючок, грибок, пряник, гребень, припев, брикет, кремень, кредит, кривой, прямой, третий, вперед, прятать, крякать, хрюкать, бредить, дремать, кричать, прибить, при-вить, принять.
Ит-ит-ит — дайте кредит.
Ой-ой-ой — путь прямой.
Чок-чок — на двери крючок.
Ать-атъ — будем дремать


Диана
Диана
Мася
5 лет
Гданьск
812219
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мария
Мария
Екатеринбург

👍🏼